Через неделю на Artplay стартует фестиваль современной фотографии 31 Days Fotofest, на котором покажут двести работ, участвовавших в международном конкурсе фоторепортеров World Press Photo 2015. Среди лауреатов нынешнего конкурса два россиянина. Фотографы Сергей Пономарев и Сергей Ильницкий стали победителями сразу в трех номинациях. Ильницкий взял две премии — первое место в номинации «Новости», а второе, неожиданное для фотографа, — в категории «Спорт». Самый маститый российский фотокор Сергей Пономарев удостоился третьего места в категории «Новости» за репортаж из-под бомбежек в Газе. «Лента.ру» публикует эти снимки и рассказывает о том, как они создавались.
Фото: Сергей Пономарев
Сергей Пономарев — самый титулованный российский фотограф. Он удостаивался международных наград за серию снимков захвата школы в Беслане, фоторепортаж о нелегальных шахтах в Киргизии, у него несколько Гран-при авторитетных мировых конкурсов за другие работы. Он почти 10 лет работал фотокором Associated Press. Сейчас Пономарев сотрудничает с The New York Times и еще двумя журналами. Серию «Конфликт в секторе Газа», отмеченную на World Press Photo, он снял летом прошлого года, во время израильской операции «Нерушимая скала» по уничтожению боевиков «Хамаса» в регионе. Война длилась семь недель, три из которых фотограф провел на линии огня.
Фото: Сергей Пономарев
Во время операции освещавшие боевые действия журналисты и фотографы жили в основном в трех защищенных отелях сектора Газа. Пономарев вместе с несколькими фрилансерами уехал в самую дальнюю провинцию на границе с Египтом. Репортеры базировались в этом доме (на фото). В один из дней в здание попали четыре ракеты. На снимке запечатлен момент атаки четвертой ракетой.
Фото: Сергей Пономарев
В 2015 году фотограф отправился на Донбасс. По его словам, война в секторе Газа была несоизмеримо жестче разрушительных боев на юге Украины. Война в Газе — самый кровавый из всех вооруженных конфликтов, которые он освещал, признается фотограф. Ему даже приходилось прибегать к помощи психологов для того, чтобы избавиться от тяжелых воспоминаний.
Фото: Сергей Пономарев
Каждый день войны в Газе погибало около 100 человек. Медицинские источники утверждали, что за время «Нерушимой скалы» были ранены более 10 тысяч человек. Рядом с домом в Рафе, где жил Пономарев, был маленький госпиталь, куда круглосуточно привозили убитых и раненых.
Фото: Сергей Пономарев
Всего за семь недель наступления на сектор Газа, по официальным данным, погибли больше 2100 человек. Около 70 процентов из них были гражданскими лицами.
Фото: Сергей Пономарев
С израильской стороны погибло шесть гражданских и 67 солдат. Amnesty International раскритиковала «в высшей степени несоразмерные» действия Израиля, но в нарушениях международного права обвинила обе стороны.
Фото: Сергей Пономарев
ООН обеспечивала спасающихся от войны людей продовольствием, водой, одеялами, матрасами и другими необходимыми для жизни вещами. По данным The New York Times, для которой снимал Пономарев, вынужденных переселенцев, укрытых в школах тем летом, было в пять раз больше, чем во время масштабных боевых действий в этом регионе в 2009 году.
Фото: Сергей Пономарев
В отличие от любительских снимков с войны, кадры профессиональных фотографов не такие шокирующие, поскольку впоследствии многие из них продаются для изданий, у которых есть возрастные ограничения, объяснял Пономарев.
Фото: Сергей Пономарев
Сейчас фотограф работает на Донбассе. По его словам, туда он приехал за собственные деньги и не прикреплен к The New York Times. Отснятый материал он предлагает различным изданиям. О том, что он стал обладателем самой авторитетной в мире фотопремии, Пономарев узнал в Донбассе, сидя на кладбище в окружении безымянных крестов.
Фото: Сергей Ильницкий
Автор фото, получившего первое место в категории «Главные новости», рассказал «Ленте.ру» о том, как был сделан этот снимок: «Место, куда упала мина, я увидел из окна гостиницы, где жил. Это был район с частными домами в центре города. Возле одного дома стояла скорая, и врачи обвязывали раны истекающему кровью пожилому мужчине. Он плакал и вскрикивал: «Вера! Вера!» — это имя его жены, которую увезли в больницу чуть раньше с серьезным ранением в живот. Рядом стоял его сын, он тоже плакал, я сделал несколько снимков там, потом он взял меня под руку и повел в дом, он хотел показать место взрыва мины. Это был небольшой домик из белого кирпича с крохотным огородом. Мина попала в сарай и осколками посекло весь дом, и внутри дома все было изрешечено осколками мины. Я зашел на кухню, в которой на полу была большая лужа крови, осколки стекла и разорванные помидоры. Пахло пылью и помидорами. Я родился в Донбассе, в Мариуполе, это 90 километров от Донецка. Так что эта земля — моя Родина. И внешний вид кухни — и стол обтянутый клеенкой, металлическая посуда, сточенные ножи, старая жестяная банка из под кофе — перенес меня в детство в дом моих грендперенс. Там все было точно так же. Но только все было цело и мирно. А здесь трагедия, разрушение и смерть».
Фото: Сергей Ильницкий
Сергей Ильницкий родился в Мариуполе и с детства знал, что хочет стать фотографом. Он уехал в Москву в надежде поступить в МГУ, но в результате попал в кемеровский Институт культуры, где изучал фотоискусство. Учебу он совмещал с побочными заработками. В надежде найти работу по специальности он собрал подборку собственных снимков и двинулся по редакциям кемеровских изданий. Ему предложили сотрудничество все издания, но он остановился на газете «Кузнецкий край».
Фото: Сергей Ильницкий
В начале нулевых Ильницкого пригласили в Европейское пресс-фотоагентство ЕПА. Он работал в зонах военных конфликтов, в частности, освещал операцию НАТО в Афганистане, политические акции, снимал жизнь людей в провинции, делал репортажи из Чернобыля.
Фото: Сергей Ильницкий
Несколько раз Ильницкий завоевывал главный приз фотографов России и СНГ — «Пресс-фото России». Впервые его наградили за репортаж «Перевернутое детство» из сибирской колонии для несовершеннолетних. Второй раз жюри конкурса признало лучшей его серию «Золотые рога Алтая» о заводчиках оленей, которые добывают из их рогов препарат для аптек пантокрин.
Фото: Сергей Ильницкий
Несколько раз подавал свои фотоработы на соискание премии World Press Photo, но до 2013 года — безрезультатно.
Фото: Сергей Ильницкий
2013 году фотографу улыбнулась удача: второй приз WPP в номинации «Спорт» за серию снимков «Золотое касание» о соревнованиях по фехтованию на Олимпиаде в Лондоне. Ильницкий был единственным участником конкурса от России.
Фото: Сергей Ильницкий
World Press Photo — та вершина, которой Ильницкий хотел достичь, признавался фотограф. Победа в категории «Спорт» стала для него неожиданностью, поскольку он не считает себя спортивным фотографом. Однако и вторая награда на WPP досталась Ильницкому за спортивную фотосерию — «Покоряя скорость», с Кубка мира по прыжкам с трамплина под Нижним Тагилом. Соревнования проходили ночью.
Фото: Сергей Ильницкий
Аэродинамика крайне важна в этом виде спорта, отмечает фотограф. Даже костюм из похожего на фольгу материала строго регламентируются правилами.
Фото: Сергей Ильницкий
Фото: Сергей Ильницкий
Любимый фотограф Ильницкого — американец Роберт Франк, объехавший всю страну и выпустивший бестселлер The Americans, книгу с фотографиями обитателей американской глубинки. Также Ильницкий считает своим гуру советского фотографа Игоря Гаврилова.
Фото: Сергей Ильницкий
«Любая фотография ценна мыслью, — считает Ильницкий. — Нужно понять, для чего ты делаешь снимки и что хочешь показать миру. Проще говоря, думайте, когда делаете фото».