Скончавшийся в Москве 15 мая 2015 года авиаконструктор Александр Барковский проработал в ОКБ Сухого несколько десятилетий, начав свой трудовой путь еще при жизни Павла Осиповича Сухого. За это время он принял участие в создании большей части самолетов, составивших славу конструкторского бюро в стране и за рубежом.
Фото: Игорь Зотин / ТАСС
Фото: Владислав Белогруд / Интерпресс / ТАСС
Один из первых крупных проектов ОКБ Сухого с участием Барковского — разработка фронтового сверхзвукового бомбардировщика Су-24 с изменяемой геометрией крыла.
Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости
После Су-24 Барковский занимался семейством истребителей Т-10 (Су-27). Работал по проекту Су-27К — палубной версии Су-27 для авианосца «Адмирал Кузнецов». В 1998 году после долгих испытаний самолет, впервые взлетевший в 1987 году, был официально принят на вооружение авиации ВМФ под названием Су-33.
Фото: Александр Земляниченко / Reuters
Наследник Су-24, с которого Барковский начинал работу в КБ, — Су-34, ударная машина, созданная на базе сильно переработанного Су-27. В 2000-е годы самолет был доведен до ума и поставлен на серийное производство в Новосибирске.
В 1990-е годы ОКБ Сухого активно продвигало на экспорт боевые машины на базе Су-30 (двухместного командного самолета авиаполков ПВО). Серия Су-30К (Су-30МК), к которой приложил руки Барковский, дала российским авиастроителям возможность выжить в трудные времена на экспортных заказах.
Но подлинной вершиной карьеры Барковского стал Су-30МКИ (он же в разных версиях Су-30МКМ и Су-30СМ) — едва ли не самый удачный отечественный самолет последних десятилетий со времен базового Су-27. Сверхманевренная машина с мощным радаром, прекрасно приспособленная как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям, многим пришлась ко двору.
Фото: Корпорация «Иркут»
Барковский руководил созданием Су-30МКИ с середины 1990-х, но только в последние годы ВВС России заинтересовались этой машиной и разместили на нее крупный заказ. Теперь истребитель Су-30СМ доступен и нашим военным. «Это счастье, что ты можешь управлять такой машиной. Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения», — так отозвался о Су-30СМ многолетний глава Липецкого центра боевой подготовки ВВС генерал Александр Харчевский, руководитель пилотажной группы «Соколы России».
Фото: Корпорация «Иркут»
Главный конструктор Барковский создал машину с высочайшими боевыми возможностями, оцененными по достоинству. ВВС Индии, Алжира, Малайзии, Казахстана и России заказали с 1999 года в общей сложности свыше 400 этих истребителей — больше, чем какого-либо другого самолета, производившегося в России с 1991 года. Если какую-то машину в постсоветской России и можно назвать крупносерийной, так только это детище Барковского.
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
В 2000-е годы ОКБ Сухого принялось заново создавать самолет Су-35 — самый продвинутый вариант платформы Т-10. Барковский, как автор удачного современного Су-30МКИ, тоже работал над этим самолетом.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Сейчас Су-35С уже поступают на вооружение ВВС России и продвигаются на экспорт. Судя по всему, первым эту машину получит Китай.
Фото: Иван Секретарев / AP
Как технический директор ОКБ Сухого Барковский имел самое прямое отношение и к разработке истребителя пятого поколения Т-50 по программе ПАК ФА.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Эти самолеты еще не стоят на вооружении российских военных. Платформы нынче создаются надолго, и летать им придется много. Вряд ли можно найти лучший памятник одному из ключевых технических спецов ОКБ Сухого, чем ПАК ФА в небе.