11 мая стартует Каннский фестиваль — с программой, представительной даже по меркам самого значительного киносмотра планеты. В основном конкурсе развернется эпическое сражение живых классиков: свои новые фильмы привезут Джармуш, Верховен, Альмодовар, Дарденны, Дюмон и Кен Лоуч. Вне конкурса выступят Спилберг и Вуди Аллен, а программа «Особый взгляд» полна потенциальных открытий (включая и одну ленту из России). Похоже, что в Каннах покажут большую часть того кино, что в ближайший год будет смотреть и обсуждать весь мир. Самые интригующие картины фестиваля — в галерее «Ленты.ру».
Кадр из фильма «Светская жизнь»
Тот случай, когда самоповторы только приветствуются: Канны уже третий раз в своей истории откроются премьерой новой ленты Вуди Аллена. «Светская жизнь» (с участием Кристен Стюарт и Джесси Айзенберга) живописует быт голливудской богемы 1930-х — хочется надеяться, что с той же обаятельной едкостью, которой пропитаны последние несколько фильмов мастера.
Кадр из фильма «Патерсон»
Джармуш, как и Аллен, каннский завсегдатай, а «Патерсон» уже шестое его кино, претендующее на «Золотую пальмовую ветвь». Скромный сюжет о водителе автобуса, пробующем себя в поэзии, не должен смущать: главную роль Джармуш отдал Адаму Драйверу, который даже молчание играет экспрессивно («Звездные войны» не в счет).
Кадр со съемок фильма «Неоновый демон»
В последний раз, когда датчанин Виндинг Рефн снимал в Лос-Анджелесе, получился пассивно-агрессивный боевик «Драйв». «Неоновый демон» тоже исследует адскую изнанку калифорнийской мечты — причем ее женской версии: кровавые страсти ожидают главную героиню (Эль Фэннинг) в индустрии моды.
Кадр из фильма «Лавинг»
С момента фурора, который триллер со сверхспособностями «Полуночный скорый» произвел на Берлинале, не прошло и полугода, а Джефф Николс вновь в конкурсе фестиваля класса «А», уже Каннского, с новым фильмом. В этот раз режиссер обходится без фантастики: его новый, разворачивающийся в Вирджинии 1958-го фильм рассказывает историю суда над семейной парой Лавинг, осмелившейся расписаться, несмотря на разный цвет кожи.
Кадр из фильма «В тихом омуте»
Француз Бруно Дюмон совершил неожиданный карьерный поворот — после успеха четырехсерийной комедии о мальчиках-детективах «Малыш Кенкен», кажется, окончательно отказался в пользу эксцентрики от тяжеловесного, стылого символизма своих предыдущих фильмов. По крайней мере, «В тихом омуте» собирает в пляжном городке летом 1910-го отряд французских звезд (Бинош, Лукини, Бруни Тедески) и разыгрывает с ними авантюрную комедию об исчезновениях туристов и классовых предрассудках.
Кадр из фильма «Персональный покупатель»
Кристен Стюарт в этом году в Каннах будет много — актерские таланты звезды «Сумерек» во Франции вообще уважают больше, чем в Америке, и даже вручали ей за «Зильс-Марию» Оливье Ассаяса премию «Сезар». Вокруг нее выстроен и новый фильм Ассаяса — интригующий проект, который заявлен как история с призраками, разворачивающаяся за кулисами мира парижской моды. Стюарт играет девушку причудливой, очень современной профессии — она покупает одежду для селебрити.
Кадр из фильма «Джульетта»
По-прежнему не появилось другого режиссера, который бы умел сплетать насилие и юмор, комплексы и страсти в такие хлесткие, провокационные мелодрамы, какие удаются Педро Альмодовару. Его новый гимн женской природе основан на сюжетах пулитцеровского лауреата Элис Манро и охватывает два драматических периода в жизни заглавной героини, которые разделяет 30 лет. Джульетту в молодости и зрелости сыграли Адриана Угарте и Эмма Суарес.
Кадр из фильма «Она»
Режиссер «Основного инстинкта» и «Робокопа», голландец Пол Верховен, не снимал для большого экрана 10 лет — со времен прекрасной «Черной книги». Тем эффектнее должен получиться камбэк — пронизанный эротическим напряжением триллер о бизнес-леди (Изабель Юппер), которая берется выследить неизвестного насильника, вторгшегося в ее дом. В основе сюжета — бестселлер Филиппа Джиана «Ох».
Кадр из фильма «Это всего лишь конец света»
Вундеркинд Ксавье Долан, в прошлое свое каннское появление разделивший приз с таким мэтром, как Жан-Люк Годар, продолжает снимать провокационные семейные драмы. В своей новой картине, истории смертельно больного писателя, навещающего семью впервые за 12 лет, канадец собирает самый звездный пока актерский состав в своей карьере (Гаспар Ульель, Венсан Кассель, Марион Котийяр) — что, хочется надеяться, не скажется на его глумливом отношении к любым конвенциям, как семейным, так и кинематографическим.
Кадр из фильма «Сьерра Невада»
Кристи Пую — самый вдумчивый, безжалостный и поэтичный из режиссеров румынской «новой волны», которая обширно представлена в Каннах в этом году. Тот факт, что Пую в конкурсе участвует впервые — редкая промашка каннских отборщиков, и «Сьерра Невада» это упущение исправит. Пую из тех авторов, что ищут возвышенное в обыденности, простых темах и рядовых, локальных событиях. Его новый фильм выстраивает драму на конфликтах родственников, собирающихся на поминки патриарха одной большой семьи.
Кадр из фильма «Американский мед»
Что за кинофестиваль в 2016 году без безумной выходки от Шайи ЛаБафа? Актер наверняка приедет на Круазетт (и наверняка с непредсказуемыми последствиями), чтобы представить первую американскую картину британки Андреа Арнольд, на родине снявшей такие поэмы о современной городской жизни, как «Аквариум» и «Красная дорога». Подобно «Аквариуму», «Американский мед» черпает энергию в юношеском бунте — это история девушки, бегущей из дома, чтобы зарабатывать на жизнь продажей печатной прессы. Ну и буянить в компании героя ЛаБафа, конечно.
Кадр из фильма «Тони Эрдманн»
Немецкое кино пребывает последние десять лет в кризисе — что отразилось и в Каннах: последним фильмом из Германии, попадавшим в конкурс, были «Съемки в Палермо» Вима Вендерса в 2008-м. Затянувшуюся паузу прервет «Тони Эрдманн», новый фильм Марен Аде — одного из самых талантливых режиссеров берлинской школы, замолчавшей на семь лет после своей хирургически точной любовной драмы 2009 года «Страсть не знает преград». Новая работа Аде обещает комичный конфликт отцов и детей: главный герой решает, что его взрослая дочь лишилась чувства юмора и берется ситуацию исправить.
Кадр из фильма «(М)ученик»
Серебренников уже ставил «(М)ученика» Мариуса фон Майенбурга в «Гоголь-центре» — с большим успехом у зрителей и критиков. А теперь экранизация той же пьесы сделала режиссера единственным русским кинематографистом, удостоившимся попадания в официальную программу Канн. Похоже, уже отработанные на сцене сюжеты в кино ему и правда даются проще — неслучайно лучший пока фильм Серебренникова «Изображая жертву», в отличие от анемичных «Юрьева дня» и «Измены», тоже сошел с театральных подмостков.
Кадр из фильма «Красная черепаха»
Выход «Красной черепахи» знаменует событие, в некотором роде уникальное — первый фильм студии Хаяо Миядзаки Ghibli, который доверили снять зарубежному режиссеру, голландскому лауреату премии «Оскар» Михаэлю Дюдоку де Виту. Более того, Миядзаки сам искал возможности поработать с голландцем после того, как увидел его короткий метр «Отец и дочь», — получилась снятая в узнаваемо меланхоличном стиле Ghibli притча о схватке выжившего в кораблекрушении и гигантской красной черепахи.
Кадр из фильма «Новичок»
По слухам, самый жесткий из объявленных на данный момент участников фестиваля приедет в Канны из Сингапура — это вторая картина 32-летнего Бу Джунфенга, который в 2010-м стал первым режиссером из своей страны, попавшим в каннскую программу. Действие «Новичка» происходит в самой суровой из сингапурских тюрем, куда поступает на службу молодой вертухай — и быстро завоевывает доверие опытного, собирающегося на пенсию палача (смертная казнь в Сингапуре разрешена).
Кадр из фильма «Плач»
Тем, кто видел «Преследователя» и «Желтое море», представлять режиссера На Хон Чжина не нужно — настолько незабываемы эти брутальные, многоплановые триллеры с криминальной подкладкой, чернейшим юмором и почти хичкоковским пониманием психологии. Стильный новый фильм корейского мастера саспенса вертится вокруг расследования серии убийств, к которым, как подозревает герой-следователь, причастна его собственная дочь.
Кадр из фильма «Финансовый монстр»
Невозможно поверить, но Джоди Фостер возвращается в Канны спустя уже 30 лет после своей первой поездки на Круазетт — в составе съемочной группы «Таксиста» Скорсезе. Тогда несовершеннолетняя старлетка, сейчас Фостер — уже даже не просто кинозвезда, но и состоявшийся, выработавший свой авторский стиль режиссер. Суть этого стиля заключается в густой концентрации иронии — очевидной в «Финансовом монстре», истории телеведущего (Джордж Клуни), которого похищает один из его зрителей.
Кадр из фильма «Славные парни»
Карьера Шейна Блэка знала как олимпийские взлеты (сценарии «Смертельного оружия» и «Последнего бойскаута»), так и жесткие падения — сдобренную кокаином и затворничеством творческую паузу в девять лет на рубеже 2000-х. В последнее время Блэк на хорошем ходу — он снял недурного «Железного человека 3», скоро привезет в Канны бесцеремонную и угарную пародию на полицейские боевики «Славные парни», а затем возьмется за сиквел «Хищника», причем, возможно, со Шварценеггером в главной роли.