11 февраля стартует 66-й Берлинский кинофестиваль. Его откроет новая комедия братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!», которая выйдет в российский прокат уже 3 марта. Напоминая об этом, а также о том, что один из хитов Берлинале-2016 — мощнейший «Чи-рак» Спайка Ли — уже можно найти в интернете, «Лента.ру» выбрала из программы киносмотра еще 10 фильмов, достойных внимания.
Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»
Похищенный идол киноэкрана (Джордж Клуни), тайный заговор коммунистов, пляшущие морячки-геи, беременная звезда мюзиклов (Скарлетт Йоханссон), пронырливые журналистки-близняшки (Тильда Суинтон) — у главного героя новой комедии братьев Коэн, стоического голливудского продюсера 1950-х (Джош Бролин) хватает проблем. Все эти обстоятельства складываются в уморительную и остроумную панораму фабрики грез на пике ее величия — когда божественные киноиллюзии ухитрялись создавать грешники, нарциссы и даже обыкновенные дураки.
Кадр из фильма «Гений»
Майклу Грандэйджу можно только позавидовать — далеко не каждому режиссеру удается снять дебют, который бы похвастал столькими причастными звездами. Причем речь не только об актерском составе (Колин Ферт, Джуд Лоу, Николь Кидман, Гай Пирс), но и о персонажах — «Гений» рассказывает о подозрительно близкой дружбе писателя Томаса Вулфа (Лоу) и великого литредактора Макса Перкинса (Ферт), ранее открывшего миру Фицджеральда и Хэмингуэя.
Кадр из фильма «Колыбельная скорбной тайне»
Филиппинец Лав Диас имеет привычку брать зрителей измором (вот и его новый фильм идет восемь часов) — но за терпение он зато вознаграждает сполна. Призрачно-сновидческие, укорененные в неизжитых травмах филиппинской земли, смешивающие исторические факты с абстракцией и фантазией — ни один другой современный режиссер не рифмует кино и сеансы общения с духами так убедительно, как Диас.
Кадр из фильма «Конец»
Жерар Депардье с обретением российского паспорта вдруг начал переживать настоящий актерский ренессанс: «Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары, свежий «Сент-Амур» Делепина и Керверна, прошлогодняя «Долина любви» того же Гийома Никлу. Результат нового сотрудничества актера и режиссера по-хорошему причудлив: Депардье играет здесь охотника, стремительно теряющего человеческий облик в обычном лесу, который вдруг оборачивается лесом зачарованным, населенным странными, фантастическими существами и одной голой женщиной.
Кадр из фильма «Специальный полуночный выпуск»
Самый амбициозный пока фильм Джеффа Николса, автора небанальных, умных фильмов «Убежище» и «Мад», рассказывает о бегстве от спецслужб, полиции и религиозных фанатиков, в которое пускаются отец и восьмилетний сын. Повод интригует — у мальчика обнаруживаются сверхспособности, а если точнее, испепеляющие все вокруг неоновые лучи из глаз. Это редкая современная фантастика, которая может оказаться еще и качественной драмой: Николс скрещивает сай-фай с семейной сагой и пользуется случаем, чтобы вскрыть власть паранойи и предрассудков, которая царит в американской провинции.
Кадр из фильма «Новости с планеты Марс»
Филипп Марс хочет быть нормальным обывателем — скучным, порядочным, ответственным. За такое отсутствие амбиций наш безумный, хаотичный, не ценящий ни святой простоты, ни повседневной добродетели мир имеет привычку наказывать — что Доминик Молль в своем безжалостном сатирическом фильме и демонстрирует. Молль снял некоторые из самых эффектных фильмов 2000-х о частных обывательских катастрофах («Гарри, друг, который желает вам добра», «Лемминги») и молчал последние пять лет. Его не хватало.
Кадр из фильма «Нулевые дни»
Один из самых плодовитых и заслуженных документалистов современности Алекс Гибни уже снимал кино о вранье Лэнса Армстронга, грехах сайентологов и Уолл-стрит, даже о причудах Хантера С. Томпсона. Но кажется, именно «Нулевые дни» станут самым громким в его карьере откровением — речь в фильме идет о разработанном спецслужбами США в благих целях компьютерном супервирусе. Хитроумная программа, естественно, немедленно вышла из-под контроля — что власти скрывают до сих пор.
Кадр из фильма «Убить трубача»
Дон Чидл не только сыграл легенду джаза Майлза Дэвиса в этом байопике, он еще и выступил его режиссером — это дебют актера в новом качестве. Причем дебют очень интригующий: Чидл отказался от стандартного биографического подхода «родился, прославился, умер» и, пытаясь передать импровизационный гений Дэвиса на уровне замысла и стиля, рассказал историю двух сумасшедших дней из жизни трубача в конце 1970-х.
Кадр из фильма «Война со всеми»
Российский зритель наверняка помнит предыдущие фильмы старшего из братьев Макдона — едкие и острословные, при этом глубокие «Однажды в Ирландии» и «Голгофу». Его новое кино, хулиганская и бескомпромиссная история злоключений двух плохих копов, обещает не менее эффектный трип на темную сторону правопорядка и полицейских боевиков.
Кадр из фильма «Эликсир»
Единственная полноценная российская премьера в программе Берлинале — «Эликсир» Даниила Зинченко, и имя автора определенно стоит запомнить. В формате авангардной, вольно соединяющей ассоциации притчи Зинченко складывает метафорическую карту комплексов и страхов современной России. Не обходится в этом анамнезе без разоблачения таких скреп, как нефть, бабло и показная религиозность.
Кадр из фильма «Будущее»
Предыдущий фильм Хансен-Леве — драму о судьбе диджея под названием «Эдем» — мы включали в список лучших кинолент прошлого года. «Будущее», главную роль в котором сыграла Изабель Юппер, должно свидетельствовать о новом этапе в карьере работающей во Франции датчанки. Это ее первый фильм, посвященный проблемам и чаяниям не молодости, но зрелости, которую как раз Юппер и олицетворяет.