Распродажа со взломом Редкие шифровальные машины и научные приборы пошли с молотка в Великобритании

10 фото

Британский аукционный дом Bonhams 27 октября выставил на продажу огромную коллекцию научных инструментов, станков и приборов, а также шифровальных машин. Среди них — четырехроторная «Энигма», которой пользовались на немецких субмаринах во время Второй мировой, заводная модель Солнечной системы с планетами из слоновой кости, приборы по сворачиванию таблеток и миниатюрные двигатели. «Лента.ру» представляет некоторые лоты аукциона.

Электромеханические роторные машины «Энигма» применялись для шифрования и дешифровки секретных сообщений с 1920-х годов, однако наиболее известны военные модификации аппарата, которые использовались нацистской Германией.

Антигитлеровская коалиция смогла расшифровать большинство сообщений «Энигмы» благодаря созданной с участием Алана Тьюринга машине Bombe, а также ошибкам операторов и захватам шифровальных книг.

 В 1942 году ВМФ Германии (Кригсмарине) выделили подводным лодкам модифицированные четырехроторные «Энигмы». Модель Kriegsmarine M4 имела один дополнительный ротор, хотя была такого же размера, что и трехроторная, за счет более тонкого рефлектора. Четыре ротора позволяли создавать более сложные шифры (благодаря увеличению числа комбинаций). Британские криптоаналитики не тратили ресурсы на взлом этих систем, предпочитая захватывать сами подлодки и брать оттуда шифровальные книги.

На продажу выставлена крайне редкая модель — выпускали их очень ограниченным тиражом. Кроме того, большинство аппаратов погибли вместе с подлодками и кораблями, или их выбросили в море проигрывавшие войну немцы.

Четырехроторная «Энигма»

Фото: Bonhams

Электромеханические роторные машины «Энигма» применялись для шифрования и дешифровки секретных сообщений с 1920-х годов, однако наиболее известны военные модификации аппарата, которые использовались нацистской Германией.

Антигитлеровская коалиция смогла расшифровать большинство сообщений «Энигмы» благодаря созданной с участием Алана Тьюринга машине Bombe, а также ошибкам операторов и захватам шифровальных книг.

В 1942 году ВМФ Германии (Кригсмарине) выделили подводным лодкам модифицированные четырехроторные «Энигмы». Модель Kriegsmarine M4 имела один дополнительный ротор, хотя была такого же размера, что и трехроторная, за счет более тонкого рефлектора. Четыре ротора позволяли создавать более сложные шифры (благодаря увеличению числа комбинаций). Британские криптоаналитики не тратили ресурсы на взлом этих систем, предпочитая захватывать сами подлодки и брать оттуда шифровальные книги.

На продажу выставлена крайне редкая модель — выпускали их очень ограниченным тиражом. Кроме того, большинство аппаратов погибли вместе с подлодками и кораблями, или их выбросили в море проигрывавшие войну немцы.

Если завести этот механизм, то можно увидеть, как вращаются планеты Солнечной системы, их орбиты, склонения и фазы. Планеты от Меркурия до Урана, со всеми известными на тот момент спутниками, изготовлены из слоновой кости. К планетарию прилагается глобус с механизмом, показывающим движение Земли вокруг Солнца, а также лунарий (демонстрирующий всю систему Земля-Луна-Солнце) — на стойках из красного дерева.

Инструменты эти были изготовлены в мастерской Джесси Рамсдена (Jesse Ramsden, 1735-1800), одного из величайших мастеров научных инструментов XVIII века. С помощью своего точного разделительного механизма он изготовил теодолит, использовавшийся для измерения расстояний между Гринвичем, Лондоном и Парижем. Мастерскую и разделительный механизм Рамсден завещал старшему мастеру Мэтью Берджу (Matthew Berge). На планетарии и других инструментах указано: Berge late Ramsden. Потом Бердж ставил только свою подпись.

Медный планетарий, лунарий и телларий (Великобритания, около 1800 года)

Фото: Bonhams

Если завести этот механизм, то можно увидеть, как вращаются планеты Солнечной системы, их орбиты, склонения и фазы. Планеты от Меркурия до Урана, со всеми известными на тот момент спутниками, изготовлены из слоновой кости. К планетарию прилагается глобус с механизмом, показывающим движение Земли вокруг Солнца, а также лунарий (демонстрирующий всю систему Земля-Луна-Солнце) — на стойках из красного дерева.

Инструменты эти были изготовлены в мастерской Джесси Рамсдена (Jesse Ramsden, 1735-1800), одного из величайших мастеров научных инструментов XVIII века. С помощью своего точного разделительного механизма он изготовил теодолит, использовавшийся для измерения расстояний между Гринвичем, Лондоном и Парижем. Мастерскую и разделительный механизм Рамсден завещал старшему мастеру Мэтью Берджу (Matthew Berge). На планетарии и других инструментах указано: Berge late Ramsden. Потом Бердж ставил только свою подпись.

Стеклянная вывеска, инструмент из меди и красного дерева для изготовления таблеток, емкость для покрытия таблеток серебряной фольгой, резатель бумаги для упаковки лечебных порошков, «утюг» для расплющивания пластырной массы на полосы требуемой площади, емкость для суппозиториев (свечей) и банка для винного камня (Tartar Crud.).

Набор фармацевта (XIX век)

Фото: Bonhams

Стеклянная вывеска, инструмент из меди и красного дерева для изготовления таблеток, емкость для покрытия таблеток серебряной фольгой, резатель бумаги для упаковки лечебных порошков, «утюг» для расплющивания пластырной массы на полосы требуемой площади, емкость для суппозиториев (свечей) и банка для винного камня (Tartar Crud.).

В годы Второй мировой войны армия Швейцарии пользовалась коммерческой моделью шифровальной машины «Энигма». Как только швейцарцы обнаружили, что их шифровки свободно читают и немцы, и западные союзники, они разработали собственный аппарат. 

NEMA (сокращение от Neue Maschine) была готова в 1944 году. Она отличается от стандартной «Энигмы» несколькими конструктивными улучшениями — например, нерегулярным пошаговым вращением шифрующих роторов (благодаря дополнительным специальным колесам). Даже по современным стандартам криптоанализа ее шифры нелегко взломать.

Шифровальная машина NEMA T-D (Швейцария, около 1950 года)

Фото: Bonhams

В годы Второй мировой войны армия Швейцарии пользовалась коммерческой моделью шифровальной машины «Энигма». Как только швейцарцы обнаружили, что их шифровки свободно читают и немцы, и западные союзники, они разработали собственный аппарат.

NEMA (сокращение от Neue Maschine) была готова в 1944 году. Она отличается от стандартной «Энигмы» несколькими конструктивными улучшениями — например, нерегулярным пошаговым вращением шифрующих роторов (благодаря дополнительным специальным колесам). Даже по современным стандартам криптоанализа ее шифры нелегко взломать.

Небольшой одноцилиндровый двигатель, установленный вертикально. Так называемые корнуолльские паровые машины широко применялись на шахтах в XIX веке для выкачивания воды. Генри Дэйви (Henry Davey), чье имя указано на табличке, прикрепленной к экспонату, с 1873 года стал одним из совладельцев лидской фирмы Hathorn, Davey & Co — одного из крупнейших производителей насосных паровых машин для шахт и каналов.

Модель дифференциального клапана для паровых компаунд-машин корнуолльского типа (конец XIX века)

Фото: Bonhams

Небольшой одноцилиндровый двигатель, установленный вертикально. Так называемые корнуолльские паровые машины широко применялись на шахтах в XIX веке для выкачивания воды. Генри Дэйви (Henry Davey), чье имя указано на табличке, прикрепленной к экспонату, с 1873 года стал одним из совладельцев лидской фирмы Hathorn, Davey & Co — одного из крупнейших производителей насосных паровых машин для шахт и каналов.

Редкий оптический телескоп-рефлектор (использует в качестве светособирающего элемента зеркало). В отличие от распространенных в ту эпоху телескопов-рефракторов (для собирания света используется система линз), этот прибор настраивает фокусировку главного зеркала с помощью длинного стержня, который идет от окуляра к передней части телескопа.

Телескоп-рефлектор (Великобритания, около 1770 года)

Фото: Bonhams

Редкий оптический телескоп-рефлектор (использует в качестве светособирающего элемента зеркало). В отличие от распространенных в ту эпоху телескопов-рефракторов (для собирания света используется система линз), этот прибор настраивает фокусировку главного зеркала с помощью длинного стержня, который идет от окуляра к передней части телескопа.

Это первая машина, сконструированная Борисом Хагелином (Boris Caesar Wilhelm Hagelin), когда инженер еще работал в компании Арвида Дамма — одного из первых изобретателей ротора для шифровальных машин. Нобели (инвесторы компании) назначили Хагелина ее финансовым директором, а с середины 1920-х годов он принимал участие и в инженерной части работ.

Когда армия Швеции заинтересовалась этими устройствами и захотела приобрести немецкие «Энигмы», Хагелин представил властям B-21 (улучшенный образец B-18, с двумя штифтовыми колесами, управляющими пошаговым вращением двух шифрующих роторов).

Электромеханическая шифровальная машина Hagelin B-21 (Швеция, после 1932 года)

Фото: Bonhams

Это первая машина, сконструированная Борисом Хагелином (Boris Caesar Wilhelm Hagelin), когда инженер еще работал в компании Арвида Дамма — одного из первых изобретателей ротора для шифровальных машин. Нобели (инвесторы компании) назначили Хагелина ее финансовым директором, а с середины 1920-х годов он принимал участие и в инженерной части работ.

Когда армия Швеции заинтересовалась этими устройствами и захотела приобрести немецкие «Энигмы», Хагелин представил властям B-21 (улучшенный образец B-18, с двумя штифтовыми колесами, управляющими пошаговым вращением двух шифрующих роторов).

В XIX веке недостатки паровых двигателей (прежде всего взрывоопасность котлов) заставляли изобретателей придумывать теплосиловые установки другого типа. Наряду с победившими в конечном счете моторами внутреннего сгорания, некоторую популярность приобрели калорические двигатели — в движение вместо пара их приводит нагретый воздух (точнее, сжатие и расширение воздуха под влиянием температурных сдвигов преобразует тепловую энергию в механическую работу). Людовик и Эрнст Хайнрици (Louis und Ernst Heinrici) были наиболее коммерчески успешными производителями калорических двигателей с 1879-го до 1920-х годов.

Настенный калорический двигатель Хайнрици (Германия, начало ХХ века)

Фото: Bonhams

В XIX веке недостатки паровых двигателей (прежде всего взрывоопасность котлов) заставляли изобретателей придумывать теплосиловые установки другого типа. Наряду с победившими в конечном счете моторами внутреннего сгорания, некоторую популярность приобрели калорические двигатели — в движение вместо пара их приводит нагретый воздух (точнее, сжатие и расширение воздуха под влиянием температурных сдвигов преобразует тепловую энергию в механическую работу). Людовик и Эрнст Хайнрици (Louis und Ernst Heinrici) были наиболее коммерчески успешными производителями калорических двигателей с 1879-го до 1920-х годов.

Шкафчик из красного дерева с откидными дверцами. Внутри находятся шесть ящичков с образцами металлов, минералов, объектов животного и растительного происхождения, а также промышленных изделий. Служил наглядным пособием для начальных классов, демонстрирующим особенности импорта, экспорта, природных ресурсов и промышленности Великобритании и ее колоний.

Переносной музей природных веществ (Великобритания, предположительно 1875 год)

Фото: Bonhams

Шкафчик из красного дерева с откидными дверцами. Внутри находятся шесть ящичков с образцами металлов, минералов, объектов животного и растительного происхождения, а также промышленных изделий. Служил наглядным пособием для начальных классов, демонстрирующим особенности импорта, экспорта, природных ресурсов и промышленности Великобритании и ее колоний.

Регулятор скорости вращения для мельниц (XIX век)

Фото: Bonhams

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше