В Санкт-Петербурге 29 марта со второй попытки открылась выставка «Icons» куратора Марата Гельмана, которая будет работать около месяца в выставочном центре «Ткачи». Экспозиция, успевшая побывать в Краснодаре и Перми, завоевала репутацию скандальной, а сам Гельман, пытавшийся почти год выстроить диалог между искусством и церковью, из-за нее был окрещен безнравственным богохульником. Специально для «Ленты.ру» фотограф Сергей Максимишин побывал на открытии выставки, в действительности исследующей икону как художественный феномен — и убедился, что в культурной столице ее встретили в целом культурно.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Выставка «Icons» изначально должна была открыться в Петербурге в ноябре 2012 года, однако принимающая сторона в лице фонда поддержки современного искусства «Рицорди», видимо, испугалась скандальной славы экспозиции, ставшей, по сути, символом борьбы с мракобесием.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Фонд «Рицорди» попросил перенести проведение выставки. Однако Гельман, постоянно подчеркивающий, что «Icons» никого не оскорбляет, а исследует взаимоотношения художника с сакральными образами, решил отменить ее вовсе.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Осенью 2012 года фонд «Рицорди» решил, что в Петербурге не самая благоприятная атмосфера для «диалога между искусством и церковью» — в городе уже вовсю боролись с пропагандой гомосексуализма, запретили «Лолиту», а также активизировались казаки, которые с особым рвением перекрывают кислород всему якобы «антирелигиозному».

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
В 2012 году до своего несостоявшегося открытия в Петербурге выставка успела побывать в Перми, где прошла очень успешно, и произвести фурор в Краснодаре.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Именно на Кубани она прославилась на всю страну – теплым отзывам людей, посетивших экспозицию, предшествовали обвинения в оскорблении верующих со стороны православных активистов.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Официальное открытие «Icons» было сорвано, Марата Гельмана «прогоняли вон с Кубани», потому что вместе с ним идут «зло, разрушение и растление души», и даже плевали куратору в лицо.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Против экспозиции выступили представители Ставропольской и Невинномысской православных епархий, а Екатеринодарская и Кубанская обозвали Гельмана отрицательным отмером для православия.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
В Петербурге православная общественность в итоге встретила «Icons» иначе, хотя еще за несколько недель до открытия проходили протесты представителей «Народного собора», партии «Родина и «Профсоюза граждан России», а куратора в очередной раз назвали деятелем псевдокультуры.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Однако в конечном итоге Марат Гельман добился значительного успеха в выстраивании диалога между миром художественным и миром религиозным: по его словам, один из сопроводительных текстов для экспозиции написал Всемирный православный собор (вероятно, имеется в виду Всемирный русский народный собор — прим. «Ленты.ру»).

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
На открытии в Петербурге не было казаков и драк, всего несколько человек с плакатами, только, наоборот, в поддержку современного искусства и свободы творчества. Власти скандальной экспозицией не заинтересовались.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Идея выставки «Icons» возникла после того, как Марат Гельман приехал в Краснодар, где религия оказалась запретной темой для местных художников. Экспозиция «Icons» была сформирована из работ собрания Пермского музея современного искусства.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Для Петербурга Гельман пополнил выставку новыми работами. Сюрпризом стало произведение Дэмиена Херста The Holy Trinity. Достаточно известная работа модного британца по-новому прозвучала в контексте «Icons».

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
Всего на выставке представлено около 60 работ 25 современных русских художников первого ряда – от Дмитрия Гутова до Анатолия Осмоловского и Гора Чахала, размышляющих о феномене иконы и исследующих принципы иконографии.

Открытие выставки «Icons»
Фото: Сергей Максимишин / «Лента.ру»
В день открытия выставки в Петербурге Марат Гельман объявил, что на основе «Icons» собирается открыть целый музей, который если и появится, то не в Москве. И это точно станет культурным событием.

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева

Паша Брат

Илья Гапонов и Кирилл Котешов

«Петушиный-крик», 1975-1976
Михаил Шварцман

Дмитрий Гутов

Александр Сигутин

«Хлеб»
Анатолий Осмоловский

«Троица», 2012
Анфин Ханыков

Александр Ройтбурд

«Underground», фотография
Арсен Савадов

Аладдин Гарунов

«Золотая осень»
Виктор Хмель и Елена Суховеева

Владимир Куприянов

«Апокалипсис», 2009
Георгий Острецов

The Holy Trinity, графика
Дэмиен Херст

«Троица», 2012
Евгения Мальцева

Ирина Затуловская

«Предстояние»
Константин Худяков

Гор Чахал

Николай Макаров

«Семь-библейских-сцен», 1997
Рауф Мамедов

«Библейская почта»
Юрий Шабельников