В конце июля 1846 года бесследно пропали два корабля экспедиции сэра Джона Франклина, отправленной на исследование Северо-Западного прохода. Только спустя 150 лет ученые выяснили, что суда были затерты льдами близ острова Кинг-Уильям. Экипаж перезимовал на острове, а потом члены экспедиции, ослабленные голодом и болезнями, попытались добраться до Большой земли. По дороге погибли все, причем дело даже дошло до каннибализма.
В 2014 году канадские ученые нашли один из кораблей Франклина — «Эребус». Фрагменты судна находятся на глубине 11 метров. Археологи продолжили заплывы под лед и извлекли множество предметов, рассказывающих о жизни экспедиции. Их открытия — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Parks Canada
Водолаз обследует обломки «Эребуса» в апреле 2015 года. Местоположение 378-тонного корабля с паровым локомотивным двигателем было неизвестно вплоть до 2014 года.
Фото: Parks Canada
Судовой колокол «Эребуса».
Фото: Parks Canada
Подводный археолог подо льдом. Чтобы попасть к обломкам «Эребуса», покоящимся на дне залива Королевы Мод (69 градус северной широты), пришлось пробить лед толщиной в два метра. Ученым помогли канадские военные.
Фото: Parks Canada
Тарелка с корабля. Картинка изображает китайский остров Вампу — популярный в Британии XIX века сюжет.
Фото: Parks Canada
Всего весной 2015 года с «Эребуса» удалось поднять 14 артефактов. Самый массивный — пушка весом 309 килограммов. На стволе отчеканена надпись «J&H King — 1812». Пушку отлили мастера Джон и Генри Кинг на Королевском меднолитейном заводе в Вулидже в 1812 году,
Фото: Parks Canada
Первый снимок «Эребуса», полученный с помощью сонара.
Фото: Thierry Boyer, Parks Canada
Археолог Филлиппо Ронка измеряет дульный срез одной из пушек «Эребуса». Это оказалась шестифунтовая пушка.
Фото: Parks Canada
Артефакты с «Эребуса» демонстрируют изобретательность моряков XIX века. Эта стеклянная призма служила иллюминатором, сквозь который свет попадал с верхней палубы на слабо освещенную нижнюю.
Фото: Parks Canada
Райан Харрис (руководитель экспедиции) изучает блок с гаком. Эту деталь могли использовать при спуске шлюпок на воду, или же она была одним из элементов стоячего такелажа «Эребуса».
Фото: Parks Canada
Обшивка и мачта «Эребуса»
Фото: Parks Canada
Изображение, полученное подводным аппаратом с дистанционным управлением. На снимке видны обломки обшивки и такелажа «Эребуса».
Фото: Parks Canada
Иллюминатор «Эребуса».
Фото: Parks Canada
На судовом колоколе — год начала экспедиции.
Фото: Thierry Boyer, Parks Canada
Апрель 2015 года: археолог Райан Харрис передает HD-видеокамеру своему коллеге Марку-Андре Бернье, который ждет в воде.
Фото: Parks Canada
Пуговица мундира одного из 13 морских пехотинцев, плывших вместе с Франклином. 7 солдат были на «Эребусе», 6 — на «Терроре».
Фото: Parks Canada
Ученые и техники поднимают пушку с «Эребуса» из-подо льда. Во время весенней экспедиции археологам приходилось ночевать на льду несколько дней подряд, погружаясь на дно с восьми утра до десяти вечера.
Фото: Parks Canada
Изображение «Эребуса», полученное сонаром.
Фото: Parks Canada
На стволе пушки с «Эребуса» отчеканены инициалы GR, девиз британских монархов HONI SOIT QUI MAL Y PENSE и корона. Инициалы указывают на то, что орудие отлили в правление короля Георга III.
Фото: Parks Canada
Археологи на борту научно-исследовательского судна.