В Норильске 8 апреля при поддержке «Норильского никеля» открылась приуроченная ко Дню космонавтики выставка «Космический десант». Десятки картин из частных коллекций и лучших галерей страны впервые показали жителям Заполярья. Часть этих работ ранее выставлялась в Московском музее современного искусства (MMOMA). Для чего актуальное искусство привозят в арктические города? Зачем Норильск решили превратить в культурную столицу Заполярья? Кто ломает общественные стереотипы о северном городе как закрытом и «темном» пространстве? Ответы на эти и другие вопросы вместе с кураторами выставки попыталась найти «Лента.ру».
Георгий Пузенков
«Мы впервые вывозим наш проект не просто за границы Москвы, но даже за пределы полярного круга. Это и волнует, и вдохновляет. И накладывает особую ответственность. Очень надеюсь, что норильчане обрадуются этой выставке, поймут и примут то, что хотели сказать художники и мы», — заявила перед открытием экспозиции один из кураторов проекта Люсинэ Петросян.
Константин Батынков
Выставка «Космический десант» будет открыта в Норильской художественной галерее до 22 мая. Участники проекта попытались переосмыслить образы космоса, космонавта и связанных с ними объектов — ракеты, скафандра, спутника.
Норильск отчасти может считаться космическим городом — добываемые в городе металлы активно используются в авиакосмической промышленности. «И как нынешний "Космический десант" ломает сложившиеся стереотипы о современном искусстве, так же и Норильск постепенно развенчивает мифы о себе и становится городом- вдохновением», — сказал директор департамента общественных связей «Норникеля» Андрей Кирпичников.
Дмитрий Шорин
Норильску представили более 60 арт-объектов — инсталляции, живописные полотна, скульптуру, графику, видео-арт. Все они выполнены в XXI веке. В экспозиции — работы 36 художников. Часть работ принадлежит им, а часть выкуплена галереями и коллекционерами.
Таисия Короткова
Выставка демонстрирует эволюцию восприятия космоса художественным сообществом. Романтичность и героизация, присущие эпохе первых пусков, сменились прагматизмом и бесстрастностью. В начале XXI века добавилась и ирония.
Леонид Тишков
«Когда несколько лет назад мы начали готовить еще самую первую нашу выставку, выяснилось, что идея космоса вполне способна вдохновить современных творцов на создание новых произведений. Поэтому мы и решили строго ограничиться по времени: отбирали работы, созданные исключительно в XXI веке. Кто-то относится к космосу иронически, кто-то по-прежнему героизирует все, что с этим связано, для кого-то из наших авторов — это предмет для философских раздумий», — отмечает куратор Дмитрий Буткевич.
Александр Савко
Александр Савко известен своей иронией по отношению к советской эстетике. В сентябре 2014 года в интервью изданию Cultobzor он сказал, что считает иронию главным оружием художника.
«И хорошо когда она (ирония — прим. «Ленты.ру») облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто такое злопыхательство уличное», — отметил художник.
Олег Хвостов
Олег Хвостов работает в стиле примитивизма. В 1998-2001 годах участвовал в творческой группе «Новые тупые». В 2012 году галерист Марат Гельман назвал Хвостова «одним из самых интересных в Питере».
Владимир Трямкин
Художник-нонконформист Владимир Трямкин в одном из интервью признался, что не имеет никакого отношения к реальности и надеется встретить Бога.
Андрей Попов
«…Для меня космос — это мечта, стремление, неудержимая жажда все новых и новых открытий. Первый полет — это несомненная победа человеческого разума, тем более радостно, что это победа всей нашей страны, нашего народа. Я показал наиболее известных покорителей космоса: это Циолковский, Королев, Гагарин и Терешкова. Ну а "Кот" — это образ, воплощение идеи, коллективный разум, некая общая точка приложения силы», — говорит житель Норильска Андрей Попов.
Геннадий Таран
Художник, нарильчанин Геннадий Таран. «…Существует 50 показателей цивилизации на планете. Если, скажем, поменять один из показателей, то материя планеты полностью изменится. Что это будет означать для человечества? Возможно, у человека будет маленькое тело и огромная голова, а могут вырасти уши, как у слона. Мы, люди, скорее всего, кем-то придуманы. Я изобразил то, о чем я думаю по поводу материи. Это размышление на холсте о том, чего не знаешь, а можешь только предположить».
Игорь Гусев
Художник Игорь Гусев: «В СССР артисты кино и эстрады, как и везде в мире, имели статус звезд. По популярности с ними могли сравниться только космонавты. Моя серия КОСМО — это причудливое воспоминание о том времени, сконструированное из их замечательных образов».
Георгий Острецов
Художник Георгий Острецов: «Несколько лет назад астрономы видели в телескоп на луне Порфирия Иванова, вот интересно мне изучить это явление. …Для тех, кто забыл или не знает: "Феномен Порфирия Иванова в Советском Союзе был известен всем и каждому. Иванов, скончавшийся в 1983 году, исповедовал идею единства человека с природой и доказывал ее на собственном опыте: ходил в любой мороз в легкой одежде, босой и никогда не простужался. Обходился без еды и питья до 108 суток!"»
Ольга Поротова
Жительница Норильска Ольга Поротова: «Два героя — космонавт и шаман. О чем думают они перед полетом? Что видят они там? У каждого из них — свое понимание Космоса, свое отношение к нему. Ни один из них никогда не примерит костюм другого. Но что сказали бы они друг другу о Космосе, если бы встретились?»
Два разных героя, олицетворяющих Время. Один — герой будущего, другой — прошлого, а Космос — это Вечность. Акцент в композиции — блеск от металлических деталей их костюмов, способствующих их "полетам" туда, где мерцающий блеск звезд помогает им найти ответы на вечные вопросы».
Наталия Мороз
Норильская художница Наталия Мороз: «…Вселенная — это движение. Все во вселенной состоит из частиц. Каждый из нас — частица вселенной, маленькая ее часть. Все мы движемся в своем направлении, создавая свой узор жизни, а все вместе создаем узоры вселенной…»
Сергей Катран
Сергей Катран действует на стыке искусства и науки. В марте в 2016 года в интервью изданию Artandyou он заявил: «Последние два года я работаю с классическими материалами — бронзой, керамикой. Но вообще выбор материала зависит от идеи, которая сама выводит на материал».