Считается, что архитектурный язык русской готики создал Василий Баженов при работе над Царицынским дворцом. Новый стиль, щедро насыщенный масонской символикой и загадочными знаками, быстро обрел популярность. Выдающиеся архитекторы активно его использовали вплоть до начала XX века, дополняя и развивая традицию. «Лента.ру» отправилась в путешествие по выдающимся памятникам самого завораживающего, таинственного и романтичного направления в русской архитектуре. Эту галерею мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
Уникальный архитектурный комплекс в Царицыно задумывался как императорская резиденция. С 1776 года и на протяжении двух десятилетий его возведением занимались выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. Проект так и остался незавершенным, а часть уже возведенных зданий даже разобрали. Несмотря на это, Царицыно остается самой значительной псевдоготической постройкой XVIII века в Европе и единственным дворцовым комплексом, исполненным в этом стиле. Архитектурные идеи, впервые сформулированные Баженовым и развитые Казаковым, определили целое направление в русском зодчестве. Ансамбль реконструирован в 2006-2007 годах и в настоящий момент является частью музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Фото: Михаил Кудрявцев / Russian Look
Церковь в псевдоготическом стиле возведена в 1789 году в усадьбе сенатора М.М. Измайлова. Авторство проекта приписывается Василию Баженову, по другой версии — Михаилу Казакову и Александру Бокареву, однако точно это не установлено. Двухэтажный овальный храм на высоком подклете с роскошной парадной лестницей не имеет аналогов в русской церковной архитектуре. Здание украшено стрельчатыми окнами и декоративными портиками с колоннами. С запада к нему пристроена прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями. Отдельно стоящая колокольня, выполненная в том же стиле, возведена в 1884 году. После революции в здании размещалась швейная фабрика, а затем склад. В 1989-м церковь возвращена верующим.
Церковь возведена в бывшей усадьбе тульского губернатора М.В. Муромцева между 1789 и 1799 годами по проекту Василия Баженова. Достраивалась в первой половине XIX столетия. Имеет характерную для Баженова центрическую композицию. Здание перекрыто куполом с массивным стрельчатым низко посаженным барабаном. По бокам от центрального входа симметрично расположены две колокольни.
Фото: Константин Кокошкин / Russian Look
Храм расположен на высоком холме на территории бывшего Можайского кремля. Возведен между 1779 и 1812 годами на месте Никольских ворот и частично включал в себя древние кремлевские стены. Автором проекта стал Алексей Бакарев. Изначально собор имел пять глав, но после реконструкции начала XIX века получил большой купол с четырьмя башенками. Здание сильно пострадало в годы Второй мировой войны. После реставрации передано в введение Государственного Бородинского военно-исторического музея.
Фото: Елена Орлова / Фотобанк Лори
Церковь построена в 1768-1794 годах по проекту Баженова в усадьбе Вешаловка гвардии ротмистра Я.А. Татищева, сына любимого денщика Петра I. Здание отличается характерными островерхими шатрами, стрельчатыми арками и богатым белокаменным декором. Четырехъярусная колокольня сначала стояла отдельно.
Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»
Церковь была построена в 1777-1780 годах по проекту Юрия Фельтена в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте. Считается, что именно на этом месте Екатерина II получила весть о победе русского оружия. В церкви для императрицы было оборудовано специальное царское место. Здание выполнено в форме четырехлистника со стрельчатыми арками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками-пинаклями. Храм был закрыт в 1919 году, позднее здесь находился лагерь принудительных работ, архив Главнауки, столярные мастерские Автодорожного института, склад Авиационно-приборостроительного института и, наконец, филиал Военно-исторического музея. С 1991 года здесь возобновились богослужения.
Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
В разное время усадьба принадлежала ведущим дворянским родам Голицыных, Салтыковых, Орловых и Паниных. Свой готический облик обрела в середине XIX столетия. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Ядром сложного ансамбля является главный дом с флигелями, подъездными воротами и сторожевой башней. Центральный фасад дома напоминает рыцарский замок. Имение было национализировано в 1918 году. С 1944 года здесь размещается военный санаторий.
Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
Императорский путевой дворец был создан в 1774-1777 годах архитектором Юрием Фельтеном по заказу Екатерины II в ознаменование победы в Чесменском сражении. Некогда образовывал единый ансамбль вместе с Чесменской церковью и располагался возле бывшего Царскосельского тракта. Дворец представляет собой равносторонний треугольник с башнями на углах. Во внутренний треугольник вписано круглое помещение, где располагался парадный зал. Внешние стены, прорезанные стрельчатыми окнами, напоминают зубчатую корону.
Фото: Игорь Литвяк / Фотобанк Лори
Оригинальный дворец построен архитектором Николаем Львовым в 1798-1799 годах и исключительно хорошо вписан в окружающий пейзаж. Очертаниями напоминает средневековый готический монастырь, нарочито несимметричный, но не повторяющийся в своих очертаниях с каждой новой точки обзора. Над дворцом возвышается остроконечная башня, вокруг которой объединены все остальные здания. Дворец построен как летняя резиденция приора Мальтийского ордена принца Конде. Но ко времени окончания строительства главой ордена уже являлся император Павел I. После его смерти дворцом почти не пользовались. Под зданием существует древний подземный ход, все еще остающийся неисследованным.
Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Церковь построена в 1776-1778 годах по проекту Юрия Фельтена. Здание со стрельчатыми окнами и сомкнутыми стрельчатыми сводами, треугольными выступами в стенах и одноярусной колокольней над входом по стилистике напоминает костел. Изначально церковь находилась при Инвалидном доме моряков Балтийского флота. При Павле I отошла Мальтийскому ордену и оставалась в его ведении до 1817 года. При Александре I вошла в состав Каменноостровского дворца. Закрыта в 1938 году. Возвращена приходу в 1989-м.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Путевой дворец, представляющий собой один из лучших образцов русской готики, был построен по проекту Матвея Казакова в 1776-1780 годах. Изначально располагался на Тверском тракте, ведущем в Москву (сегодня это район станции метро «Аэропорт»). Задумывался как место отдыха для высокопоставленных персон, путешествующих из Петербурга в Москву, где они могли бы подготовиться к торжественному въезду в Кремль. Стены дворца помнят всех русских императоров, начиная с Екатерины II, а также были свидетелями многих важных событий в истории страны — от пожара 1812 года до трагедии на Ходынском поле при коронации Николая II в 1896-м. После революции во дворце разместился музей красной авиации, затем Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского. В настоящий момент здание находится в ведении городской администрации. Сейчас здесь разместился элитный гостиничный и деловой комплекс. Здесь принимают членов официальных делегаций и постоянно проводят концерты классической музыки. В путевом дворце организованы платные экскурсии.
Фото: Liseykina / Фотобанк Лори
Уникальный пример провинциальной псевдоготики, не имеющий аналогов в России. Церковь строилась по заказу предпринимателя Андрея Баташова с 1802 по 1868 год. Кому именно принадлежала идея архитектурного проекта, точно неизвестно. Среди возможных авторов называют и гениального Василия Баженова, и касимовского самородка Ивана Гагина. Величественное здание с могучими стенами, высокими стрельчатыми окнами и полуколоннами, с трапезной и пятиярусной колокольней облицовано белым камнем, что нетипично для первой половины XIX столетия. После революции храм был закрыт и использовался для хозяйственных нужд. В настоящий момент возвращен церкви.
Фото: naizn.ru
Село Красное было родовым имением екатерининского фаворита Александра Ермолова. Получив щедрые пожалования от императрицы, хозяин перестроил его в псевдоготическом стиле. Из сохранившихся зданий самым интересным и значительным памятником является скотный двор. Здание возводилось с конца 1780-х до 1810 года. Оно расположено на искусственном полуострове и стилизовано под миниатюрную крепость, чтобы напоминать хозяину и его высоким гостям о былых военных подвигах. После революции усадьба пришла в запустение. В конце прошлого столетия она была частично отреставрирована усилиями братии московского Сретенского монастыря. Сегодня здесь расположено монастырское подворье и семинария для послушников. А в здании бывшего скотного двора оборудованы кельи. К сожалению, территория закрыта для посещения. Полюбоваться выдающимся памятником русской псевдоготики можно только на расстоянии.
Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори
Единственный готический элемент в сложном архитектурном ансамбле Кремля. Башня была построена в 1491 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Позднее несколько раз перестраивалась из-за пожаров и обрушений. Современный облик обрела в 1805-1806 годах. Готический верх-восьмерик с высоким белокаменным шатром и двумя парами башенок на парапете возведен архитекторами Луиджи Руска и Алексеем Бакаревым.
Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Монастырь на месте слияния рек Москвы и Оки был основан в самом конце XIV века. На сегодняшний день он представляет собой комплекс зданий, возведенных в разное время и выполненных в разной стилистике. Псевдоготические башни расположены в северо-западной и северо-восточной частях ограды. Построены в 1778 году по проекту Матвея Казакова.
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Дом коллежского асессора Николая Севастьянова с характерной угловой ротондой — одна из важнейших архитектурных достопримечательностей города. Единственный на Урале памятник в неоготическом стиле. Изначально здание было выполнено в канонах классицизма. Перестроено в 1863-1866 годах по проекту Александра Падучева. Здание отреставрировано в 2008 году к саммиту ШОС как резиденция президента РФ. Внесено в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
Фото: Алексей Судариков / Фотобанк Лори
Домовая церковь императорской семьи. Построена в 1831-1834 годах по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля, одного из лидеров так называемого «исторического романтизма» в немецком зодчестве. Квадратное здание с готическими остроконечными башнями по углам, каменными кружевами и оборками по стенам имеет три портала с винтажными окнами-розами и трехгранный выступ алтарной апсиды с восточной стороны. После революции в церкви был открыт музей. В 2006 году после реставрации она была заново освящена.
Фото: Михаил Ворожцов / Фотобанк Лори
Бывший усадебный дом известного купца и мецената Алексея Бахрушина в Замоскворечье представляет собой одноэтажный особняк с элементами раннеанглийской готики. Построен в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Имеет асимметричную композицию, украшен крупным стрельчатым окном, обрамленным фигурным аттиком. Здание было расширено и надстроено в 1937-1938 годах, но оригинальное наружное убранство хорошо сохранилось. Сегодня в его стенах располагается крупнейший театральный музей в мире.
Фото: Александр Озеров / Фотобанк Лори
Здание вокзала построено в 1855-1857 годах по проекту Николая Бенуа. В общей планировке отчетливо прослеживаются элементы нижнего яруса католического собора в итальянском городе Орвьето, в реставрации которого участвовал Бенуа. Вокзал задумывался как часть целой серии построек в готическом стиле, но проект не был реализован. Здание вокзала, увенчанное четырехъярусной башней, находилось между путями. Во время Второй мировой войны оно сильно пострадало, но сегодня восстановлено в первоначальном виде.
Фото: liveinmsk.ru
Роскошный особняк с элементами английской неоготики возведен в 1893 году по проекту Федора Шехтеля. Здание имеет строгие геометрические объемы, но асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью, щедро украшено витражами и горельефами. Центральное крыльцо расположено в правом торце и оформлено тремя арками-порталами. После революции здание передано Наркомату иностранных дел. Сегодня здесь располагается дом приемов МИД России. Особняк открыт для посещения в День исторического наследия Москвы и День музеев.