Объявлена программа 73-го Венецианского кинофестиваля, который в этом году по громкости режиссерских имен почти не уступает Каннам, даже если некоторые из этих имен основную славу себе сделали еще в ХХ веке. Свои новые фильмы привезут Терренс Малик и Том Форд, Эмир Кустурица и Вим Вендерс, Мел Гибсон и Паоло Соррентино. Поучаствует в основном конкурсе и Андрей Кончаловский. «Лента.ру» выбрала 15 самых интригующих фильмов в главных секциях венецианской программы, сохраняя, впрочем, надежду на то, что, кроме чествования заслуженных мастеров прошлого, фестиваль сможет порадовать и открытиями по части авторов, стиля и горизонтов для кинематографа.
Кадр из фильма «Прекрасные дни в Аранхуэсе»
Виму Вендерсу в последнее время лучше даются документальные фильмы, чем игровые — а «Прекрасные дни в Аранхуэсе» принадлежат именно к последней категории: это история одной ночи, которую за разговорами о любви и жизни проводят в маленьком испанском городке мужчина и женщина. Причем снимает ее немецкий классик в 3D. Обнадеживает тот факт, что Вендерс впервые после «Неба над Берлином» сотрудничает с соавтором нескольких своих лучших фильмов — драматургом Петером Хандке, чья пьеса легла в основу «Прекрасных дней».
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Свет в океане»
Предыдущим фильмам Дерека Сиенфрэнса — «Валентинке» и «Месту под соснами» — несмотря на редкую проникновенность, не хватало фокуса, внятной драматургической базы. У «Света в океане», экранизации разворачивающегося после Первой мировой бестселлера М.Л. Стедман о паре бездетных супругов, которые оставляют себе чужого младенца-найденыша, такой проблемы быть не должно. Сильные перформансы из актеров Сиенфрэнс выжимал и раньше — а здесь ему довелось поработать с Майклом Фассбендером, Алисией Викандер и Рэйчел Вайс.
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Секретный агент»
Ким Джи-ун — один из самых интересных и бесстыжих режиссеров в современном корейском кино (которое, как знают фанаты, часто превосходит Голливуд на его территории), автор таких подрывных хитов, как «Хороший, плохой, долбанутый» и «Я видел Дьявола». В «Секретном агенте» успевший съездить в Америку и снять там кино со Шварценеггером Ким, этот мастер доведения жанровых историй до запредельного абсурда возвращается на родину — причем принимается за костюмно-патриотическое кино, историю сопротивления японской оккупации в 1940-х.
Вне конкурса.
Кадр из фильма «Джеки»
Чилиец Ларраин только что успешно представлял в Каннах байопик одной легенды, посвященный великому поэту, «Неруду» — а спустя три месяца покажет в Венеции кино о фигуре не менее иконической. Рассказывающая о жизни Жаклин Кеннеди после выстрелов в Далласе «Джеки» — первая работа Ларраина в Голливуде и проект с не менее сложной судьбой, чем у героини. Еще в 2011-м фильм хотел ставить Даррен Аронофски со своей тогдашней супругой Рэйчел Вайс в главной роли, потом к нему подключилась Натали Портман, но понадобилось несколько лет, прежде чем прозвучала команда «Мотор».
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Великолепная семерка»
Судьбы киносюжетов бывают парадоксальны — в лице «Великолепной семерки» Фукуа мы дождались ремейка на ремейк, новой версии основанного на «Семи самураях» Куросавы вестерна с Юлом Бриннером. История та же — семеро вольных стрелков экстра-класса берутся защитить маленький городок от банды головорезов. Лица новые: Дензел Вашингтон, Итан Хоук, Крис Прэтт, даже корейская звезда Ли Бен-хон — на Диком Западе 2016-го царит мультикультурность.
Фильм закрытия.
Кадр из фильма «Аустерлиц»
После двух фильмов о поэтике одержимой переменами толпы — «Майдана» (о Киеве зимы 2014-2015) и «События» (о Ленинграде августа 1991-го) — украинский документалист Сергей Лозница снял кино о толпах, с большой историей соприкасающихся в несколько ином, но тоже сокрушительном ключе. Вдохновленный одноименным романом Себальда «Аустерлиц» исследует поведение масс, посещающих музеи в концлагерях, — Лозница снимал в Дахау и Берген-Бельсене, Равенсбрюке и Заксенхаузене.
Вне конкурса.
Кадр из фильма «По соображениям совести»
Гибсон сыграл в военном кино некоторые из своих лучших ролей — а теперь посредством военного фильма возвращается в приличное общество после нескольких лет позора. Эндрю Гарфилд играет в «По соображениям совести» неочевидного и невымышленного героя — адвентиста седьмого дня по имени Десмонд Досс, которому вера не позволяла брать оружие в руки даже после призыва, но не помешала спасти 75 человек во время битвы за Окинаву.
Вне конкурса.
Кадр из фильма «Ла Ла Лэнд»
Венецианский фестиваль откроется мировой премьерой новой работы одного из самых многообещающих режиссеров планеты — тем, кто видел заслужившую несколько номинаций на «Оскар» драму юного ударника «Одержимость», не нужно рассказывать о талантах Дамьена Шазелля. В «Ла Ла Лэнде» постановщик поднимает ставки — работает в давно не видевшем хорошего кино жанре романтического мюзикла, с Райаном Гослингом и Эммой Стоун в ролях влюбленных джазмена и актрисы.
Фильм открытия, основной конкурс.
Кадр из фильма «Под покровом ночи»
«Одинокий мужчина», премьера которого в свое время тоже состоялась в Венеции, не стал разовым опытом в кинорежиссуре для дизайнера Тома Форда — который на своем фильме еще и обзавелся продюсерским надзором Джорджа Клуни. В «Под покровом ночи» Форд экранизировал роман Остина Райта, работающий с двумя пластами реальности и вымысла: в одном герой Джейка Джилленхола защищает семью от таинственной угрозы, в другом уже рукопись о нем самом читает бывшая жена одного писателя.
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Преисподняя»
Джон Сноу жив, но, несмотря на занятость в «Игре престолов», Кит Харрингтон все-таки находит время на пару кинопроектов в год — лишь бы только волосы стричь не пришлось. В «Преисподней» действие разворачивается в Америке XIX века. Обходится без цирюльника — но не без травмы: герой Харрингтона помогает честной девушке (Дакота Фэннинг) уберечься от наказания за преступление, которого она не совершала, и гнева зловещего Проповедника (Гай Пирс).
Основной конкурс.
Кадр из фильма «По млечному пути»
Первый полный метр Кустурицы за восемь лет с Моникой Беллуччи в одной из двух главных ролей, похоже, станет исповедью сербского режиссера, его «Фонтаном» (неслучайно даже и плакат «По млечному пути» чем-то похож на постер фильма Аронофски). Сам Кустурица играет протагониста — человека, в трех эпизодах жизни которого (война, любовь, монашество) отражается история его страны.
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Рай»
Кончаловского в Венеции ценят — когда-то он приезжал сюда еще с дебютным «Первым учителем», продолжают брать его в конкурс и сейчас, более того, и «Дом дураков», и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» удостаивались призов. Новый фильм 78-летнего режиссера берется за сложную тему — Юлия Высоцкая играет русскую эмигрантку во Франции, попадающую в концлагерь во время Второй мировой. Поскользнуться на такой теме — проще простого. Тем интереснее.
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Путешествие времени»
Один из самых свободных духом и влиятельных режиссеров мира, Терренс Малик может позволить себе как взять 20-летнюю паузу, так и снимать, причем прекрасное кино, обходясь без сценария и даже пунктирного сюжета. «Путешествие времени» — нечто новое даже по маликовским меркам, визуально изобретательная документалка, которая в формате IMAX должна представить рождение и смерть целой вселенной.
Основной конкурс.
Кадр из фильма «Франц»
Франсуа Озон продолжает расшатывать скучную норму любовной жизни своими стильными, аккуратными провокациями. В новой их них, костюмном «Франце», действие разворачивается после Первой мировой войны — приехавшая в Париж оплакивать погибшего жениха немка обнаруживает, что к нему на могилу ежедневно приходит с букетом цветов загадочный молодой человек.
Основной конкурс.
Кадр из сериала «Молодой Папа»
Одним из главных событий фестиваля должна стать премьера первых двух эпизодов минисериала Паоло Соррентино для HBO. Джуд Лоу в этой истории самого молодого Папы Римского в истории (вымышленного) играет верховного понтифика пребывающим в депрессии страдальцем, а актерский состав включает также Дайан Китон, Джеймса Кромвелла и Людивин Санье.