В ближайшие полгода музеи сулят насыщенную выставочную программу. И любителям классического искусства, и интересующимся contemporary art будет чем поживиться. Московская и Уральская биеннале современного искусства, огромная ретроспектива Валентина Серова, чувственные картинки «Парижской школы» и классики современности вроде Луизы Буржуа и Аниша Капура — «Лента.ру» рассказывает о выставках, которые стоит посетить осенью и зимой.
Последняя выставка одного из устроителей показа объединения «Голубая роза» (1907) прошла в 1978-м, спустя десять лет после смерти художника. И хотя о нем написано во всех книжках по истории искусства, нынешняя ретроспектива — возможность увидеть много и сразу. В том числе и некоторые вещи, которые зритель не знает. Голубое небо, желтые пески — жаркое марево звучит на картинах Павла Кузнецова в унисон с символистской дремой, в сглаженных очертаниях и медлительности ритма. Бухара, Самарканд, Париж — Кузнецов много путешествовал, выработал очень узнаваемую манеру, но она не наскучивает. Как написал про него критик Абрам Эфрос, «Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками».
Фото: пресс-служба МАММ
Новую видеоэпопею АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) показывают сейчас в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале, а в Москве представят как часть спецпрограммы 6-й Московской биеннале современного искусства. Старинный сюжет «Перевернутого мира» (Inverso Mundus), где, скажем, свинья потрошит мясника, а нищий подает милостыню богачу, модная группа современных художников опрокидывает еще раз — в сегодняшнее время. Женщины-инквизиторы истязают мужчин, млад и стар пускаются в бои без правил, метросексуалы-дворники валят в город мусор. Все это, как обычно у АЕСов, гламурно и высокотехнологично — в формате трехканальной панорамной видеоинсталляции. А 26 сентября в галерее «Триумф» (она представляла проект от России в Венеции) появится продолжение — объекты, живопись и графика под вывеской «INVERSO MUNDUS. Женский труд».
Фото: The Ural Industrial Biennial of Contemporary Art / Facebook
В рамках биеннале, организованной Уральским филиалом Государственного центра современного искусства, contemporary art представят в екатеринбургском «Городке чекистов». Основной проект, сюжетом которого кураторы Ли Чженьхуа (Пекин – Базель) и Бильяна Чирич (Шанхай) сделали «Мобилизацию», покажут в бывшей гостинице «Исеть» — части жилого комплекса НКВД, в народе известном как «Городок чекистов». Разговор пойдет о способности к переменам, о мобилизационных сценариях и, само собой, о роли искусства. Среди художников главной выставки — Йоко Оно, Альфредо Джаар, Тино Сегал (обладатель «Золотого льва» 55-й Венецианской биеннале), Полина Канис и другие. Кроме главной выставки у смотра есть еще несколько программ — с арт-резиденциями, перформансами и симпозиумом «Мобилизация реальности».
Фото: www.mmoma.ru
Специалист по новым медиа — и как теоретик, и как практик, Вайбель был куратором 4-й Московской биеннале современного искусства. Теперь все поменялось: он в роли спецгостя 6-й Московской биеннале и в ипостаси художника. Выставку же делает бессменный биеннальный комиссар Иосиф Бакштейн. Уроженца Одессы Вайбеля можно по-разному представлять — например, как руководителя Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ. Но если коротко, то достаточно вспомнить знаменитую фотографию 1968 года: Вайбеля на четвереньках ведет по Вене на поводке художница-феминистка Вали Экспорт («Из досье собачности»). Так что «человек-собака» Олег Кулик отнюдь не был первопроходцем. Собственно, techne из заголовка отсылает к греческому «искусству» и «мастерству». Ну, а на четырех музейных этажах на примере документаций, перформансов и медиаинсталляций будет показано, что такое, например, «расширенное кино» и насколько удается искусству, вооруженному технологией, осмыслить проблемы реальности.
Больше полусотни вариаций на тему Караваджо, прожившего бурную жизнь и погибшего, когда ему не было и сорока. В музее выставку анонсируют как продолжение прошедшей на рубеже 2011-2012-го ретроспективы художника, ставшей тогда одним из хитов Пушкинского (235 тысяч человек за три месяца). Впрочем, сам Караваджо на сей раз будет в единственном числе – буквально: в Москву везут лишь одну его работу, хитового и хрестоматийного «Мальчика, укушенного ящерицей». За караваджизм с характерными для него натурализмом и контрастным освещением отвечали потом несколько стран. Это не только итальянские художники (от первых последователей — Орацио Борджанни и Карло Сарачени до барочного по духу Гвидо Рени, вплоть до XVIII века и рокайльного «живописца реальности» Гаспаре Траверси), но и испанец Хусепе Рибера, и голландец Дирк ван Бабюрен, и француз Валантен де Булонь.
Изображение: «Музей Москвы»
Александр Бродский — один из главных лириков современного искусства в России. И спецгость 6-й Московской биеннале современного искусства. «Основное течение» — более масштабное продолжение проекта «Мейнстрим», который он показал год назад в галерее «Триумф». Поэтичный, но ироничный ответ Бродского стремящимся не потерять место под солнцем, быть в тренде и не отставать от пресловутого потока. Простенькие домики, крытые рубероидом. Заглядываешь в оконца — там мутная водица с песком…
Фото: 6th.moscowbiennale.ru
Нынешняя биеннале — беспрецедентная. То есть в принципе для биеннале всякие дискуссии как сопровождение выставки — bon ton. В Москве же они поменялись местами (вероятно, одной из причин тому и резкое сокращение бюджета: в этот раз Минкульт выделил 30 миллионов против 51 миллиона два года назад). Кураторы Барт де Баре (директор музея современного искусства MUHKA в Антверпене), Дефне Айас (директор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме) и Николаус Шафхаузен (директор венского Кунстхалле) предложили тему основного проекта «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Но это будет не выставка, а дискуссии о жизни вообще и об искусстве в частности, мастер-классы и перформативная программа (с 22 сентября по 1 октября). А уж потом из документаций сделают экспозицию (с 3 октября по 1 ноября). Впрочем, обещают, что пока кто-то будет устраивать перформансы, другие художники «в прямом эфире» — при зрителях — создадут все-таки объекты. Среди заявленных участников — Фабрис Ибер, художник и основатель проекта e-flux Антон Видокле, Ханна Липпард, Хо Цу Ньен и др. Ну, а если вы хотите именно выставок, присматривайтесь к списку спецгостей, к параллельной и специальным программам смотра.
Фото: Markus Schreiber / AP
Родившийся в Бомбее, с начала 1970-х живущий в Лондоне и уже в 1990-м представлявший Туманный Альбион на Венецианской биеннале Аниш Капур — один из самых известных сегодня в мире скульпторов, хотя «скульптуру» тут, конечно, нужно понимать по-особому. Ну так он и числится участником объединения «Новая британская скульптура», не ограничивающегося традиционными материалами и техниками. Сталь, воск и цвет — три «первоэлемента» его объектов. В 2009 году его выставку пустила к себе лондонская Королевская академия художеств — из живущих сейчас творцов Капур первым удостоился такой чести. В России же вообще первая его выставка из пяти работ 1993-2012 годов выпуска (включая «Мою алую родину») случилась только сейчас, в рамках спецпрограммы 6-й Московской биеннале. К выставке обещан public-talk с художником.
Фото: Brian Cahn / Zuma / Global Look
Еще одно событие спецпрограммы 6-й Московской биеннале современного искусства из разряда must see. О бытии, если уж речь про его «структуры», Луиза Буржуа многое могла бы рассказать — умершая пять лет назад, она прожила 99 лет, из них 70 — в современном искусстве. Она не боялась в работах «вывернуться наизнанку». Перед «Гаражом» поставят девятиметровую бронзовую паучиху. Это — «Мама», по крайней мере сама Буржуа сравнивала материнскую мудрость с мудростью паука и была очень привязана к рано умершей матери. В музейном атриуме разместят шестиметровую инсталляцию «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (заголовком стала фраза из дневника художницы). Наконец, в музее будут ранние скульптуры, живопись, графика и стартовавшая в 1990-х серия «Клетки», которые, по словам художницы, «представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную», отдельный мир в каждой единице пространства.
Изображение: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Парижскую школу», объединенную, как известно, не какими-то стилистическими установками или общим уставом, а лишь географически — богемным Парижем первой половины XX века, Пушкинский музей показывал четыре года назад. На той выставке были и дружившие Паскин и Фужита. Париж принимал всех: Паскин родился в Болгарии, Фужита — в Японии, подружились они на французской почве. Оба прославились, в частности, весьма откровенными работами (к тому же Фужита традиционную японскую графичность перевел на язык новой европейской живописи). А эротизм (такова уж человеческая природа), помноженный на изысканное, манерное исполнение, гарантирует зрительский успех во все времена.
Фото: Иван Оноприенко / www.mmoma.ru
Экстравагантный модник, веселое пятно психоделических расцветок на любой вечеринке, «человек-перформанс», как его прозвали в 1990-х, Андрей Бартенев в качестве спецгостя 6-й Московской биеннале удостоился ретроспективы: избранные работы за последние 25 лет соберут к его 50-летию и к 15-летию Московского музея современного искусства (ММОМА). Курируют проект директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова и директор ММОМА Василий Церетели. Особняк на Гоголевском поделят на белый Север и изумрудный Юг. Север — 1990-е. Представят трактовку «Снежной королевы» 1993 года, показанную и в Третьяковке, и в лондонском Музее Виктории и Альберта (тогда сказке Андерсена и Бартеневу посвятил свой пилотный номер журнал «Птюч»). Юг — нулевые. Для этой части Бартенев восстанавливает работу 2009-го «The SunPool», которая находится в коллекции самого Роберта Уилсона. В общем, перформансы, инсталляции, кинетическое кружение и яркие цвета как лейтмотив показа осени-2015. Плюс к тому с 10 по 31 октября еще один бартеневский проект — «И зазвенел цветогривый вихрь» — покажут в галерее RuArts, ставшей партнером нынешней ретроспективы.
Фото: Ulrich Perrey / Corbis / East News
Портрет «Афганская девочка», сделанный в 1984-м американцем Стивом МакКарри для обложки National Geographic, облетел в 1985 году весь мир и до сих пор входит в число самых известных фотографий. Во время Афганской войны беженцы помогли МакКарри пересечь афгано-пакистанскую границу, он был в местной одежде, в которую и вшил, спрятав, фотопленку — его снимки тогда были едва ли не первыми, запечатлевшими этот конфликт. Имя пуштунской девочки из семьи беженцев, кстати, узнали только 17 лет спустя: фотограф вернулся и разыскал ее — Шарбат Гула 1972 года рождения. МакКарри получил Золотую медаль Роберта Капы, которую с 1955-го дают за «лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы», — в память о подорвавшемся за год до того на мине во время Индокитайской войны Роберте Капе. С 1986-го МакКарри входит в легендарное агентство Magnum Photos, среди основателей которого Картье-Брессон и сам Капа. И продолжает снимать войны. В Эрмитаже в рамках Года современной фотографии покажут около 80 его снимков.
Огромная ретроспектива одного из самых любимых в России художников (возможно, даже более любимого, чем его учитель Репин) расположится небывало широко: и в главном большом зале на третьем этаже, и в двухэтажном выставочном зале пониже. Собирают лучшие вещи и обещают, что покажут так, чтоб был виден метод работы мастера. Начнется все «Девочкой с персиками», завершится Идой Рубинштейн. Серов тут будет не только портретистом, востребованным при императорском дворе и любимым знатью, но и лирическим пейзажистом, не только живописцем, но и графиком. Работы Серова прибудут из 18 российских музеев и частных собраний и из пяти зарубежных музеев.
Если вы вдруг пропустили азбучную, но оттого не менее любимую классику на ретроспективе в Третьяковке, есть шанс это исправить — хотя и «в ином экспозиционном решении», как сообщает Русский музей. «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора», разные варианты «Вдовушки», знаменитые рисунки вроде того, где околела барская собачка Фиделька, — все с тщательно выписанными деталями, по которым можно судить и о федотовских героях, и о быте и нравах эпохи.
Фото: Sang Tan / AP
В искусство Стефан Балкенхол вошел с деревянными человечками. Просто художник, начало карьеры которого пришлось на 1980-е, решил сменить моду на абстракцию и — не он первый, не он последний — вновь вернуться к изобразительности и к традиционным для классического искусства материалам. Впрочем, людей своих он делает намеренно нейтральными, такими усредненными типажами большого города, разве что иногда у них то хвост отрастет, то у какой-нибудь офисной дамы вместо плеч и рук абажур объявится.
Изображение: wikilivres.ru
В 1912 году футуристы Ле-Дантю и братья Кирилл и Илья Зданевичи открыли себе и миру художника Нико Пиросмани. Не сделай они больше ничего, уже этим вошли бы в историю. Илья Зданевич в футуризме был одним из главных — и поэт, и теоретик (вместе с Михаилом Ларионовым, например, они написали «Да-манифест»), художник книги в самом авторском ее понимании (то есть livre d’artiste, сделанная именно что художником) и, кстати, тоже родом из Тифлиса. На выставке в фокусе как раз и окажутся тифлисский и первые 20 лет парижского периода Ильи Зданевича (он уехал туда в 1921-м). Ну и отдельной строкой — история про то, какой он видел «книгу художника».