Немногие могут сказать с уверенностью, чем отличается перформанс от акции, акция от апроприации, а интервенция от реконструкции. Помочь темному в области современного искусства населению взялся музей «Гараж», в котором открылась выставка «Перформанс в России: картография истории». Она посвящена истории российского перформанса за сто лет: с эпохи авангарда до сегодняшнего дня. Экспозиция строится по хронологическому принципу, для каждого десятилетия русского перформанса «Гараж» разработал уникальный дизайн.
Дизайн выставки действительно настолько выдающийся, что отвлекает внимание от экранов — большая часть перформансов показывается в видеодокументации. Фотографу «Ленты.ру» Павлу Беднякову удалось разобраться, где в «Гараже» дизайн, а где реконструкция знаменитой сценографической установки Любови Поповой, и поймать гордый профиль вечного комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна на фоне пугающих персонажей футуристической оперы «Победа над Солнцем».
«Лента.ру» еще напишет статью и разъяснит, зачем Кулик стал собакой, почему Глюкля и Цапля прыгнули в Лебяжью канавку и для чего Андрей Кузькин замуровал все свое имущество в гигантских консервных банках. А пока смотрите тайны русского перформанса в нашей фотогалерее.
«Истуканизация тела, мгновенные остановки и резкое продолжение движения или жеста, истуканское обрушивание корпуса вперед при неподвижности ног, кеглеобразные покачивания механизированного тела перед падением, взрывчатые короткие подскакивания ступней на месте, пневматическое вбирание шеи в плечи и обратное выталкивание ее и т.д. — вот некоторые элементы для новых постановок в театре, кино, танце». В. Парнах.
«Группенскотч был задуман нами как новя утопия, как элементарные, абсолютно выполнимые условия человеческого существования». Петр Быстров, «Скотч-пати — новая коллективность». 2001 год.
6 мая 2013 года художник Эльдар Ганеев, скрытый в «Будке одиночного пикета» на колесиках, вышел к мэрии Краснодара в знак борьбы за свободу политзаключенных. Через полчаса Ганеев, продолжая находиться в будке, проследовал в опорный пункт милиции.
В программах «Синей блузы» традиционные амплуа заменялись так называемыми «каркасными» персонажами, или масками. Главными были рабочий-революционер-коммунист, красноармеец-крестьянин, работница-комсомолка, капиталист-банкир-министр, нэпман, кулак, меньшевик...
Акция «Куча» считается прародительницей московского концептуализма и началом знаменитой группы «Коллективные действия». Впервые была проведена в квартире Андрея Монастырского зимой 75-76 гг. В акции может принять участие любой желающий. Для этого нужно положить произвольный предмет в кучу и сделать об этом запись в специально разграфленной тетради.
На кубиках напечатаны имена «перемещенных лиц», всего 60 («Битлз» считаются за одну единицу). Зритель волен сортировать кубики как ему угодно.
«Костюмы по рисункам Малевича были построены кубистически: картон и проволока. Это меняло анатомию человека — артисты двигались, скрепленные и направляемые ритмом художника и режиссера». А. Крученых, «Первые в мире спектакли футуристов».
«Физкультурно-художественное оформление массовых шествий является одним из видов массовой работы, посредством которого через физкультурное зрелище, пляску, лозунги, песню, инсценировку заостряется политическое значение данной компании или празднества, пробуждается энтузиазм».
Если надеть наушники, можно услышать пение.
Реконструкция театральной установки Любови Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» в театре Мейерхольда. 1922 год.
На выставке воспроизведена мастерская Виноградова, полная музыкальных инструментов из водосточных труб, лопастей авиационных турбин и звукоискажающих устройств. В ней уже больше 20 лет продолжается непрерывный перформанс БИКАПО. На фотографии Герман за работой.
«"Коммуникационная труба", в сущности, была интерактивным объектом... Мы проанализировали простую функцию: коммуникацию двух людей. В результате получилась труба, через которую можно смотреть и говорить. В этом, конечно, есть некий идиотизм, но с другой стороны — логическая модель», — пишет участник группы «Гнездо» Виктор Скерсис в своем «Оправдании концептуализма» в 2008 году.
«Коммуникационную трубу» в действии мы видели в фильме Сергея Соловьева «Асса».