В Китае 26 декабря отмечается 120-й день рождения «великого кормчего» Мао Цзэдуна. По случаю юбилея власти обещали вымыть все статуи Мао, издать новые юбилейные марки с его изображением и показать по телевидению документальные фильмы о его жизни и истории компартии. Наследие Мао до сих пор играет важную роль в Китае: легитимность нынешних лидеров компартии основывается на преемственности идеологии. Правда, времена, когда Мао Цзэдун был для Китая практически божеством, уже прошли. Нынешнее руководство признает его заслуги, но с оговорками, а действующий председатель КНР Си Цзиньпин распорядился поумерить размах торжественных мероприятий.
Судя по последним соцопросам, большинство китайцев, несмотря ни на что, считают Мао Цзэдуна национальным героем. Впрочем, чем моложе и лучше образованы опрошенные, тем меньше они склонны поддерживать Мао. Старшее поколение испытывает по временам «великого кормчего» ностальгию, похожую на ностальгию по Советскому Союзу в России. Они вспоминают, что Китай при нем стал великой страной, что образование и медицина были бесплатными, а пропасть между богатыми и бедными — не такой большой, как сейчас.
Нынешние лидеры компартии заимствуют только часть идеологии Мао Цзэдуна. Си Цзиньпин, например, вспоминает Мао, когда говорит о борьбе с коррупцией. Кроме того, он использует маоистское понятие «линия масс», которое интерпретируется как сближение между руководством страны и народом. Что не позволяет современной компартии снова воспринимать Мао как главного идеолога, так это экономическая составляющая. Власти КНР не первый год движутся к свободному рынку, что для убежденного коммуниста Мао было просто немыслимо.
Фото: AFP
В Китае Мао Цзэдун почитается как основатель современной КНР и ее идеологии. Его тело лежит в мавзолее на центральной площади Пекина — Тяньаньмэнь. В магазинах Китая до сих пор можно купить «Цитатник» — сборник самых ярких изречений Мао. Правда, спустя 37 лет после его смерти в стране неохотно вспоминают о том, каких жертв стоили его реформы.
Фото: Wang Zhao / AFP
Во время пребывания Мао у власти вокруг него сложился культ личности, подобный культам других коммунистических лидеров. Фактически он воспринимался китайцами как божество. Гимном страны в то время стала песня «Алеет восток, солнце встает над Китаем, это солнце — Мао Цзэдун». Его пели в школах, транслировали по телевизору и через репродукторы в городах и деревнях.
Фото: Carlos Barria / Reuters
«Цитатник», или, как его еще называют, «Красную книжечку», создали в 1960-х годах, в него вошли самые известные высказывания Мао Цзэдуна. Все цитаты были разделены тематически на 33 главы. Они охватывали все сферы жизни — от роли коммунистической партии до положения женщин. Преданные партии коммунисты обязаны были выучить эти цитаты наизусть и активно ими пользоваться. На печати изречения Мао выделялись особым шрифтом.
Фото: Andy Wong / AP
Китайцы готовы были обожествлять Мао Цзэдуна за то, что он объединил раздробленную страну, избавив ее от иностранного влияния. Помимо этого, он разрушил феодальное общество и, как принято считать в Китае, заложил основы будущего процветания страны. В целом китайцы благодарят Мао именно за то, что сейчас КНР стала крупной мировой державой.
Фото: David Gray / Reuters
В начале XX века Китай не мог даже мечтать о статусе мировой державы. Он входил в состав огромной раздробленной империи, управлявшейся династией Цин. Большинство китайцев занимались сельским хозяйством, а промышленность развивалась с огромным трудом.
Фото: Jason Lee / Reuters
При этом империя была разделена на сферы влияния между иностранными государствами. Это было расплатой династии Цин за помощь Запада в подавлении крестьянского восстания в середине XIX века. Мао Цзэдун впоследствии называл крестьян-тайпинов великими революционерами, боровшимися с западными капиталистами.
Фото: Jason Lee / Reuters
Во-первых, цинская династия была неспособна защищать интересы империи. Страна представляла собой полуколонию: она формально сохраняла независимость, а на деле ее ресурсы делили между собой Франция, Англия, Германия и Россия. Во-вторых, местные элиты погрязли в собственных внутренних конфликтах и коррупции. В итоге династия Цин не смогла удержаться у власти, и в 1912 году ее представители отреклись от претензий на престол, а Китай был провозглашен республикой.
Фото: Alexander F. Yuan / AP
Однако, по сути, цинская династия была тем единственным, что удерживало империю от окончательного развала. Поэтому после ее отречения Китай погрузился в гражданские войны, которые закончились только с провозглашением Мао Цзэдуном Китайской Народной Республики в 1949 году.
Фото: Ed Jones / AFP
Мао Цзэдун родился в 1893 году. Его семья жила в деревне Шаошань в провинции Хунань (впоследствии разросшейся в город) и занималась мелким земледелием, как большинство китайцев. По меркам того времени семья Мао Цзэдуна считалась достаточно обеспеченной.
Фото: Mark Ralston / AFP
Впервые с идеями социализма Мао Цзэдун познакомился в юном возрасте во время Синьхайской революции, в результате которой и была свергнута династия Цин. После этого он начал участвовать в социалистическом движении и печатать статьи в социалистических журналах.
Фото: David Gray / Reuters
В 1916 году Мао Цзэдун перебрался в Пекин, где устроился на работу в университетскую библиотеку. Там он познакомился с идеями марксизма. Под влиянием революции в России Мао начинает интересоваться и ленинизмом. В начале 1920-х годов он участвовал в основании коммунистической партии Китая.
Фото: Reuters
В первое время своего существования компартия сотрудничала с консервативной партией Гоминьдан, которая также появилась в условиях борьбы с японской экспансией после свержения династии Цин. Гоминьдан вместе с компартией решили вести революционную борьбу и в качестве советников приглашали советских экспертов, самым видным из которых был будущий маршал СССР Василий Блюхер. Мао Цзэдун в середине 1920-х годов даже вошел в ЦИК Гоминьдана, где возглавил отдел пропаганды.
Фото: Reuters
Однако радикальное крыло Гоминьдана не устраивало, что коммунисты могли вступать в Гоминьдан, имея при этом собственную хорошо организованную партию. Между организациями были и идеологические разногласия: если Гоминьдан поддерживал забастовки рабочих в борьбе с иностранными предпринимателями, то компартия предлагала бороться еще и против национальных предпринимателей, а также не исключать из революционного движения крестьян.
Фото: Reuters
Гоминьдану удалось продержаться у власти в стране с 1927 по 1937 год. Конфликт с компартией, развивавшийся уже с конца 1920-х, в итоге вылился в тяжелое противостояние и гражданскую войну. Конец этому был положен только во время очередного японского вторжения.
Фото: Petar Kujundzic / Reuters
Война с Японией снова привела к фактическому распаду Китая на три зоны: одна контролировалась японскими оккупантами, вторая — Гоминьданом, а третья — компартией. Война с Японией закончилась только после капитуляции Токио во Второй мировой.
Фото: Reuters
Культ личности Мао Цзэдуна в компартии начал формироваться еще в 1940-х годах. Путем репрессий он избавлялся от критиков и насаждал идеологию, названную в его честь маоизмом, которая считалась «подлинным китайским марксизмом». Партия сплачивалась на базе личной преданности ее членов вождю.
Фото: AP
После поражения в борьбе с коммунистами правительство Гоминьдана бежало на остров Тайвань. Мао Цзэдун закрепил свою власть, объявив на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь в 1949 году о создании Китайской Народной Республики. Пекин стал столицей нового государства, а Мао Цзэдун — его лидером.
Фото: Wang Zhao / AFP
Главными этапами правления Мао стали «Большой скачок» и последовавшая за ним «Культурная революция». После прихода к власти Мао обещал, что с помощью реформ в сельском хозяйстве и промышленности сделает Китай «могучим социалистическим индустриальным государством» за 50 лет.
Фото: David Gray / Reuters
Китай вслед за Советским Союзом пытался делать все в рекордные сроки и в рекордных масштабах. Ключевой составляющей индустриализации стала «Битва за сталь». Чтобы догнать развитые страны по производству стали и чугуна, каждая коммуна должна была поставить на заднем дворе доменную печь и варить сталь. Все это делалось под лозунгом «За три года упорной борьбы изменить отсталый облик страны».
Фото: Jeff Xu / Reuters
В конце 1950-х годов Китай превратился в страну коммун, в которые вошли все крестьянские хозяйства. В коммунах должно было царить полное равноправие и отсутствие личной выгоды. Борьба с проявлениями капитализма доходила до того, что в коммунах стали организовывать общественные столовые под лозунгом «Ешь и не плати».
Фото: Mark Ralston / AFP
Когда Мао решил, что воробьи в масштабах всей страны поедают слишком много семян и портят урожай, вся страна начала бороться с воробьями. Заодно китайцы истребляли крыс, мух и комаров.
Фото: David Gray / Reuters
На фоне «Большого скачка» Мао Цзэдун провозгласил кампанию по усилению гласности. Ее главным лозунгом была цитата из китайского стиха: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».
Фото: Peter Parks / AFP
Кампания вполне ожидаемо обернулась критикой в адрес Мао, и ее очень быстро свернули. Для критиков она оказалась ловушкой: тех, кто высказывался против курса партии, начали арестовывать и отправлять в деревню на перевоспитание. Позднее руководство страны объясняло, что полная свобода слова была предоставлена, чтобы «ядовитые травы могли разрастись пышно-пышно и народ увидел бы это и содрогнулся».
Фото: Aly Song / Reuters
Тем временем к концу 1950-х стало ясно, что коллективизация сельского хозяйства и «битва за сталь» провалились. Эта политика привела к масштабному голоду, жертвами которого стали, по разным оценкам, от 20 до 40 миллионов человек. В результате в 1959 году Мао Цзэдун временно ушел в отставку, предоставив своему окружению разбираться с последствиями «Большого скачка».
Фото: AFP
Одновременно Китай во главе с Мао Цзэдуном проводил политику освоения территорий, на которых компактно проживали национальные меньшинства. Этнических китайцев массово переселяли в Тибет, с 1950 года ставший автономией внутри КНР. В 1959 году давление на тибетцев вылилось в масштабное антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено, после чего духовный лидер Тибета Далай-лама бежал в Индию.
Фото: Ted Aljibe / AFP
В 1960-х годах на фоне раскола внутри партии Мао Цзэдун развернул «Культурную революцию». Формально ее целью провозглашалась борьба с буржуазией и становление социализма на всех уровнях жизни. На деле же это была борьба с инакомыслием. Общее количество репрессированных за время «Культурной революции» оценивается в 100 миллионов человек.
Фото: Mark Ralston / AFP
В стране развернулась кампания по уничтожению старой культуры. Было организовано массовое сожжение книг, которые хранились как в университетах, так и в домах простых китайцев.
Фото: Aly Song / Reuters
Наиболее радикальная молодежь требовала изменить значение сигналов светофора. Красный как цвет революции должен был стать разрешающим сигналом, а зеленый, наоборот, запрещающим. В Китае в тот период вообще все стало красным. Люди красили дома в красный цвет, а Мао Цзэдуна стали называть «самым-самым красным солнцем».
Фото: David Gray / Reuters
Мао сделал ставку на радикально настроенную молодежь — хунвейбинов («красных охранников»). Фактически они представляли собой банды, вершившие самосуд. Они могли остановить на улице любого человека и потребовать у него предъявить «Цитатник» Мао. Они жгли костюмы и декорации к Пекинской опере — на сцене должны были идти только революционные постановки. Из Великой китайской стены они выламывали целые куски, чтобы построить из них более нужные для страны свинарники.
Фото: Jason Lee / Reuters
К 1976 году, когда Мао умер, Китай находился в состоянии экономического кризиса. За последние 20 лет правления «великого кормчего» благосостояние населения так и не увеличилось. В некоторых аграрных районах уровень жизни крестьян оказался ниже, чем был в 1930-е. Исправлять ситуацию — возвращать страну к частной собственности и ограничивать роль государства в экономике — пришлось последователям Мао.
Фото: Matthew Lee / Reuters
После смерти Мао Цзэдуна в компартии началась борьба за перераспределение постов между молодым поколением функционеров и «старой гвардией», то есть людьми, вступившими в КПК еще до «Культурной революции». К концу 1978 года стало ясно, что перевес на стороне последних. Среди «стариков» оказался и создатель нового Китая Дэн Сяопин, он фактически руководил страной до 1990-х годов.
Фото: Wang Zhao / AFP
Собственного XX съезда в Китае пока так и не случилось. Отдельные решения Мао Цзэдуна после его смерти стали подвергаться критике (так, в 1979 году была официально осуждена «Культурная революция»), однако о тотальном разоблачении культа личности речи не идет. В 1981 году пленум ЦК КПК с подачи Дэн Сяопина утвердил такую оценку деятельности Мао: «Его заслуги занимают главное, а ошибки — второстепенное место». С тех пор существенных перемен в официальном отношении к персоне «великого кормчего» так и не произошло.