Порт в Дудинке — самый северный международный порт России и единственный в мире морской порт, регулярно затапливаемый на период весеннего ледохода. Он расположен на Енисее в 220 морских милях от побережья Карского моря. Сейчас он является частью Северного морского пути. Как в XXI веке выглядят Дудинка и СМП — смотрите в галерее «Ленты.ру».
Фото: Лев Федосеев
Статус города был присвоен Дудинке в 1951 году. Формально город старше близлежащего промышленного Норильска только на два года. В реальности Дудинка намного древнее Норильска — возникновение первого поселения на этом месте относят к середине XVII века.
Фото: Лев Федосеев
Как и Норильск, Дудинка не имеет регулярного наземного сообщения с «материком». В город можно только приплыть или прилететь. Через Дудинку проходят самая северная в мире железная дорога и автомагистраль, которые связывают ее с Норильском и аэропортом Алыкель.
Фото: Лев Федосеев
На 1 января 2016 года в Дудинке проживали 21 978 человек. Город является административным центром Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В последнее время в Дудинке развивается туризм — 27-29 мая 2016 года в городе прошел Кубок Таймыра по керлингу среди мужских команд.
Фото: Лев Федосеев
Порт в Дудинке начали создавать в середине 1930-х годов — для подвоза грузов и стройматериалов к комбинату в Норильске. Первые причалы в Дудинке стали возводить в 1937 году, а первые морские пароходы «Рошаль» и «Обь» зашли в порт два года спустя. Лишь в 1978 году удалось добиться круглогодичного судоходства в западном секторе Северного морского пути.
Фото: Лев Федосеев
Основным пользователем порта в Дудинке является «Норильский никель». Через порт компания экспортирует свою продукцию более чем в 40 стран мира. В 2015 году грузооборот Дудинки увеличился на 11,2 процента — до 1,2 миллиона тонн.
Фото: Лев Федосеев
В Дудинке существуют причалы для погрузки серы, угля, песка, клинкера (в металлургии — твердый спеченный остаток после получения из материала готовых деталей). Порт проводит модернизацию погрузочных кранов, заменяя советскую технику немецкой.
Фото: Лев Федосеев
В 2012 году порт в Дудинке получил статус международного пункта грузопассажирского пропуска. Это минимизирует время для оформления таможенных документов для экспорта грузов. До этого суда, отправлявшиеся из Дудинки в международные рейсы, должны были проходить таможню в Мурманске или Владивостоке.
Фото: Лев Федосеев
На пути из Дудинки в Карское море по Енисею суда делают остановки, чтобы передать необходимые местным жителям товары. В обмен моряки получают продукты местного промысла — оленину и корюшку.
Фото: Лев Федосеев
В 2006 году «Норильский никель» начал создание собственного флота ледового класса для использования Северного морского пути. Сейчас компания располагает шестью судами ARC7 — пятью контейнеровозами и одним танкером. Все они относятся к седьмому — самому высокому ледовому классу. Они работают на дизель-электрической тяге.
Фото: Лев Федосеев
Корабль ледокольного класса оснащен азиподами (azipod), что делает их уникальными. Азипод — это обтекаемая металлическая капсула, которая прикреплена к днищу корабля шарнирным механизмом. Внутри нее находится электродвигатель. На валу электродвигателя расположен гребной винт. Вся эта конструкция необходима, чтобы в случае застревания носа корабля во льдах гребной винт можно было передвинуть и продолжить ход кормой вперед.
Фото: Лев Федосеев
Принцип движения судов ледокольного класса отличается от традиционных ледоколов. Судно двигается кормой вперед и ломает лед, наползая на него. Азиподы рубят лед в крошку и убирают с пути, в результате чего создается вакуум и чистое пространство. Такой механизм движения применяется, когда высота торосов составляет три-пять метров.
Фото: Лев Федосеев
Для дизель-электроходов «Норникеля» опасность представляет волнение на море. Конструкция судна рассчитана на проход через льды, а ее недостатком является повышенная уязвимость корабля к большим волнам.
Фото: Лев Федосеев
У кораблей на СМП два абсолютно одинаковых капитанских мостика. Это необходимо в том случае, если судну приходится двигаться кормой вперед из-за льдов.
Фото: Лев Федосеев
Ежегодно ущерб от паводка для порта в Дудинке составляет около миллиона долларов.
Фото: Лев Федосеев
В период половодья — в мае-июне — срочные грузы на морских судах обрабатываются на рейде и перевозятся баржами. Во время разлива порт от торосов защищает ледозащитная дамба. Она расположена там, где река Дудинка впадает в Енисей. Своим названием она обязана начальнику порта в 1970-1988 годах Александру Кизимову, который выступил инициатором ее увеличения. В результате теперь если ледоход двигается в сторону речных причалов, то сначала он упирается в дамбу.