16 февраля 1976 года с конвейера нового Камского автомобильного завода в городе Набережные Челны сошел первый грузовой автомобиль, ставший первым в почетном семействе легендарных ныне КамАЗов. Сейчас Камский автозавод является одним из крупнейших машиностроительных заводов России и мира (14-е место по объему производства в мире), на долю которого приходится около 50 процентов российского рынка тяжелых грузовых автомобилей. «Лента.ру» вспоминала, что происходило на знаменитом заводе в последние 40 лет.
Фото: предоставлено КАМАЗ
16 февраля 1976 года — День рождения легендарного КамАЗа. В этот день первый автомобиль сошел с главного сборочного конвейера.
Фото: А. Лобов / РИА Новости
Строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ) началось в 1969 году в Набережных Челнах Татарской АССР (на фото — март 1973 года).
Фото: В. Сакк / РИА Новости
Город Набережные Челны был выбран неслучайно — он находился в самом центре бывшего СССР. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем — с транспортировкой грузовиков потребителям(на фото — строительство теплоэлектростанции на КамАЗе).
Фото: Фред Гринберг / РИА Новости
В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны (на фото — бригадир монтажников КамАЗа Владимир Чирчик).
Фото: Шидловский / РИА Новости
На строительной площадке КамАЗа работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием (на фото — цех Ремонтно-инструментального завода).
Фото: Александр Гущин / РИА Новости
Тамара Турчина, сборщица главного автосборочного конвейера производственного объединения «КамАЗ». 1981 год.
Фото: В. Гринберг / РИА Новости
Генеральная дирекция «КамАЗа».
Фото: Т. Гудей / РИА Новости
Одновременно со строительством автозавода решались коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей КамАЗ обеспечил комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга.
Фото: С. Соловьев / РИА Новости
Благодаря «КамАЗу» в Прикамье в тот период был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны (на фото — Шахматный клуб «КамАЗа»).
Фото: Евгений Логвинов / ТАСС
В апреле 1980 года был выпущен 150-тысячный большегруз, а в феврале 1981 года — сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа (на фото — грузовики КамАЗ на отгрузочной площадке).
Фото: С. Соловьев / РИА Новости
В годы активного строительства город пополнялся на 30-40 тысяч человек в год. Если до начала строительства КамАЗа в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона (на фото — Сцена из спектакля «Рядовые» в постановке самодеятельной театральной студии «Ника» при КамАЗе).
Фото: А. Хрупов / РИА Новости
В 1983 году была создана производственная фирма «КамАЗ-автоцентр», обеспечивавшая все КамАЗы гарантийным обслуживанием и поставлявшая запасные части на весь период жизни автомобиля (на фото — цех кузнечного завода).
Фото: А. Хрупов / РИА Новости
По итогам 1986 года автомобили КамАЗ, составлявшие тогда четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60 процентов урожая (на фото — главная заводская лаборатория).
Фото: С. Соловьев / РИА Новости
В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза (на фото — молодежная бригада на КамАЗе).
Фото: С. Соловьев / РИА Новости
В 1987 было создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111» (на фото — токарь Олег Валявин).
Фото: ТАСС
Инспектор ГАИ Виктор Фомин приветствует автомобили КамАЗ, прибывшие в город в канун XXV съезда КПСС.
Фото: С. Соловьев / РИА Новости
По состоянию на 1988 год, согласно подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КамАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 миллиардов рублей транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством (на фото — рабочие Камского автомобильного завода).
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
В августе 1990 года ПО «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество.
Фото: Владимир Акимов / РИА Новости
В конструкторском бюро КамАЗа.
Фото: предоставлено КамАЗ
С конца 1990-х годов начинается новая страница в истории КамАЗа, когда при поддержке государства предприятию удалось восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности. А 30 августа 1999 года с конвейера КамАЗа сошел 1 600 000-й большегруз. Завод двигателей произвел к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.
Фото: предоставлено КамАЗ
Сегодня на предприятиях группы компаний КамАЗ трудится более 40 тысяч человек.
Фото: предоставлено КамАЗ
Сборочные предприятия КамАЗ располагаются в Казахстане, Пакистане, Индии, Вьетнаме. Сборка производится из комплектующих изделий, поставляемых с КамАЗа.
Фото: предоставлено КамАЗ
Кризис 2008 года стал для КАМАЗа «проверкой на прочность». Ростех привлекает технологического партнера — компанию Daimler. Подписанное соглашение открыло КАМАЗу доступ к новейшим технологиям, позволило устоять в конкурентной борьбе и сохранить долю в 50 процентов на российском рынке грузовиков.
Фото: предоставлено КамАЗ
В последние семь лет появились новые современные модели, значительная часть технологий локализована в России.
Фото: предоставлено КамАЗ
В настоящее время на КамАЗе разрабатывается первый беспилотный грузовик, который после испытаний будет запущен в серийное производство
Фото: предоставлено КамАЗ
Новые технологии и современное производство позволяют КамАЗу постоянно расширять географию рынков сбыта и сотрудничать с более чем 600 предприятиями по всему миру.
Фото: Михаил Медведев / ТАСС
Гоночная команда «КамАЗ-мастер» была образована в 1988 году. На сегодняшний день КамАЗы являются 13-кратными победителями престижнейшего ралли «Дакар».
Фото: предоставлено КамАЗ
Сегодня КамАЗ — лидер российского грузового автомобилестроения и занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Крупнейшим акционером компании является госкорпорация Ростех.