Глава Irrational Games Кен Левин объявил о роспуске студии. В отличие от большинства подобных случаев, Irrational закрывается отнюдь не по финансовым причинам — серия BioShock принесла своим создателям более полумиллиарда долларов и заняла важное место в истории игровой индустрии. Однако после выхода последней ее части — BioShock Infinite — Левин решил завязать с масштабными проектами, хотя бы временно. Вместо этого он планирует заняться небольшими играми — чтобы ответить на занимающий его вопрос: как сделать сюжетно-ориентированную игру, которую будет интересно проходить много раз?
В преддверии новых проектов Левина и его товарищей «Лента.ру» вспоминает все игры, благодаря которым и он, и закрывающаяся студия Irrational останутся в сердцах геймеров.

Скриншот Thief: The Dark Project
Карьера Кена Левина в игровой индустрии началась почти 20 лет назад. Вообще-то, когда-то он собирался стать сценаристом в Голливуде. Но в 1995 году его наняла Looking Glass Studios. Первым проектом, над которым Левин работал в качестве гейм-дизайнера, стала Thief: The Dark Project.

Скриншот System Shock 2
В 1997 году Левин и двое его коллег по LGS Джонатан Чей и Роберт Фермье решили организовать собственную студию, которая и получила название Irrational Games. Их первой игрой (разработанной в соавторстве с Looking Glass Studios) стал киберпанковый System Shock 2. Левин был ее режиссером, сценаристом и продюсером.

Скриншот System Shock 2
System Shock 2 придумывалась как оригинальный проект. Однако издатель — Electronic Arts — превратила его в сиквел игры 1994 года.
Несмотря на то что оглушительного коммерческого успеха SS2 не случилось, она завоевала множество поклонников и ощутимо повлияла на развитие современных видеоигр.

Скриншот Freedom Force
Следующий проект Irrational — юмористическая игра про супергероев Freedom Force. В ней разработчики с любовью и большим уважением пародировали комиксы середины прошлого века. Популярности System Shock 2 она не снискала, но все равно оказалась очень милой. Проект издавала EA, а сам Левин выступал в роли продюсера.

Скриншот Tribes: Vengeance
Для Tribes: Vengeance глава Irrational писал сценарий. Но вклад его студии в серию Tribes оказался менее удачным, чем предыдущие проекты Irrational. Vengeance была первой частью Tribes, которую делали не ее создатели из Dynamix. Фанаты оказались недовольны тем, какие изменения внес новый разработчик, и критиковали игру. Однако люди, не страдающие синдромом утенка, нашли Vengeance хорошо сделанной игрой с интересными миссиями и отлично сбалансированным мультиплеером.

Скриншот Freedom Force vs. the Third Reich
В 2005 году Левин (вновь в роли продюсера) и Irrational вернулись к своей супергероической серии и сделали Freedom Force vs the 3rd Reich. Как и первая часть, она была милой, атмосферной и в лучшем смысле слова трогательной — такой же, какими были комиксы в их золотую эпоху.

Скриншот SWAT 4
В том же году студия выпустила отличный, но дьявольски сложный тактический шутер SWAT 4, который моментально полюбили все поклонники жанра. Издавала игру уже Sierra Entertainment, и Левин был ее исполнительным продюсером.

Скриншот SWAT 4
При всем совершенстве в SWAT 4 не обошлось без некоторых странностей. Например, не вполне понятно, почему задерживать преступников и освобождать заложников приходилось одним и тем же способом — заламывать им руки и надевать наручники.

Скриншот BioShock
Моментом настоящего триумфа для Irrational вообще и Кена Левина лично стал выход Bioshock в 2007 году. В отличие от предыдущих игр студии, тут Левин выступал и режиссером, и сценаристом, и продюсером одновременно. Bioshock стала его личным спором с Айн Рэнд и ее «Атлантом», его личным размышлением о свободе творчества и судьбе мира, где гениям позволено все.

Скриншот BioShock
Многие геймеры полюбили разрушенный подводный город и его обитателей, сплайсеров, Маленьких Сестричек и Больших Папочек — с первого взгляда, раз и навсегда.

Скриншот BioShock 2
На волне этой любви вышла вторая часть, но в ее разработке ни Левин, ни Irrational участия уже не принимали. Ее делала студия 2K Marin, основанная выходцами из Irrational.

Скриншот BioShock 2
Как всегда бывает с сиквелами по-настоящему любимых игр, которые разрабатывает другая студия, многие фанаты первой части заявили, что ждали чего-то другого. Но в итоге Bioshock 2 удалось заслужить репутацию проекта, не посрамившего оригинал.

Скриншот BioShock Infinite
BioShock Infinite — вершина творчества и для Irrational, и для Левина. Новая часть Bioshock снова дала возможность гейм-дизайнеру поговорить о важных вещах — от расизма, сегрегации и религиозного фанатизма до семейного насилия.

Скриншот BioShock Infinite
Весь сюжет Infinite Левин закрутил вокруг своего самого любимого персонажа, девушки по имени Элизабет. Как он сам рассказывал в одном из посвященных игре интервью, Элизабет получилась у него очень настоящей. Настолько, что иногда он сам забывал, что Элизабет лишь героиня игры, а не живой человек.

Скриншот BioShock Infinite: Burial at Sea — Episode 1
Завершающим аккордом в истории серии Bioshock от студии Irrational станут два дополнения к Infinite, которые также написал и спродюсировал Левин. В них Букер ДеВитт и Элизабет попадают в подводный город из первой части Bioshock. Первое дополнение, Burial at Sea — Episode 1, уже вышло. Второй эпизод появится 25 марта.

Скриншот BioShock Infinite: Burial at Sea — Episode 2
Главное действующее лицо второго DLC — Элизабет; ей придется блуждать по затопленному Восторгу. Чем именно все это кончится, непонятно, но можно точно сказать, что работу над своей лучшей серией Левин завершит на высокой ноте.

Кадр из фильма «Бегство Логана»
Про дальнейшие планы гейм-дизайнера известно немногое. Он остается в 2K, где будет заниматься небольшими играми. А кроме того, Левин — почти через 20 лет после начала работы в игровой индустрии — напишет сценарий полнометражного голливудского фильма. Сейчас Левин работает над римейком «Бегства Логана». По словам бывшего главы Irrational, в детстве оригинальная версия картины произвела на него глубочайшее впечатление, и это отразилось на всем его творчестве. Правда, увидеть, чего бывший глава Irrational достиг на новом поприще, удастся нескоро — римейк пытаются сделать с середины 1990-х, и пока никаких данных о сроках его выхода нет.