Россия участвует во Всемирных выставках Expo с 1851 года, с того самого момента, когда самая первая такая выставка была проведена в лондонском Гайд-парке. За более чем 160-летнюю историю существования Expo к размаху российского и советского участия успели привыкнуть: павильоны, созданные нашими архитекторами, почти всегда вызывали бурю эмоций. 10 самых интересных отечественных конструкций для Expo — в фотоподборке «Дома».
Фото: National Gallery of Art
Выставка 1900 года в Париже, пожалуй, и по сей день остается самой «громкой» за всю историю существование Expo: первые эскалаторы, озвученные фильмы, первая линия парижского метро — проводы XIX века удались на славу, и в центре всего этого — главный павильон России, выполненный архитектором Романом Мельцером в средневековом русском стиле. Никогда еще Кремль не был так близок к Эйфелевой башне.
Фото: www.moscowalk.ru
Проект павильона СССР для выставки 1925 года готовили особенно тщательно — к участию в жюри архитектурного конкурса даже пригласили Маяковского. В итоге лучшей была признана конструкция Константина Мельникова —двухэтажная постройка из дерева и стекла с вышкой. На самом верху — серп, молот и буквы СССР. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон сильно контрастировал со своим аляповатым предшественником 1900 года.
Фото: AFP
Для выставки 1937 года архитектор Борис Иофан придумал гигантский павильон-постамент: охранять достижения советской промышленности призвали «Рабочего и колхозницу». Вообще последняя предвоенная Expo стала своего рода рингом: две сверхдержавы — СССР и Германия — соревновались во всем. И павильоны свои разместили друг напротив друга: немецкий орел против советских тружеников.
Фото: Constance Bannister Corp / Getty Images / Fotobank
Проект павильона СССР на выставке 1939 года в Нью-Йорке также разработал Борис Иофан. Здание из розового мрамора можно было бы назвать строгим, если бы не огромные барельефы вождей на фасадах и, опять же, гигантская фигура рабочего — правда, уже без колхозницы, без серпа и без молота.
Фото: Apic / Getty Images / Fotodom
Советский павильон на выставке 1958 года в Брюсселе получил Гран-При. Объемная, но легкая на вид конструкция из стекла и алюминия хорошо иллюстрировала главный девиз мероприятия — «Человек и прогресс». Правда, центром притяжения советского павильона осталась статуя Ленина. Но вождь был запечатлен в довольно либерально наброшенном на плечи пальто.
Фото: Эдуард Песов / РИА Новости
Изначально выставку 1967 года планировалось организовать в Москве, отметив, таким образом, 50-летие Октябрьской революции. Но позже советское руководство от этой идеи отказалось, и этот павильон построили не в столице, а в Монреале. После выставки, впрочем, здание разобрали, привезли в Москву и восстановили на территории ВДНХ. Злые языки говорили, что отстроить его копию заново было бы намного дешевле.
Фото: Эдуард Песов / РИА Новости
Советский павильон в Осаке, открытый в 1970 году, то есть в год столетнего юбилея Ленина, был воистину ура-патриотическим: по форме — гигантский развернутый флаг, цвет — естественно, красный. Хотя главный архитектор Expo Кензо Танге идеи, кажется, не понял, сравнив павильон СССР с большим красным цветком.
Фото: Canada Good / Flickr
Выставка в Ванкувере проводилась спустя 25 лет с первого в мире полета человека в космос, поэтому советский павильон украсила скульптура Юрия Гагарина, а основным отечественным экспонатом стала установка «Салют-Союз-Прогресс». Павильон канадцам понравился — в социальных сетях можно найти ретро-селфи на фоне скульптуры космонавта.
Фото: AP
С конца 1980-х и фактически вплоть до 2010 года участие России во всемирных выставках было весьма скромным, поэтому в Шанхае наши архитекторы «оторвались» по полной программе. Башни-шатры причудливой формы, ярко раскрашенные и непонятно что символизирующие, как ни странно, посетителей привели в восторг. Восток — дело тонкое.
Фото: www.russiaexpo2015.com
Архитектурная концепция павильона России для выставки 2015 года в Милане создана Сергеем Чобаном — автором знаменитой «Башни Федерации», Алексеем Ильиным и Мариной Кузнецкой. Выставочный павильон, по мнению архитекторов, олицетворяет молниеносное движение и устремленность ввысь. «Авторам проекта удалось найти лаконичный, но выразительный образ, достойно и современно представляющий Россию на мировой арене», — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. И скромность здесь неуместна.