Стартующий 26 мая Beat Film Festival растет с каждым годом — его география уже не ограничивается Москвой и Петербургом, а тематический охват — музыкой. Теперь здесь показывают документальные фильмы об искусстве, политике, спорте — всем том пласте современной жизни, который попадает под определение «новая культура». Среди героев программы 2016 года — Боуи и Джоплин, японские панки и африканские электронщики, Стамбул Памука и Афганистан после американского вторжения. «Лента.ру» выбрала 10 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить. Об остальных, среди которых тоже хватает интересного, можно узнать на официальном сайте киносмотра.
Кадр из фильма «Зигги Стардаст и пауки с Марса»
Главное ностальгическое зрелище в программе фестиваля — снятый в 1973-м классиком музыкального кино Д.А. Пеннебейкером фильм-концерт недавно умершего Дэвида Боуи. Дух смерти и прощания с героем удивительным образом пронизывает и саму эту картину сорокалетней давности: Пеннебейкер запечатлевает последний концерт Боуи в образе Зигги Стардаста, высшую точку и одновременно эпитафию глэм-року.
Кадр из фильма «Дженис: Маленькая девочка грустит»
Одна из первых членов «Клуба 27» Дженис Джоплин сейчас больше известна не музыкой, а гибелью от передозировки — то есть смертью, а не жизнью. Документалка Эми Берг исправляет положение: не спекулирует на трагедии, но всматривается в феномен Джоплин, причем с разнообразных ракурсов, задействуя хронику и концертные съемки, разговаривая с родными и коллегами. Певица Cat Power зачитывает письма Дженис, так и не победившей детских травм и внутренних демонов.
Кадр из фильма «Холодный мир Hot Sugar»
Скрип конфет, растворяющихся в девичьем рту, и скрежет черепов о кости, разносящийся эхом по парижским катакомбам, — скрывающийся за псевдонимом Hot Sugar электронщик Ник Кениг создает свои треки из причудливых, эксцентричных звуков реальной жизни. Границы самой этой жизни, впрочем, для Кенига — образцового современного хипстера — крайне зыбки, что снимающий фильм о Hot Sugar режиссер Адам Бала Лоу передает, размывая рамки между вымыслом и документалистикой, то и дело забираясь в этом портрете героя нашего времени на территорию чуть ли не Хармони Корина.
Кадр из фильма «Горькое озеро»
Режиссер Адам Кертис называет себя журналистом, который работает с кино так, как другие его коллеги обращаются с печатным словом, — то есть прежде всего стремится раскопать правду. Смонтированное из тысяч часов охватывающего несколько десятилетий телематериала «Горькое озеро» пытается найти корень многолетнего афганского кризиса — и обнаруживает его в глупости и недальновидности зарубежных стран, борющихся за влияние в регионе. Касаются горькие наблюдения Кертиса, конечно, и американской политической экспансии, и советских интернационалистов.
Кадр из фильма «Фонко»
Швед Горан Хуго Ольссон — автор двух передовых, подлинно просветительских документалок The Black Power Mixtape 1967-1975 (о музыкальной базе американского Движения за права) и «О насилии» (о кровавой сути постколониализма в Африке). Ольссон умеет перерабатывать пласты информации в эффектное, энергичное кино и прекрасно разбирается в музыке: его новая работа открывает глаза на то, как прямо сейчас в Африке зарождается из столкновения культур уникальная, пропитанная одновременно новейшими западными веяниями и местной традицией электронная сцена.
Кадр из фильма «Невинность воспоминаний»
В древних городах достопримечательности чаще исчезают, чем появляются, — тем удивительнее история переполненного сором будней и артефактами персональных биографий Музея невинности Орхана Памука, который вырос из одноименного романа живого турецкого классика. Снимавший фильмы о Radiohead и U2 Грант Джи в своей картине об этом феноменальном (и очень сентиментальном) явлении пытается уловить саму его магию и практически вступает на территорию кино как сновидения, воспоминания, ускользающего сквозь пальцы времени.
Кадр из фильма «Джунун»
Гитарист и творец звука Radiohead Джонни Гринвуд неоднократно помогал кинорежиссеру Полу Томасу Андерсону: именно нервическими симфониями Гринвуда озвучены его фильмы «Нефть» и «Мастер». В «Джунуне» культовый лос-анджелесский режиссер возвращает должок — и в выразительном монохроме запечатлевает одиссею Гринвуда в Индию, ради совместного проекта с местными легендами суфийской музыки.
Кадр из фильма «Мы — X Japan»
За любой историей успеха в музыке, и шире — в искусстве, скрываются слои персональных человеческих, а не мифологических биографий. Успех японской глэм-метал-группы X Japan бесспорен, легитимизирован культовой славой на родине и за ее пределами, аншлагом при воссоединении в Madison Square Garden. Бесспорна и душевная тяжесть, насыщенность судеб ее участников, которые эта лента с помощью самих музыкантов дотошно пересказывает, добиваясь редкой в жанре откровенности.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Легенда нью-йоркского андеграунда — Лори Андерсон, вдова Лу Рида, уже несколько десятилетий пробующая на прочность границы между разными видами искусств (музыкой и поэзией, перформансом и видеоартом), в «Собачьем сердце» дебютирует в режиссуре — и это один из самых необычных фильмов, что вы можете увидеть в своей жизни. Видеодневник, посвященный памяти любимого покойного терьера Лолабель, на деле повествует об уклончивой, парадоксальной природе памяти вообще, которую Андерсон пытается уловить, скрещивая самые разнообразные дисциплины и техники.
Кадр из фильма «Daft Punk освобожденные»
Beat Film Festival откроется премьерой документальной картины о, возможно, самых влиятельных фигурах современной музыкальной сцены — французах из Daft Punk, творцах не столько треков, сколько современных мифов (к чему иначе все эти шлемы и светодиоды?). Фильм Эрве Мартина-Дельпьерра срывает покровы с этого мифотворчества, рассматривая за ним прагматиков, всю двадцатилетнюю карьеру верных своему методу. Идеальный фильм-компаньон для прошлогоднего игрового «Эдема», поэтизировавшего парижскую хаус-сцену, которая Daft Punk окружала и питала.