Алексей Ильдутов с детства хотел стать летчиком, но его мечта не осуществилась. Сейчас ему 28 лет, он живет в промышленной зоне города Тольятти и работает электриком на тольяттинской ТЭЦ. Однако он сумел адаптировать детские фантазии к реальности, воплощая свои идеи в уникальные изобретения, например оснастил одноколесный мотоцикл реактивным двигателем. В гостях у новатора побывал фотограф Михаил Петров.
Фото: Михаил Петров
«Эх, вот бы прокатиться на этой штуке, как на диком мустанге! Чтобы от рева турбины земля дрожала и пламя позади вырывалось метра на два! Все вокруг будут недоуменно таращиться, а детишки — прятаться в испуге и к мамкам прижиматься. Хе-хе...» — улыбаясь, потирает руки Алексей Ильдутов — инженер-самоучка из Тольятти.
Фото: Михаил Петров
Вообще, Алексей — человек открытый и добродушный, но когда дело касается «этой штуки», он очень серьезен. И, конечно, он человек необычный: в Мекке «легендарного» отечественного автопрома ему пришла мысль сконструировать транспортное средство с реактивным двигателем.
Фото: Михаил Петров
В идеале Алексей хотел поставить реактивный двигатель на два колеса. Но для начала решил попробовать на одно.
Фото: Михаил Петров
«Сперва нужно создать некую базу и провести исследования. Вот мы их проводим на этом унимото», — объясняет изобретатель.
Фото: Михаил Петров
Детали для «ракеты» приходится разыскивать на свалках металлолома, коих в промзоне, где живет Алексей, в избытке.
Фото: Михаил Петров
Газотурбинный двигатель собственной разработки, используемый в данном случае вместо традиционного двигателя внутреннего сгорания, превращает изделие Алексея в некое подобие ракеты, ибо движущим фактором становится реактивная сила.
Фото: Михаил Петров
«Мощь, рев турбины, раскаленная докрасна форсажная камера, огненная струя позади — это действительно непередаваемые ощущения. Кажется, что сердце вот-вот выскочит из груди!» — восхищается изобретатель.
Фото: Михаил Петров
Унимото в своем классическом исполнении представляет собой причудливый одноколесный мотоцикл, чаще всего дополненный лыжами.
Фото: Михаил Петров
В лаборатории изобретатель проводит практически все свободное время, периодически меняя слесарные инструменты на духовые.
Фото: Михаил Петров
Достав нужные детали, Алексей еще долго дорабатывает находку в гараже, носящем гордое звание — лаборатория.
Фото: Михаил Петров
Но все-таки найти нужные материалы подчас довольно проблематично, поскольку годятся в основном авиационные блоки, а любая свалка охраняется как последний стратегический запас.
Фото: Михаил Петров
«Тут процесс творческий, а всякий творческий процесс происходит методом проб и ошибок... Взять вот запуск турбины — очень ответственный момент!» — объясняет Ильдутов.
Фото: Михаил Петров
Алексей разъясняет, что раньше, например, турбина запускалась с помощью поджигания пропана. Бывали неудачные запуски, проливалось и загоралось топливо, а газовый баллон стоял рядом, и это было очень рискованно. Потом система пуска модернизировалась.
Фото: Михаил Петров
Когда речь заходит о ракете, изобретатель неожиданно переходит на «мы» (он и ракета).
Фото: Михаил Петров
«Теперь запуск у нас контролирует компьютер, который будет отслеживать все параметры двигателя», — заключает Алексей.
Фото: Михаил Петров
Названия или серийного номера у изделия нет, как нет и каких-либо серьезных расчетов по двигателю и чертежей по изделию в целом.
Фото: Михаил Петров
Гениальные идеи рождаются в процессе регулярной медитации в лаборатории при свечах под мрачную музыку типа саундтрека к фильму «Звонок».
Фото: Михаил Петров
Самое поразительное, что это действительно работает: на сегодня Алексей — единственный человек во всем Восточном полушарии, который оседлал подобное средство передвижения. Ильдутов уже несколько раз продемонстрировал зрителям на байкерских слетах, как он ездит верхом на своей ракете.