Зародившийся в Европе в конце XIX века архитектурный стиль модерн пришел в Москву как нельзя вовремя — вместе с модой на строительство домов «под ключ» для дальнейшей перепродажи. Это позволило зодчим творить свободно, не подстраиваясь под вкусы капризных предпринимателей. Впрочем, владельцам жаловаться также не приходилось: течение предполагало тщательную проработку деталей интерьера.
Отличительные особенности модерна — извивающиеся линии и растительные мотивы. На причудливых асимметричных зданиях с минимальным количеством прямых линий и углов красовались аттики и эркеры, художественная лепнина, скульптуры, керамические мозаики, изящные решетки и перила.
Модерн был очень популярен на протяжении двух десятилетий, но и потом к нему нередко обращались многие столичные архитекторы. В стиле модерн или с его элементами построены такие московские здания, как гостиница «Метрополь», Ярославский вокзал, ЦУМ, комплекс страхового общества «Россия», Скоропечатня Товарищества Левинсона. Но в нашей галерее речь пойдет о частных особняках и доходных домах.
![Два главных усадебных проекта британского архитектора Вильяма Валькота, приложившего руку к оформлению отеля «Метрополь», располагаются по соседству в Пречистенском переулке и построены «под ключ» по заказу Московского Торгово-строительного акционерного общества (МТСАО на стыке веков являлось одним из основных «девелоперов» столицы, компания инициировала строительство сразу нескольких объектов, ставших впоследствии памятниками модерна). Дом №10, выполненный в характерных для сдержанного и лаконичного английского модерна пастельных тонах, купила жена владельца кирпичных заводов и текстильной фабрики Мария Федоровна Якунчикова, племянница Саввы Мамонтова. Впоследствии там размещались Дом комсомола, библиотека имени Крупской и посольство Заира.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк М.Ф. Якунчиковой, Пречистенский переулок, 10 (1899-1900 годы, архитектор Вильям Валькот)
Фото: mshalimov
Два главных усадебных проекта британского архитектора Вильяма Валькота, приложившего руку к оформлению отеля «Метрополь», располагаются по соседству в Пречистенском переулке и построены «под ключ» по заказу Московского Торгово-строительного акционерного общества (МТСАО на стыке веков являлось одним из основных «девелоперов» столицы, компания инициировала строительство сразу нескольких объектов, ставших впоследствии памятниками модерна). Дом №10, выполненный в характерных для сдержанного и лаконичного английского модерна пастельных тонах, купила жена владельца кирпичных заводов и текстильной фабрики Мария Федоровна Якунчикова, племянница Саввы Мамонтова. Впоследствии там размещались Дом комсомола, библиотека имени Крупской и посольство Заира.
![Владельцем дома №8, также возведенного на деньги МТСАО, стал Карл Гутхейль — сын нотного издателя Александра Гутхейля. В 1913 году особняк перешел к купеческой семье Карзинкиных. В 2008-2010 годах здание отреставрировали, и сейчас там находится посольство Марокко. Над входом фирменный знак Валькота — голова женщины в замке свода. Симметричный фасад не характерен для модерна, зато дом контрастирует с особняком Якунчиковой, расположенным по соседству. В оформлении дома прослеживаются элементы стилей рококо (козырек над дверью, «большие» младенцы и завитки) и ар-нуво — разновидности модерна.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк К.А. Гутхейля, Пречистенский переулок, 8 (1902-1903 годы, архитектор Вильям Валькот)
Фото: wikimapia.org
Владельцем дома №8, также возведенного на деньги МТСАО, стал Карл Гутхейль — сын нотного издателя Александра Гутхейля. В 1913 году особняк перешел к купеческой семье Карзинкиных. В 2008-2010 годах здание отреставрировали, и сейчас там находится посольство Марокко. Над входом фирменный знак Валькота — голова женщины в замке свода. Симметричный фасад не характерен для модерна, зато дом контрастирует с особняком Якунчиковой, расположенным по соседству. В оформлении дома прослеживаются элементы стилей рококо (козырек над дверью, «большие» младенцы и завитки) и ар-нуво — разновидности модерна.
![Фасад этого дома работы выдающего российского мастера модерна Льва Николаевича Кекушева считается одним из красивейших в столице. Построенное по заказу МТСАО здание приобрел купец из Петербурга И.П. Исаков, чтобы сделать его доходным домом. Уличная часть здания — пятиэтажная, а дворовая — шестиэтажная, что связано с рельефом участка. По сторонам слухового окна сохранились две женские фигуры с символами просвещения — факелом и книгой, а вот венчавшая здание скульптура была утеряна. Этот дом до сих пор жилой.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом купца Исакова, улица Пречистенка, 28 (1904-1906 года, архитектор Лев Кекушев).
Фасад этого дома работы выдающего российского мастера модерна Льва Николаевича Кекушева считается одним из красивейших в столице. Построенное по заказу МТСАО здание приобрел купец из Петербурга И.П. Исаков, чтобы сделать его доходным домом. Уличная часть здания — пятиэтажная, а дворовая — шестиэтажная, что связано с рельефом участка. По сторонам слухового окна сохранились две женские фигуры с символами просвещения — факелом и книгой, а вот венчавшая здание скульптура была утеряна. Этот дом до сих пор жилой.
![Несколько лет здание находилось в собственности МТСАО, пока его не купил владелец текстильной фабрики Иван Миндовский. С 1924 года в доме размещались шведские дипломаты, уступившие в 1972 году место коллегам из Новой Зеландии, которые и занимают его до сих пор. В оформлении особняка «читаются» многие авторские приемы архитектора — овальные козырьки, настенные рельефы, скульптурная декорация и «подпись» архитектора Льва Кекушева в виде фигурок львов, отсылающая к его имени.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Миндовского, Поварская улица, 44 (1904 год, архитектор Лев Кекушев)
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Несколько лет здание находилось в собственности МТСАО, пока его не купил владелец текстильной фабрики Иван Миндовский. С 1924 года в доме размещались шведские дипломаты, уступившие в 1972 году место коллегам из Новой Зеландии, которые и занимают его до сих пор. В оформлении особняка «читаются» многие авторские приемы архитектора — овальные козырьки, настенные рельефы, скульптурная декорация и «подпись» архитектора Льва Кекушева в виде фигурок львов, отсылающая к его имени.
![Строя этот миниатюрный замок для своей семьи, архитектор воплотил в жизнь проект дома в районе Тверского бульвара, разработанный в 1899 году для Саввы Мамонтова (стройка там так и не началась из-за банкротства предпринимателя). Первоначально парадный вход дома украшала трехметровая скульптура льва, однако она не сохранилась. После развода в 1906 году Кекушев оставил дом семье, а в 1909 году особняк перешел к другим владельцам. Сейчас в здании, которое считается одним из прототипов дома булгаковской Маргариты, находится посольство Египта.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк А.И. Кекушевой, улица Остоженка, 21 (1900-1903 годы, архитектор Лев Кекушев)
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Строя этот миниатюрный замок для своей семьи, архитектор воплотил в жизнь проект дома в районе Тверского бульвара, разработанный в 1899 году для Саввы Мамонтова (стройка там так и не началась из-за банкротства предпринимателя). Первоначально парадный вход дома украшала трехметровая скульптура льва, однако она не сохранилась. После развода в 1906 году Кекушев оставил дом семье, а в 1909 году особняк перешел к другим владельцам. Сейчас в здании, которое считается одним из прототипов дома булгаковской Маргариты, находится посольство Египта.
![Фасад здания в правой части «усилен» аттиком с картушем, балконом и аркой-нишей. Пространство между окнами заполнено цветочными композициями. В советское время здесь находился кожно-венерологический диспансер, сейчас это бизнес-центр.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом А.И. Кекушевой, улица Остоженка, 19 (1902-1903 годы, архитектор Лев Кекушев)
Фасад здания в правой части «усилен» аттиком с картушем, балконом и аркой-нишей. Пространство между окнами заполнено цветочными композициями. В советское время здесь находился кожно-венерологический диспансер, сейчас это бизнес-центр.
![Этот особняк зодчий строил для себя, однако промышленник Отто Лист предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться от сделки. Позднее, когда в доме жила супруга дирижера Сергея Кусевицкого, там гостили Рахманинов и Скрябин. Сейчас его занимает представительство Калужской области. Считается, что автором мозаики над главным входом является архитектор Вильям Валькот.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Отто Листа, Глазовский переулок, 8 (1898-1899 годы, архитектор Лев Кекушев)
Фото: peshegrad.ru
Этот особняк зодчий строил для себя, однако промышленник Отто Лист предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться от сделки. Позднее, когда в доме жила супруга дирижера Сергея Кусевицкого, там гостили Рахманинов и Скрябин. Сейчас его занимает представительство Калужской области. Считается, что автором мозаики над главным входом является архитектор Вильям Валькот.
![Здание выделяется лепным декором, масками и филинами в основаниях эркеров. В 1906 году к четырехэтажному дому пристроили правую часть. Сейчас здание занимает госкорпорация «Росвооружение».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом братьев Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21 (1902 год, архитектор Лев Кекушев, автор пристройки К.Гуров)
Фото: blog.fontanka.ru
Здание выделяется лепным декором, масками и филинами в основаниях эркеров. В 1906 году к четырехэтажному дому пристроили правую часть. Сейчас здание занимает госкорпорация «Росвооружение».
![Первым хозяином особняка был старообрядческий купеческий род Носовых. Во времена СССР в доме размещались общежитие и детский сад, а с 2009 года там работает филиал Российской государственной юношеской библиотеки. В здании, в частности, размещены экспозиции, посвященные семье Носовых и творчеству Кекушева.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк купца Носова, улица Электрозаводская, 12 (1903 год, архитектор Лев Кекушев)
Первым хозяином особняка был старообрядческий купеческий род Носовых. Во времена СССР в доме размещались общежитие и детский сад, а с 2009 года там работает филиал Российской государственной юношеской библиотеки. В здании, в частности, размещены экспозиции, посвященные семье Носовых и творчеству Кекушева.
![Один из самых ярких образцов раннего модерна. Дом построил для предпринимателя Степана Рябушинского архитектор Федор Шехтель — один из самых плодовитых (наряду с Кекушевым) мастеров московского модерна. В оформлении двухэтажного здания есть детали английской готики и мавританского стиля. В 1917-1931 годах дом принадлежал различным госструктурам, а после там поселился Максим Горький. С 1965 года в особняке открылся мемориальный дом-музей писателя. Этот особняк также считается прототипом дома Маргариты.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк С.П. Рябушинского, также известен как музей-квартира Горького, улица Малая Никитская, 6/2 (1900-1903 года, архитектор Федор Шехтель)
Фото: Flickr / shelphur
Один из самых ярких образцов раннего модерна. Дом построил для предпринимателя Степана Рябушинского архитектор Федор Шехтель — один из самых плодовитых (наряду с Кекушевым) мастеров московского модерна. В оформлении двухэтажного здания есть детали английской готики и мавританского стиля. В 1917-1931 годах дом принадлежал различным госструктурам, а после там поселился Максим Горький. С 1965 года в особняке открылся мемориальный дом-музей писателя. Этот особняк также считается прототипом дома Маргариты.
![Здание, построенное еще в конце 1750-х, в 1900 году приобрел купец и водочный магнат Петр Петрович Смирнов. Для переделки особняка он пригласил Шехтеля. Две главные «фишки» здания — кованый балкон-корабль и высокий аттик с вытянутыми витражными окнами. В советское время в особняке размещались народный суд и военная прокуратура. В 1990-е годы его занимали Пенсионный фонд и фирма «Мелодия». Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда, а парадные залы занимает ресторан.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк П.П. Смирнова, Тверской бульвар, 18, строение 1 (1900-1905 года, архитектор Федор Шехтель)
Фото: liveinmsk.ru
Здание, построенное еще в конце 1750-х, в 1900 году приобрел купец и водочный магнат Петр Петрович Смирнов. Для переделки особняка он пригласил Шехтеля. Две главные «фишки» здания — кованый балкон-корабль и высокий аттик с вытянутыми витражными окнами. В советское время в особняке размещались народный суд и военная прокуратура. В 1990-е годы его занимали Пенсионный фонд и фирма «Мелодия». Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда, а парадные залы занимает ресторан.
![Шехтель построил этот двухэтажный кирпичный дом для своей семьи. Он напоминает миниатюрный средневековый замок, но сам архитектор называл его «избушкой непотребной архитектуры». В 1910 году архитектор переехал в другой свой дом, на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке перешел почетной гражданке Дунаевой. После революции дом, где в разное время бывали Чехов, Левитан и Врубель, использовался для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение занимают дипломаты (сейчас там находится резиденция посла Уругвая).](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Шехтеля, Ермолаевский переулок, 28 (1896 год, архитектор Федор Шехтель)
Фото: liveinmsk.ru
Шехтель построил этот двухэтажный кирпичный дом для своей семьи. Он напоминает миниатюрный средневековый замок, но сам архитектор называл его «избушкой непотребной архитектуры». В 1910 году архитектор переехал в другой свой дом, на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке перешел почетной гражданке Дунаевой. После революции дом, где в разное время бывали Чехов, Левитан и Врубель, использовался для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение занимают дипломаты (сейчас там находится резиденция посла Уругвая).
![Первый крупный заказ зодчего, фактически положивший начало широкому распространению модерна в Москве. Строительство усадьбы, в которой также есть много элементов неоготики, велось по личному заказу Морозова. После смерти «короля текстиля» его вдова продала дом Рябушинскому, а затем он перешел в ведение Министерства иностранных дел (сейчас используется как дом приемов МИДа). После пожара 1995 года внутренние интерьеры здания были утрачены, но позднее их восстановили.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Саввы Морозова, улица Спиридоновка, 17 (1893-1898 годы, архитектор Федор Шехтель)
Фото: Эдуард Песов / РИА Новости
Первый крупный заказ зодчего, фактически положивший начало широкому распространению модерна в Москве. Строительство усадьбы, в которой также есть много элементов неоготики, велось по личному заказу Морозова. После смерти «короля текстиля» его вдова продала дом Рябушинскому, а затем он перешел в ведение Министерства иностранных дел (сейчас используется как дом приемов МИДа). После пожара 1995 года внутренние интерьеры здания были утрачены, но позднее их восстановили.
![Дом построен Шехтелем при участии помощника Александра Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Первый этаж дома был отведен под приемные помещения и покои хозяев, на втором размещалась кухня, комнаты для детей и их гувернанток. Подвал занимали хозяйственные помещения, комнаты прислуги и бильярдная. После революции имущество Дерожинской национализировали, особняк отдали культурно-просветительскому обществу Украинской Рады. C 1959 года в там размещалась дипмиссия Австралии. В текущем году завершилась реставрация особняка, предполагается, что он станет резиденцией посла Австралии.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк А.И. Дерожинской, Кропоткинский переулок, 13 (1901-1903 года, архитектор Федор Шехтель)
Фото: www.updk.ru
Дом построен Шехтелем при участии помощника Александра Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Первый этаж дома был отведен под приемные помещения и покои хозяев, на втором размещалась кухня, комнаты для детей и их гувернанток. Подвал занимали хозяйственные помещения, комнаты прислуги и бильярдная. После революции имущество Дерожинской национализировали, особняк отдали культурно-просветительскому обществу Украинской Рады. C 1959 года в там размещалась дипмиссия Австралии. В текущем году завершилась реставрация особняка, предполагается, что он станет резиденцией посла Австралии.
![Здание построено для купца Николая Медынцева, разместившего там свои многочисленные коллекции. В декоре дома есть элементы ар-нуво, а также английские и шотландские мотивы (в частности, изображение чертополоха). После того как имущество Медынцева национализировали, в здании располагались «IV Пролетарский музей», Международный комитет помощи голодающим России, Институт мозга, его занимал председатель Совета министров СССР Маленков, там размещались посольства Франции, Кубы и Гвинейской республики.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Н.Н. Медынцева, Померанцев переулок, 8 (1907 год, архитектор Флегонт Воскресенский)
Фото: Арминас
Здание построено для купца Николая Медынцева, разместившего там свои многочисленные коллекции. В декоре дома есть элементы ар-нуво, а также английские и шотландские мотивы (в частности, изображение чертополоха). После того как имущество Медынцева национализировали, в здании располагались «IV Пролетарский музей», Международный комитет помощи голодающим России, Институт мозга, его занимал председатель Совета министров СССР Маленков, там размещались посольства Франции, Кубы и Гвинейской республики.
![Основой для особняка, перестроенного зодчим по заказу новой хозяйки местной фабрики Л.И. Гельтищевой, стал жилой дом начала XIX века. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, а также полихромной мозаикой, изображающей цветы. Главная особенность его оформления — подобранные цвета: нежно бирюзовая облицовочная плитка, популярная во времена московского модерна, и светло-желтая штукатурка.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Л.И. Гельтищевой, Средний Овчинниковский переулок, 8 (1904 год, архитектор Флегонт Воскресенский)
Фото: Арминас
Основой для особняка, перестроенного зодчим по заказу новой хозяйки местной фабрики Л.И. Гельтищевой, стал жилой дом начала XIX века. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, а также полихромной мозаикой, изображающей цветы. Главная особенность его оформления — подобранные цвета: нежно бирюзовая облицовочная плитка, популярная во времена московского модерна, и светло-желтая штукатурка.
![Это первое здание, построенное архитектором-самоучкой Николаем Жериковым (всего в период с 1902 по 1915 годы по его проектам в центре Москвы было сооружено 46 доходных домов). Характерной чертой его творчества называют чрезмерное и разнородное украшение фасадов. Самые интересные элементы здания на Остоженке — фриз с рельефными изображениями антилоп и массивный козырек с цепями над центральным входом. Особняк принадлежал Герману Бройдо, который занимался строительством особняков и доходных домов на продажу. В 1990-х годах дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом Г.Е. Бройдо, улица Остоженка, 20 (1902 год, архитектор Николай Жериков)
Фото: la_belle_epoque
Это первое здание, построенное архитектором-самоучкой Николаем Жериковым (всего в период с 1902 по 1915 годы по его проектам в центре Москвы было сооружено 46 доходных домов). Характерной чертой его творчества называют чрезмерное и разнородное украшение фасадов. Самые интересные элементы здания на Остоженке — фриз с рельефными изображениями антилоп и массивный козырек с цепями над центральным входом. Особняк принадлежал Герману Бройдо, который занимался строительством особняков и доходных домов на продажу. В 1990-х годах дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.
![Двухэтажная усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков построена для фабрикантов Петра и Николая Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». После революции здание использовали для административных нужд. С 1963 года здесь располагается информационный центр ООН в Москве. Особняк увенчан куполом и облицован керамической плиткой.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Городская усадьба Павловых, Глазовский переулок, 4 (1905-1906 года, архитектор Станислав Кучинский)
Фото: laroksana
Двухэтажная усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков построена для фабрикантов Петра и Николая Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». После революции здание использовали для административных нужд. С 1963 года здесь располагается информационный центр ООН в Москве. Особняк увенчан куполом и облицован керамической плиткой.
![Дом Якова Андреевича Рекка — основателя Московского торгово-строительного акционерного общества. Здание выполнено в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерно тщательное исполнение всех элементов растительного декора. У Рекка дом купили текстильщики и меценаты Красильщиковы. В 1913 году особняк был перестроен И.В. Рыльским. В настоящее время там располагается резиденция посла Египта.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Рекка, Большая Никитская, 56 (1902-1903 года, архитектор Густав Гельрих)
Дом Якова Андреевича Рекка — основателя Московского торгово-строительного акционерного общества. Здание выполнено в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерно тщательное исполнение всех элементов растительного декора. У Рекка дом купили текстильщики и меценаты Красильщиковы. В 1913 году особняк был перестроен И.В. Рыльским. В настоящее время там располагается резиденция посла Египта.
![Четырехэтажное здание неправильной формы с лепниной и металлическими элементами фасада, возведенное по заказу предпринимателя Ечкина, сохранилось практически в неизменном виде. Там работал художник Павел Корин, бывал Максим Горький, жил герой Великой Отечественной войны летчик Александр Иванович Зенин.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Гостиница А.К. Ечкина, Арбат, 23 (1902-1903 года, архитектор Никита Лазарев)
Фото: Максим Новиковский
Четырехэтажное здание неправильной формы с лепниной и металлическими элементами фасада, возведенное по заказу предпринимателя Ечкина, сохранилось практически в неизменном виде. Там работал художник Павел Корин, бывал Максим Горький, жил герой Великой Отечественной войны летчик Александр Иванович Зенин.
![История этого домовладения началась в 1820-х годах, когда земельный участок купил полковник А.В. Аргамаков. В 1870-1880-х годах надел разделили, а в построенном здесь здании начали работать ресторан и гостиница «Альпийская роза». В начале XX века отель перестроил в стиле модерн Остроградский, а ресторан к 1913 году завершил Висневский. После революции гостиница и ресторан закрылись. Сейчас в доме располагается Творческий союз цирковых деятелей.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Гостиница «Альпийская роза», известна также как доходный дом княгини О.А.Туркестановой, Пушечная улица, 4 (1901-1902 года, архитекторы Анатолий Остроградский и Павел Висневский)
Фото: Фото: wikimapia.org
История этого домовладения началась в 1820-х годах, когда земельный участок купил полковник А.В. Аргамаков. В 1870-1880-х годах надел разделили, а в построенном здесь здании начали работать ресторан и гостиница «Альпийская роза». В начале XX века отель перестроил в стиле модерн Остроградский, а ресторан к 1913 году завершил Висневский. После революции гостиница и ресторан закрылись. Сейчас в доме располагается Творческий союз цирковых деятелей.
![Здание, в котором размещались квартиры и мастерские художников, возведено Шнаубертом и Жуковым по эскизам автора русской матрешки Сергея Малютина. В конкурсе на строительство, который организовал железнодорожник П.Н. Перцев, указывалось, что дом должен быть выполнен в русском стиле. В 1908-1910 годах в нем располагался один из первых камерных театров России — кабаре «Летучая мышь». Дом был жилым до тех пор, пока 1960-х годах не перешел МИДу.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом З.А. Перцовой, Соймоновский проезд, 1 (1905-1907 года, архитекторы Борис Шнауберт и Николай Жуков)
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Здание, в котором размещались квартиры и мастерские художников, возведено Шнаубертом и Жуковым по эскизам автора русской матрешки Сергея Малютина. В конкурсе на строительство, который организовал железнодорожник П.Н. Перцев, указывалось, что дом должен быть выполнен в русском стиле. В 1908-1910 годах в нем располагался один из первых камерных театров России — кабаре «Летучая мышь». Дом был жилым до тех пор, пока 1960-х годах не перешел МИДу.
![Заказчиком особняка выступил основатель первой в Москве макаронной фабрики немец Иоганн-Леонард Динг. Административное здание при конфетной и макаронной фабриках представляет собой немецкий вариант стиля модерн. В 1995-1996 годах по проекту архитектора В.К. Варфоломеева была произведена реконструкция дома.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк И.Л. Динга, 3-я Рыбинская улица, 22 строение 5 (1902-1903 года, архитектор Александр Калмыков)
Фото: leleeva2012
Заказчиком особняка выступил основатель первой в Москве макаронной фабрики немец Иоганн-Леонард Динг. Административное здание при конфетной и макаронной фабриках представляет собой немецкий вариант стиля модерн. В 1995-1996 годах по проекту архитектора В.К. Варфоломеева была произведена реконструкция дома.
![В особняке сейчас располагается секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Примечательно, что это единственный пример работы Соловьева в стиле модерн, а также единственный возведенный им частный дом. Архитектор жил в особняке до 1912 года, позднее его занимал художник-график П.Я. Павлинов, а после революции дом отдали дипломатическим представительствам. Это еще один из возможных прототипов дома Маргариты.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк С.У. Соловьева, Хлебный переулок, 18/6 (1901-1902 годы, архитектор Сергей Соловьев)
Фото: sduhanin
В особняке сейчас располагается секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Примечательно, что это единственный пример работы Соловьева в стиле модерн, а также единственный возведенный им частный дом. Архитектор жил в особняке до 1912 года, позднее его занимал художник-график П.Я. Павлинов, а после революции дом отдали дипломатическим представительствам. Это еще один из возможных прототипов дома Маргариты.
![В 1896 году этот дом приобрел купец Алексей Петрович Бахрушин. Особняк был переделан уже на излете популярности стиля, но его черты характерны для раннего московского модерна. Сейчас там располагается посольство Индии.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Г.В. Бардыгиной, Воронцово поле, 6 (1911 год, архитектор Иван Барютин)
Фото: aramis7
В 1896 году этот дом приобрел купец Алексей Петрович Бахрушин. Особняк был переделан уже на излете популярности стиля, но его черты характерны для раннего московского модерна. Сейчас там располагается посольство Индии.
![Особняк потомственного почетного гражданина Беляева, перестроенный из старого здания. Знаменит в первую очередь панно «Маки на закате» и «змеиной» оградой, за образец которой архитектор взял изгородь особняка Рябушинского в исполнении своего учителя Федора Шехтеля.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Д.Ф. Беляева, Рюмин переулок, 2 (1903 год, архитектор Александр Галецкий).
Фото: Flickr / mccuntz
Особняк потомственного почетного гражданина Беляева, перестроенный из старого здания. Знаменит в первую очередь панно «Маки на закате» и «змеиной» оградой, за образец которой архитектор взял изгородь особняка Рябушинского в исполнении своего учителя Федора Шехтеля.
![Голубое одноэтажное здание в районе Арбата было перестроено под модерн из старого дома. О принадлежности к стилю говорят лепнина, волнообразный рисунок ниш над окнами, маскароны в виде женских головок и пристройка с угловой башенкой. Домом владел занимавшийся пряжей и канцелярскими товарами Владимир Эдуардович Тальгрен, там же располагалась его торговая лавка. В 1970-х годах в доме размещалось представительство Организации освобождения Палестины Ясира Арафата. За последние несколько лет особняк был тщательно отреставрирован МИДом России.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Особняк Н.П. Михайловой — В.Э. Тальгрена, Малый Николопесковский переулок, 5 (1901 год, архитекторы П.А. Заруцкий и А.Е. Антонов)
Голубое одноэтажное здание в районе Арбата было перестроено под модерн из старого дома. О принадлежности к стилю говорят лепнина, волнообразный рисунок ниш над окнами, маскароны в виде женских головок и пристройка с угловой башенкой. Домом владел занимавшийся пряжей и канцелярскими товарами Владимир Эдуардович Тальгрен, там же располагалась его торговая лавка. В 1970-х годах в доме размещалось представительство Организации освобождения Палестины Ясира Арафата. За последние несколько лет особняк был тщательно отреставрирован МИДом России.
![Четырехэтажный кирпичный дом построен для хлеботорговца Рахманова по проекту Дриттенпрейса. В числе особенностей здания — вогнутые углы-колонны дома и лепнина. Помимо квартир сейчас там размещаются несколько ресторанов и офисов.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом Ф.С. Рахманова, улица Покровка, 19 (1898-1901 годы, архитектор Петр Дриттенпрейс)
Четырехэтажный кирпичный дом построен для хлеботорговца Рахманова по проекту Дриттенпрейса. В числе особенностей здания — вогнутые углы-колонны дома и лепнина. Помимо квартир сейчас там размещаются несколько ресторанов и офисов.
![Четырехэтажный дом в стиле северного модерна сначала принадлежал самому архитектору. В 1905 году он перешел Н. Г. Тарховой, а в 1910-м — дворянке Белоголововой. Здание, ранее известное как «дом с маками», плохо сохранилось. В частности, красочное панно с маками утрачено.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом Н.Г. Тарховой, Подсосенский переулок, 18/5 (1903-1904 годы, архитектор Георгий Макаев)
Фото: Фото: la_belle_epoque
Четырехэтажный дом в стиле северного модерна сначала принадлежал самому архитектору. В 1905 году он перешел Н. Г. Тарховой, а в 1910-м — дворянке Белоголововой. Здание, ранее известное как «дом с маками», плохо сохранилось. В частности, красочное панно с маками утрачено.
![Доходный дом М.В. Сокол строился как часть ансамбля с находящимся неподалеку отелем «Метрополь». Главная отличительная черта здания - майоликовое панно на аттике, изображающее северный морской пейзаж, над которым реет сокол. В советские годы там размещались книжные магазины, ГУП «Моспроект-3» и представительства ряда авиакомпаний.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом М.В. Сокол, улица Кузнецкий мост, 3 (1902-1904 годы, архитектор Иван Павлович Машков)
Фото: olga-puteshestvennik
Доходный дом М.В. Сокол строился как часть ансамбля с находящимся неподалеку отелем «Метрополь». Главная отличительная черта здания - майоликовое панно на аттике, изображающее северный морской пейзаж, над которым реет сокол. В советские годы там размещались книжные магазины, ГУП «Моспроект-3» и представительства ряда авиакомпаний.
![Построен в стиле северного модерна по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова. По некоторым данным, в деревянном предшественнике дома Лоськова снимал квартиру Ленин, а в новом здании в 1916-1926 годы жил герой Первой мировой войны генерал Брусилов. Большая часть декоративных элементов дома Лоськова утрачена, однако нынешний арендатор здания — посольство Сирии — восстанавливает объект.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Доходный дом П.В. Лоськова, Мансуровский переулок, 4 (1905-1906 года, архитектор Александр Устинович Зеленко).
Фото: nadezda-mni
Построен в стиле северного модерна по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова. По некоторым данным, в деревянном предшественнике дома Лоськова снимал квартиру Ленин, а в новом здании в 1916-1926 годы жил герой Первой мировой войны генерал Брусилов. Большая часть декоративных элементов дома Лоськова утрачена, однако нынешний арендатор здания — посольство Сирии — восстанавливает объект.
![Построена на деньги благотворителей Ивана и Александры Медведниковых. Фасад украшен темно-зеленой плиткой. В правой части постройки расположены два арочных окна с декоративными картушами. Сейчас в здании располагается школа № 59 им. Н. В. Гоголя.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Бывшая гимназия Медведниковых, Староконюшенный переулок, 18 (1901-1904 годы, архитектор И.С. Кузнецов)
Фото: liveinmsk.ru
Построена на деньги благотворителей Ивана и Александры Медведниковых. Фасад украшен темно-зеленой плиткой. В правой части постройки расположены два арочных окна с декоративными картушами. Сейчас в здании располагается школа № 59 им. Н. В. Гоголя.
![В 1802-1899 годах на этом месте находился деревянный дом, построенный для губернской секретарши Катерины Сергеевны Заборовской. В конце позапрошлого века владелица возвела новое здание. В 1914 году одноэтажный каменный особняк со сторожкой был объединен с соседним домом и обнесен общей оградой. Примерно тогда же дом снимал купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. В настоящее время там располагается посольство Габона.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Здание в Денежном переулке, 16/4 (1899-1900 годы, архитектор Карл Трейман)
Фото: wikimapia.org
В 1802-1899 годах на этом месте находился деревянный дом, построенный для губернской секретарши Катерины Сергеевны Заборовской. В конце позапрошлого века владелица возвела новое здание. В 1914 году одноэтажный каменный особняк со сторожкой был объединен с соседним домом и обнесен общей оградой. Примерно тогда же дом снимал купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. В настоящее время там располагается посольство Габона.