Лабиринты смерти Что скрывают древние и загадочные катакомбы Парижа

14 фото

Сеть извилистых туннелей и лабиринтов появилась под Парижем еще в Средневековье, а в дальнейшем лишь развивалась, становясь все более запутанной. В XIX веке классик фотоискусства Гаспар Феликс Турнашон, более известный как Надар, сначала поднялся над Парижем на воздушном шаре, чтобы провести аэрофотосъемку (в 1855 году), а потом спустился со своей аппаратурой под землю.

«Лента.ру» представляет подборку первых в мире фотографий подземного мира — катакомб Парижа.

Парижские катакомбы — это сеть подземных туннелей и искусственных пещер. В конце XVIII века чудовищная перегруженность кладбищ (в некоторых могилах находилось до 1500 останков различных эпох) заставила власти французской столицы вывозить продезинфицированные кости в заброшенные каменоломни, расположенные под городскими улицами.

Вид катакомб

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Парижские катакомбы — это сеть подземных туннелей и искусственных пещер. В конце XVIII века чудовищная перегруженность кладбищ (в некоторых могилах находилось до 1500 останков различных эпох) заставила власти французской столицы вывозить продезинфицированные кости в заброшенные каменоломни, расположенные под городскими улицами.

К 1860 году в катакомбы переместили останки шести миллионов человек. Работники специальной инспекции следили за тем, чтобы кости и черепа были уложены аккуратными штабелями, организовывали подземные галереи и ставили памятники. Со временем катакомбы стали популярным местом для прогулок обеспеченных парижан, жаждущих острых ощущений.

Кости с кладбища Тур Сен-Жак, перевезенные в катакомбы в 1859 году

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

К 1860 году в катакомбы переместили останки шести миллионов человек. Работники специальной инспекции следили за тем, чтобы кости и черепа были уложены аккуратными штабелями, организовывали подземные галереи и ставили памятники. Со временем катакомбы стали популярным местом для прогулок обеспеченных парижан, жаждущих острых ощущений.

Канализация для людей XIX века ассоциировалась с бунтами и беспорядками. Именно там в финале «Отверженных» бывший каторжник Жан Вальжан спасает раненного на баррикадах студента Мариуса Понмерси. Надар специально отметил, что этот снимок был сделан под мостом Менял, где располагалась сточная канава, по которой в XVIII веке не раз скрывались беглые заключенные. Однако, подчеркивает фотограф, после реконструкции на месте старых зловонных труб появляется современная технологичная система.

Канализационный водосток у моста Менял

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Канализация для людей XIX века ассоциировалась с бунтами и беспорядками. Именно там в финале «Отверженных» бывший каторжник Жан Вальжан спасает раненного на баррикадах студента Мариуса Понмерси. Надар специально отметил, что этот снимок был сделан под мостом Менял, где располагалась сточная канава, по которой в XVIII веке не раз скрывались беглые заключенные. Однако, подчеркивает фотограф, после реконструкции на месте старых зловонных труб появляется современная технологичная система.

В катакомбах Надара больше всего поражала наглядная хрупкость человеческого существования, vanitas vanitatum: «Этот череп, на который наступила твоя нога, безымянные останки, забытые, потерянные, брошенные — мог принадлежать твоему деду, который любил и был любимым».

Мусор катакомб

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

В катакомбах Надара больше всего поражала наглядная хрупкость человеческого существования, vanitas vanitatum: «Этот череп, на который наступила твоя нога, безымянные останки, забытые, потерянные, брошенные — мог принадлежать твоему деду, который любил и был любимым».

В средневековом Париже отходы жизнедеятельности просто выливали на улицу. Наука XIX века, объявившая экскременты (и их миазмы) источником болезни, заставила власти всерьез взяться за канализацию. При мэре Османе  и его помощнике, инженере-гидрологе Бельгране канализационная сеть была расширена в пять раз, а подземные каналы и резервуары доставляли в Париж 235 тысяч кубических метров воды ежедневно.

Канализационное оборудование под бульваром Сен-Дени

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

В средневековом Париже отходы жизнедеятельности просто выливали на улицу. Наука XIX века, объявившая экскременты (и их миазмы) источником болезни, заставила власти всерьез взяться за канализацию. При мэре Османе и его помощнике, инженере-гидрологе Бельгране канализационная сеть была расширена в пять раз, а подземные каналы и резервуары доставляли в Париж 235 тысяч кубических метров воды ежедневно.

Надар проработал под землей три месяца. Он брал с собой громоздкое оборудование — камеру, штатив, элементы Бунзена (химический источник тока) и дуговые лампы с угольным электродом. Минимальная видимость, холод, отвратительные запахи, сырой и спертый воздух — фотограф снимал в тяжелых условиях. Несколько его ассистентов отравились сернистыми и азотистыми выбросами химической батареи — наверх их выносили на руках.

Лабиринты катакомб

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Надар проработал под землей три месяца. Он брал с собой громоздкое оборудование — камеру, штатив, элементы Бунзена (химический источник тока) и дуговые лампы с угольным электродом. Минимальная видимость, холод, отвратительные запахи, сырой и спертый воздух — фотограф снимал в тяжелых условиях. Несколько его ассистентов отравились сернистыми и азотистыми выбросами химической батареи — наверх их выносили на руках.

Надар хотел показать и рабочих, которые трудятся в катакомбах и канализации. Однако снимал он с выдержкой в 18 минут, и поэтому ему пришлось обратиться к помощи манекенов, что придало фотографиям некоторую театральность.

Манекен, тянущий тележку с костями

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Надар хотел показать и рабочих, которые трудятся в катакомбах и канализации. Однако снимал он с выдержкой в 18 минут, и поэтому ему пришлось обратиться к помощи манекенов, что придало фотографиям некоторую театральность.

Фотограф исследовал архитектурную «анатомию» парижской канализации, подчеркивая ее технологическую сложность и механизированность. В этом смысле ближайшим аналогом подземной серии Надара можно назвать работы Филиппа Генри Деламотта, посвященные сборке-разборке «Хрустального дворца» (1854 год), и снятые Эдуаром Балдю по заказу барона Ротшильда фотографии железных дорог Франции (1855 год) — первые образцы инженерного фотоискусства.

Техническое оборудование канализации и манекен-рабочий

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Фотограф исследовал архитектурную «анатомию» парижской канализации, подчеркивая ее технологическую сложность и механизированность. В этом смысле ближайшим аналогом подземной серии Надара можно назвать работы Филиппа Генри Деламотта, посвященные сборке-разборке «Хрустального дворца» (1854 год), и снятые Эдуаром Балдю по заказу барона Ротшильда фотографии железных дорог Франции (1855 год) — первые образцы инженерного фотоискусства.

Случайные следы эмульсии на снимках (характерная особенность коллодионного фотографического процесса) создают причудливые формы, усиливающие впечатление нереальности, потусторонности мира катакомб.

Катакомбы со следами эмульсии

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Случайные следы эмульсии на снимках (характерная особенность коллодионного фотографического процесса) создают причудливые формы, усиливающие впечатление нереальности, потусторонности мира катакомб.

В катакомбах Надара больше интересовала не смерть и гротескная эстетика загробного мира, а политика и история. Там скрывались многочисленные бродяги, преступники и революционеры. Свой автопортрет Надар решил сделать на фоне костей с кладбища Мадлен, где похоронены жертвы Французской революции — в том числе гильотинированный Людовик XVI и Мария-Антуанетта.

Автопортрет Надара

Фото: Felix Nadar / Министерство культуры Франции

В катакомбах Надара больше интересовала не смерть и гротескная эстетика загробного мира, а политика и история. Там скрывались многочисленные бродяги, преступники и революционеры. Свой автопортрет Надар решил сделать на фоне костей с кладбища Мадлен, где похоронены жертвы Французской революции — в том числе гильотинированный Людовик XVI и Мария-Антуанетта.

Надар постоянно экспериментировал с углом съемки, фокусировкой, глубиной кадра, но прежде всего с освещением. Яркий электрический свет придавал черепам и костям катакомб своеобразную живописность и даже театральность, что поражало современников.

Табличка, указывающая, что эти останки были перенесены с Кладбища Невинных

Фото: Felix Nadar / Министерство культуры Франции

Надар постоянно экспериментировал с углом съемки, фокусировкой, глубиной кадра, но прежде всего с освещением. Яркий электрический свет придавал черепам и костям катакомб своеобразную живописность и даже театральность, что поражало современников.

В представлении Надара канализация выступала аналогом человеческого тела — в обоих «механизмах» циркулируют жидкости, застой которых приводит к болезням. Визуальный контраст между массивными стенами и плавной текучестью сточных вод подчеркивает эффективную работу канализации.

Пересечение канализационных коллекторов

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

В представлении Надара канализация выступала аналогом человеческого тела — в обоих «механизмах» циркулируют жидкости, застой которых приводит к болезням. Визуальный контраст между массивными стенами и плавной текучестью сточных вод подчеркивает эффективную работу канализации.

Последняя галерея катакомб

Фото: Felix Nadar / The J. Paul Getty Museum

Свет в конце туннеля

Фото: Felix Nadar / Министерство культуры Франции

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше