Непохожие на себя из-за множества разномастных вывесок и пристроек, а то и вовсе полузаброшенные здания советских кинотеатров давно стали частью привычного пейзажа для жителей многих районов Москвы. Впрочем, новая жизнь не за горами: больше года назад 39 таких кинотеатров перешли в частные руки с обязательством по реконструкции. А 26 января состоялся финал конкурса на лучшую концепцию двух объектов: «Варшава» и «Восход». Посмотрим, какие проекты стали финалистами конкурса, и кто же победил.
Изображение: Nowadays / Aventica
«Варшава» лучше всего знакома жителям Войковского района. Построенный в 1970 году, успешно работал до начала 2000-х, а в 2003-м даже стал единственным 3D-кинотеатром «на районе». Потом закрывался на реконструкцию на несколько лет, сейчас в здании кино не крутят — в основном помещения занимают кафе и небольшие торговые точки.
Проект консорциума Nowadays office/Aventica называется «Новая повседневность». «Пространство ностальгии сочетается с пространством новой повседневности, но пользователь точно считывает их границы», — говорят авторы концепции. Облик образцового советского кинотеатра сохраняется, но дополняется точечными «дизайн-интервенциями» — скульптурный пандус, контрастные детали и материалы в интерьере...
Изображение: Nowadays / Aventica
...Или вот такой «марсианский» пейзаж на крыше. Крупное конструктивное вмешательство одно: добавлено новое перекрытие, которое делает первый этаж единым пространством, открывающимся в парк.
Изображение: Студия 44
Проект от архитектурного бюро «Студия 44», как видим, тоже включает яркие детали. Основная идея — создание в интерьере зрительного зала общественного пространства, своего рода площади-амфитеатра.
Изображение: Студия 44
В окружающих внутреннюю площадь «домах» размещаются магазины, кафе, рестораны, творческие мастерские и студии, клубы, коворкинги, библиотеки, детские развивающие центры и пр. Попасть в каждое из заведений можно как с улицы, так и с крытой внутренней площади. Собственно кинопоказы возможны, но основной функцией пространства не являются. Архитектурно-планировочное решение отличается максимальной гибкостью и вариативностью функционального наполнения; при этом диапазон мероприятий, которые можно проводить в пространстве площади, достаточно широк – от собраний, лекций и концертов до самых смелых постановочных экспериментов.
Изображение: ZOLOTO Group
Здесь тоже не о кино. Эта команда придумала для «Варшавы» новую функцию — Центра здорового образа жизни.
Изображение: ZOLOTO Group
ЗОЖ «разложен» на четыре основных составляющих, которым соответствуют зоны помещения: собственно центр ЗОЖ — площадка формирования сообщества; спортивный клуб; кафе здорового питания; спортивный парк на кровле и тренировочная инфраструктура в парке.
Изображение: EMBT + А2ОМ
А вот и один из проектов-победителей. Именно «один из» — поскольку лучших концепций реконструкции «Варшавы» оказалось две. Теперь командам придется искать варианты взаимодействия, а мы смотрим на составляющие будущего «коктейля». Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ придумал для «Варшавы» фантастическую историю.
Изображение: EMBT + А2ОМ
Причем фантастическую — в буквальном понимании: обособленное пространство Просветительского центра научной фантастики им. Станислава Лема, который, по замыслу авторов, может стать магнитом для всех москвичей и гостей столицы. Запланирована и земная составляющая: рынок местных продуктов и школа кулинарии.
Изображение: SVESMI
Еще один победитель — проект SVESMI. Его функционально роднит с предыдущим пищевая тема: крытый рынок. Остальные функции будут дополнять и оттенять основную. Что можно понять — времена, в принципе, не самые сытые.
Изображение: SVESMI
«Просторные интерьеры бывших кинотеатров с их высокими потолками и большим количеством воздуха можно без труда приспособить под выразительное рыночное пространство, по периметру которого разместить прочие необходимые в местном контексте функции: рестораны, магазины, спортзалы, классы, воркшопы, универсальные помещения, в том числе для кинопоказа», — говорят авторы проекта. И возразить тут, в общем, нечего.
Изображение: Nowadays / Aventica
В отличие от функционирующей, пусть и не по профилю, «Варшавы», построенное в 1971 году в Рязанском районе здание «Восхода» сегодня простаивает пустым.
А варианты новой жизни предлагаются самые разные. Например, проект консорциума Nowadays office/Aventica предлагает, ни больше, ни меньше, сделать здание новой местной достопримечательностью. Достигаться это должно «интерактивизацией» фасада (размещение медиаэкранов и билбордов), а также установкой инсталляций и разного рода скульптур.
Изображение: Студия 44
Здесь у «Студия 44» центральная идея та же, что для «Варшавы»: площадь в стиле сиенской Piazza del Campo, в которую выходят «дома» — кафе, магазинчики и т.п.
Изображение: ZOLOTO Group
Ну а согласно проекту этой команды, «Восход» перепрофилируется в семейный образовательно-досуговый центр. Первый этаж выполняет роль комьюнити-центра района. В здании размещаются мастерские, ателье и кабинеты услуг.
Изображение: ZOLOTO Group
А на последнем этаже — оранжерея с видом на город.
Изображение: SVESMI
А вот и проект-победитель. Логика его авторов исходит от потребностей жителей района, где в дефиците почти все городские функции, кроме торговли. Этот дефицит и предполагается восполнить, причем проект «подстраивается» под трансформацию потребностей за счет гибких схем аренды и разнопланового использования одних и тех же помещений в течение дня, месяца, года.
Изображение: SVESMI
Ну а в центре проекта — рынок, который предлагает преимущественно локальные продукты — произведенные на территории Московской и сопредельных областей. Ничего удивительного: подход от экономической обоснованности вряд ли мог остановиться на другой базовой функции. А экономическая обоснованность сейчас можно приравнять к принципиальной жизнеспособности проекта. В общем, время, скорее, хлеба, чем зрелищ, что и отражено в концепции.
Конкурс стартовал 6 ноября 2015 года по инициативе ADG group совместно с Москомархитектурой. Организатор конкурса — Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Коммуникационный партнер — Агентство «Правила общения». ДОМ Lenta.ru является информационным партнером конкурса.