Компьютерные игры появились давно, и с каждым годом становятся только лучше. Тем не менее классические их образцы успели воспитать несколько поколений и до сих пор вызывают приступы ностальгии. Журналисты «Ленты.ру» Михаил Карпов и Артем Космарский попытались составить топ игр, которые в свое время произвели на них наибольшее впечатление.
Скриншот: Big Red Adventure
Квест 1995 года о приключениях американского гика в перестроечной России. Выбор этой игры обусловлен желанием как-то представить отечественный вклад в игровую культуру 1990-х. Там все как полагается, с хорошим уровнем и графикой: МакВодка и Ленинтендо, качки и заговор генералов за возрождение СССР, в результате которого воскрешенный Ленин устраивается ведущим «Матрешка-шоу».
Скриншот: Civilization
«Цивилизация» — и тем все сказано. Начать с группы кочевников, основать первый город, научиться делать кирпич, порох, одолеть конкурентов, а потом дойти до ядерной бомбы и межпланетного космического корабля. И все это за несколько часов. По этой игре я учил английский язык — помню, как долго искал в словаре слово masonry.
Скриншот: Golden Axe
Безумно красивая игра, которая изначально вышла для соответствующего игрового автомата, а потом получила версии для приставок и ПК. Golden Axe — это двумерный слэшер, действие разворачивается в мире, похожем на мир Конана-варвара. Играть можно за амазонку, варвара или гнома, а также использовать для уничтожения врагов ездовых драконов. Цель — дойти до главного злодея, Смертоносца, и проделать с ним то же, что и с другими противниками — замочить (хотя это и очень непросто).
Скриншот: Duck Tales
Игра по «Утиным историям» — все дети и подростки 1990-х их смотрели. Цель простая: за определенное время собрать как можно больше сокровищ. За ними приходилось лететь на самолете, управляемом пилотом-неумехой Зигзагом Маккряком (и полет часто кончался плачевно) в разные точки земного шара. Сокровища таились в темных пещерах, в скалистых горах и в джунглях. А Поночка зарабатывала капитал, фотографируя редких животных.
Скриншот: Warcraft
Warcraft была очень похожа на Dune II — та же стратегия в реальном времени, только в фэнтези-сеттинге. Первая часть, хотя в ней и надо было строить базы и производить юнитов, была больше ориентирована на выполнение всевозможных неординарных для стратегии сюжетных задач. И конечно же, отличалась атмосферой, которую так и не удалось повторить во второй.
Скриншот: Wolfenstein
Первая псевдотрехмерная игра студии iD Software, предтеча знаменитой Doom. Американский морпех Уильям Блажкович должен, вырвавшись из застенок тюрьмы в замке Вольфенштейн, мочить орды нацистов, собирать похищенные сокровища и, наконец, дойти до самого Гитлера. Горы пикселизованных трупов и куча продолжений — успешных и не очень.
Скриншот: Settlers
Немецкая стратегия 1994 года. Главная задача игрока — организовать собственное натуральное хозяйство средневекового типа. Дровосеки рубят лес, лесники его сажают; чтобы получить хлеб, нужно засеять поле, собрать колосья, отнести их на мельницу, а потом — муку в пекарню. Шахтеры должны добывать железо и золото, а кузнецы — выплавлять их для изготовления оружия. Венцом всей экономики оказываются рыцари, захватывающие чужие замки — но, в отличие от Warcraft, война играет совершенно маргинальную роль, а все время игрока занято организацией дорог, ликвидацией пробок, распределением ресурсов и рабочих разных профессий.
Скриншот: Lands of Lore
Если говорить о ролевых играх начала 1990-х, то Lands of Lore здесь — настоящий эталон. Наверное, это даже первая заметная RPG, в которой были такие яркие персонажи и сюжет. Им можно было сопереживать, а города, болота, леса и подземелья выглядели настолько живописно для игр того времени, что ими можно было любоваться, забыв о прохождении. К сожалению, все портила до безобразия банальная концовка, после которой возникал вопрос: «И зачем все это было?»
Скриншот: Dune
Если стратегия Dune II известна многим, то первую «Дюну» знает не каждый. В отличие от сиквела, здесь не нужно строить базы и плодить бесчисленных юнитов. Летая от сиетча к сиетчу фрименов (так называются поселения коренных жителей планеты Арракис, на которой разворачивается действие игры), нужно склонять их к сотрудничеству, а потом добывать с их помощью спайс и бороться с противником — домом Харконненов.
Скриншот: Alien Legacy
Одна из множества космических стратегий 1990-х. По сюжету близка другим классическим образцам жанра, вроде Star Control II или Reunion. После проигранной войны с инопланетной расой один-единственный корабль землян оказывается в чужой звездной системе, которую нужно грамотно колонизировать (элемент стратегии), а затем выяснить, уже в масштабах галактики, что случилось с Землей.
Скриншот: Panzer General
Пошаговая стратегия 1994 года, посвященная Второй мировой войне. Игра ведется за вермахт (другая сторона представлена в одном из сиквелов, Allied General) — требуется пройти все основные кампании европейского и африканского театра боевых действий, плюс несколько вымышленных (десант в Англии и Америке). По сложности, а также точности воспроизведения военно-исторической реальности (параметры отдельных видов вооружений и расстановка сил) игра совершенно не устарела. Отдельно стоит упомянуть оформление: кнопки и панели под латунь и красное дерево, в эстетике советских «красных комнат» при воинских частях.
Скриншот: Pirates! Gold
Улучшенная (по графике и музыкальному сопровождению) версия классической игры Сида Мейера (будущего создателя «Цивилизации») о жизни карибских пиратов. Это уникальная для своего времени по сложности игра с «открытым миром»: можно грабить корабли и города, искать сокровища, жену и пропавших родственников или просто торговать на просторах Карибского моря. В игре есть элементы тактической стратегии (сухопутные битвы), симулятора морского боя и квеста. Необходимо бороться с бунтарскими настроениями в команде, следить за экономикой городов (чтобы не потратить драгоценные ресурсы на захват нищего поселения) и дипломатическими действиями страны, которой служишь, да и за собственным возрастом: через какое-то время полагается уйти на покой. По сумме успехов в игре оцениваются результаты: можно закончить жизнь нищим, а можно — королевским советником.
Скриншот: Pacman / CD Man
Pac-Man — это настоящая классика, не знать которую просто стыдно. Колобок Пэкмен путешествует по лабиринтам, собирая светящиеся точки и бонусы. За ним гоняются четыре привидения. Собрал все точки и бонусы, убежал от призраков — переходи на следующий уровень. Всего в игре 256 уровней, хотя планировалась, что она будет бесконечной (после 255-го уровня игрок должен был снова попадать на первый). Из-за ошибки программистов пройти 256-й уровень было невозможно.