Владимир Вейсберг — один из самых оригинальных художников 60-70-х годов, не примыкавший ни к официальному искусству, ни к тусовке нонконформистов. «Общего у меня с современниками — только стена», — говорил художник во время подготовки одной из выставок МОСХ.
Владимир Вейсберг учился живописи у Ильи Машкова и Александра Осмеркина. Увлекался вместе со многими после войны сезаннизмом. Принимал деятельное участие в группе «Девятка», в которую входили художники так называемого «сурового стиля»: Павел Никонов, Николай Андронов и другие.
Первую картину купил у Вейсберга коллекционер Георгий Костаки (посвященная ему выставка сейчас проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу) за 50 рублей, а вскоре художника взял в оборот подпольный торговец, фарцовщик и диссидент Андрей Амальрик, тот самый, который принимал участие в создании Московской Хельсинкской группы в 1976 году.
Вейсберг различал в процессе работы живописца три этапа, пишет известный искусствовед Анна Чудецкая. Первая фаза — «контакт с ощущениями», вторая — аналитическая, предполагающая изменение или разрушение того, что было создано на первом этапе, и третья фаза — синтез, «реконструкция на новом уровне». В результате картина получала значение «магического предмета», способного гармонизировать реальность. Предполагалось, что воздействие картины на зрителя разбивало строй его обыденного мышления и восприятия, и это происходило, минуя его эмоциональное и рациональное, уже в «подсознательной» сфере.
Вейсберг добивался, по его выражению, «невидимой живописи». Но «белое на белом» не отрицает наличия цвета: белый Вейсберга состоит из множества едва различимых разноцветных частиц. Вейсберг белый пигмент не использовал вовсе, а его картины построены на сложнейших сочетаниях полутонов.
Выставка Владимира Вейсберга (1924-1985) открылась в Москве на Пречистенской набережной. С этого проекта начинает выставочную деятельность культурный фонд In Artibus. «Лента.ру» публикует галерею работ Вейсберга из музеев и частных собраний и высказывания художника, записанные его ученицей Ксенией Муратовой.
.
Изображение: IN ARTIBUS Foundation
«Мы видим предмет в силу несовершенства нашего зрения. Если бы зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы не видели бы ничего, кроме гармонии».
Изображение: IN ARTIBUS Foundation
«Обнаженная обладает идеальной геометричностью и математичностью и в то же время соединяется с бесконечным пространством, без всяких разрывов. А всякий разрыв — ведет к экспрессионизму».
Изображение: собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
«В красочной поверхности происходит "обмен веществ". Из нее что-то выплывает, начиная определяться. Но не должно выплыть до конца. Этот ребус не должен быть разгадан».
Изображение: Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
«Когда человека удовлетворяет раскраска, это значит, что его совесть глуха к истине».
Изображение: собрание Вологодской областной картинной галереи
«Гармония — некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Когда он заторможен нашими ограниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его».
Изображение: Пермская государственная художественная галерея
«Невидимое в искусстве — это когда объект искусства проникает незаметно для меня в мою душу и открывает те невидимые и не подозреваемые в ней грани, о которых сама и не догадывалась никогда».
Изображение: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
«Если б света не было, какой бы ужас был! Нам бы из темноты пришлось делать новую материю».
Изображение: The Tsukanov Art Collection
«Идеальная геометрическая фигура — шар. Я должен как яблоко быть — ибо имеются тысячи плоскостей, связывающих шар с бесконечностью».
Изображение: The Tsukanov Art Collection
«Надо писать стену, как парчу Рембрандт. Старик даже не мог себе представить, что может быть такая нечеловеческая задача».
Изображение: The Tsukanov Art Collection
«Мы не можем быть в божественной гармонии. Мы ставим себе зрительные мотивы. Но наша тяга к высокому всегда идет вразрез с нашими непосредственными ощущениями».
Изображение: Музей актуального искусства ART4.RU
«Тезис Машкова-Сезанна — передать пространство и форму цветом — привел меня тогда к самоубийству. Такое понимание цветоформы дает фрагмент мира, это уже не есть космос, уже не есть целое. Это разделительный момент, не приводящий к гармонии. Делимые вещи — пространство, форму, надо уметь соединять».
Изображение: Музей актуального искусства ART4.RU
«Я стремлюсь создать такую форму восприятия, где бы мое инстинктивное стремление оторваться от предметного помогло мне создать незримую гармонию, в которой растворился бы весь предметный мир. Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».
Изображение: Музей актуального искусства ART4.RU
«Вне традиции — значит, вне Бога. Традиция — это то, что нас связывает с Ветхим Заветом».
Изображение: Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
«Отказ от цвета — это физиологический момент, как наступает нелюбовь к чему-то».
Фото: Игорь Пальмин
«Белая картина, состоящая из белых предметов, появляется в самом конце работы — картина должна стать белой, если все, именно все ее цвета сойдутся "в паз", и не в одной точке, не в одном предмете, а по всей поверхности холста, разведенные, враждующие, контрастные по отношению друг к другу, — они вместе в самом конце работы нерасторжимо образуют контрапункт, разрешение, гармонический аккорд — в «белом».