Дикие, милые, человечные, самовлюбленные, коварные — как только ни изображали кошек художники. Мало кто в своем творчестве обходился без этих животных, хотя далеко не все их любили. Одни кошки дополняли портреты или групповые композиции, другие сами были главными героями. О постоянных спутниках нашей жизни — в галерее «Ленты.ру».

Пабло Пикассо, «Кошка, пожирающая птицу», 1939 год
Изображение: ayay.co.uk
Пикассо недолюбливал породистых кошек, мирно сопящих на кровати, а к безродным и бездомным всегда относился с симпатией. «Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все, что ни попадя», — вспоминал слова художника его коллега Брассай. Таких он и изобразил в своем кошачьем диптихе, включающем в себя работы «Кошка, схватившая птицу» и «Кошка, пожирающая птицу».

Сальвадор Дали и Филипп Халсман, Dali Atomicus, 1948 год
Изображение: MoMA
Халсману удалось сделать этот снимок с 28 попытки и за шесть часов. Пока фотограф проявлял один кадр и готовился к другому, все остальные ловили и успокаивали недоумевающих домашних питомцев. «Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению — только кошки выглядели как новенькие», — писал он позже в одной из своих книг. Так авторам хотелось показать невесомость. Причем здесь кошки, казалось бы? А почему бы и нет?

Рой Лихтенштейн, «Смеющийся кот», 1961 год
Изображение: The Roy Lichtenstein Foundation
Если Уорхол заставил нас по-новому взглянуть на рекламу, то Рой Лихтенштейн — на комиксы и журнальную графику. Он в несколько раз увеличивал комиксовые картинки, чтобы были видны даже растровые элементы — в результате почти каждая его работа была с ироничным оттенком. Писал он обычно акрилом на холсте, но «Смеющийся кот» выполнен маслом. Вообще, у Лихтенштейна немало кошек, но они тоже комиксовые, изображенные в интерьере, с текстурами и растром.

Пьер Огюст Ренуар, «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой», 1887 год
Изображение: Musée d'Orsay, Paris
Француженка Жюли Мане выросла в семье художников Берты Моризо и Эжена Мане (брата Эдуарда Мане), поэтому с детства привыкла позировать коллегам и друзьям родителей. Среди них был и Ренуар, написавший несколько портретов девочки. Неудивительно, что мадемуазель выглядит несколько утомленной: поиграть бы с куклами, а тут сиди неподвижно несколько часов. Зато кот или даже котенок очень доволен. Ренуар любил этих животных и нередко изображал их в своих картинах. Жюли, между тем, пошла по стопам родителей и тоже внесла немалый вклад в искусство.

Егор Кошелев, «Красный гурман», 2014 год
Изображение: Галерея Regina
Эту работу Егора Кошелева некоторые, возможно, видели на канцелярской продукции — например, блокнотах от галереи «Шалтай-Болтай». Художник представлял «Красный гурман» в начале года на выставке «Котики в Манеже», которую сам же и курировал.

Пьер Боннар, «Белый кот», 1894 год
Изображение: Musée d'Orsay, Paris
«Белый кот» француза Пьера Боннара получился практически карикатурным. Художник долго прикидывал, как должны выглядеть лапы и тело кота в движении. Он оставил множество черновиков, да и саму работу несколько раз переделывал. «Искусство не есть природа», — часто говорил Боннар, создавая свои картины с немалой долей юмора. Кошек он рисовал часто — обычно в качестве дополнения к какой-то композиции.

Арт-группа «Война». Акция «Мордовский час», 2007 год
Фото: Арт-группа «Война»
Приобщают кошек и к актуальному искусству. 1 мая 2007 года арт-группа «Война» провела акцию «Мордовский час» в одном из московских ресторанов «Макдоналдс». Участники вошли с уличными кошками и стали перебрасывать их через прилавок с криками «Свободная касса!». «Акция была красивым подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством. Баррикады с гамбургерами разделяют нацию, хотя по обе стороны баррикад люди лишены свободной жизни и нормального питания», — заявил один из активистов. Участников группы забрали в полицию, но кошки успели уничтожить значительную часть мясных припасов фастфуда, так что полетали не зря.

Ростислав Лебедев, «Ночной кот и натурщица А. Дейнеки», 2014 год
Изображение: artchive.ru
Белый лубочный кот Лебедева подглядывает за натурщицей с одноименной картины Александра Дейнеки, хотя у того женщина смотрит в окно на крыши многоквартирных домов. Почти такой же зверь, только черный, появляется у Лебедева в работе «Мартовские коты», отсылающей к «Марту» Исаака Левитана.

Дэвид Хокни, «Мистер и миссис Кларк и Перси», 1971 год
Изображение: Tate Gallery, London
А вот Хокни больше любил собак и написал много картин с ними. Кот, тем не менее, появился на одном из его самых известных полотен — «Мистер и миссис Кларк и Перси». В центре сюжета — супружеская пара, дизайнеры одежды Оззи и Селия Кларк, изображенные нетрадиционно далеко друг от друга. Художник, друживший с ними, знал, что брак Кларков — не идеальный. Он решил поместить между ними не только окно, но и белого кота — символ неверности. Супруги действительно вскоре развелись.

Теофиль-Александр Стейнлен, «Черный кот», 1896 год
Изображение: Zimmerli Art Museum at Rutgers University
«Черный кот» Стейнлена сегодня — символ Парижа. Художник часто изображал именно кошек, это был его «фирменный» знак. Причем он совсем не старался наделять их человеческими чертами, высмеивая общество, как карикатуристы. Кошки у Стейнлена — существа самостоятельные, со своим характером. «Черного кота» он создал как афишу к одноименному парижскому кабаре. Заведение разорилось, хотя некоторое время пользовалось популярностью. А вот афиша пережила и банкротства, и кризисы, и современных Стейнлену любителей развлечений, и его самого.

Элис Нил, «Виктория и кот», 1981 год
Изображение: Sragow Gallery, NY
На этой картине изображена внучка художницы. Работы Нил в основном резкие и тревожные, она всегда отказывалась от натуралистичности, для нее было важно точно изобразить психологическое состояние своего героя. Тем не менее портрет внучки получился гораздо мягче других ее вещей. Похоже, Нил было весело писать эту девочку и кота, готового выскользнуть у нее из рук.

Оскар Кокошка, «Красное яйцо», 1940-1941 годы
Изображение: Fondation Oskar Kokoschka/VG Bild-Kunst, Bonn
Полотном «Красное яйцо» австриец Кокошка отреагировал на мюнхенское соглашение 1938 года, согласно которому Чехословакия отдавала Германии часть своей территории. Документ подписали, помимо Германии, Франция, Италия и Великобритания. Художник изобразил это в виде дележки красного яйца. Угадываются карикатуры на Гитлера и Муссолини. Огромный жирный кот, с удовольствием поглядывающий на тарелку и ждущий, пока ему что-нибудь перепадет, — тоже скорее антигерой.

Александр Колдер, «Мобильный кот», 1966 год
Изображение: Museum of Contemporary Art Chicago
Классик кинетического искусства Александр Колдер прославился скульптурами из проволоки или любых других подручных материалов, движущихся с помощью ветра или электричества. К таковым относится и его «Мобильный кот», напоминающий реальных животных лишь условно, зато он тоже бегает за хвостом. Или хвост за ним.

Энди Уорхол, «Желтый Сэм с красными глазами», 1954 год
Изображение: The Andy Warhol Foundation
Говорят, что Уорхол постоянно заводил сиамских котов и всех их называл Сэм. Он довольно часто зарисовывал кошек, но, как правило, с чьей-то фотографии или другой картинки, так как подвижные объекты давались ему с трудом. В 1954 году вышли книга Уорхола «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошка», а также книга его матери «Святые кошки». У Джулии Уорхол кошки близки человеку — носят шляпы, выражают эмоции. У сына же питомцы получались естественнее.