Осень в кино — не менее горячий сезон, чем забитое блокбастерами лето. На экраны традиционно выходят нацеленные на «Оскар» драмы и престижные литературные экранизации, умное жанровое кино и победители фестивалей. В гиде «Ленты.ру» по главным осенним премьерам нашлось место фильмам всех мастей — от новых работ живых классиков вроде Иствуда, Верховена и Лоуча до рискованных историй о малолетнем фюрере и таксах-авантюристках. Кроме того — сразу два российских фильма.
Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»
В 2009 году предпенсионного возраста пилот Чесли Салленбергер (Том Хэнкс) спас полторы сотни жизней, посадив авиалайнер с отказавшими двигателями прямиком на Гудзон. Первый фильм Клинта Иствуда после самого кассового в его долгой карьере «Американского снайпера» воспевает еще одного невымышленного американского героя — причем без чрезмерного патриотизма. Половину фильма Иствуд посвящает последовавшему за подвигом расследованию действий летчика — его заслуги Америка признала не сразу. С 8 сентября.
Кадр из фильма «Детство лидера»
Одно из главных фестивальных открытий года — режиссерский дебют актера Брэйди Корбета, снимавшегося у мастеров уровня фон Триера, Ханеке и Ассайяса. «Детство лидера» — кино, впрочем, решительно самостоятельное, провокативное и амбициозное. Корбет берется вообразить зарождение будущего тирана-фашиста (абстрактного, конечно, подставить на его место Гитлера, Муссолини или еще кого зритель волен сам) в белокуром крошке-сыне американского посла (Лиам Каннингем из «Игры престолов») во Франции 1918-го. Пока папа участвует в Версальских переговорах, а мама угождает лощеному другу семьи (Роберт Паттинсон), мальчик познает обаяние абсолютного идеологического зла. С 8 сентября.
Кадр из фильма «Сноуден»
После операции по раскрытию нерассказанной истории США, Оливер Стоун не прекратил топтаться на территории политического кино. Его новый, уже игровой фильм на основе книжек Люка Хардинга и Анатолия Кучерены рассказывает историю превращения Эдварда Сноудена из тихого, послушного программиста в одного из самых опасных людей на планете. В заглавной роли занят Джозеф Гордон-Левитт — не очень, конечно, похож, но зато актер хороший. С 15 сентября.
Кадр из фильма «Нерв»
Режиссеры Джуст и Шульман прославились бойким и жутким фильмом-предупреждением об интернет-знакомствах «Как я дружил в социальной сети». Их новому фильму уже не нужно притворяться документалкой — даже наоборот, «Нерв» с головой уходит в реалистическую антиутопию. Сюжет воображает следующий шаг в цифровой революции — онлайн-реалити-шоу, в котором пара героев за деньги выполняет каждое предложение зрителей. Начинается «Нерв» с невинных раздевания до белья в публичном месте и поцелуев с незнакомцами, продолжается — полноценным и тревожным триллером о пределах контроля в современном мире. С 15 сентября.
Кадр из фильма «Великолепная семерка»
В новой, предельно технологичной версии сюжета, породившего два классических киноэпоса — «Семь самураев» Куросавы и «Великолепную семерку» Стерджеса — смущает только тот факт, что Антуан Фукуа не снимал по-настоящему сильного кино со времен «Тренировочного дня». Тем не менее с визуальными трюками у Фукуа всегда был порядок, и из актеров он нередко выжимает максимум — для большого голливудского экшена с почти комиксным Диким Западом этого может и хватить. Тем более что играют здесь исполнители уровня Дензела Вашингтона, Итана Хоука и Криса Прэтта. С 22 сентября.
Кадр из фильма «Она»
Голландскому классику Полу Верховену 78 лет — попробуйте, впрочем, догадаться об этом по его новому фильму. «Она» не менее смела в своем исследовании парадоксов и основных инстинктов людской сексуальности, чем ранние верховеновские шедевры «Турецкие сладости» и «Лихачи». Более того — по напряженности и ироничности эта история дуэли солидной женщины (Изабель Юппер) и воспользовавшегося ею насильника-садиста не уступает и голливудским фильмам мэтра. С 22 сентября.
Кадр из фильма «Такса»
Столь же едких и последовательных критиков мифа о благополучии среднестатистического американца — и возможности человеческого счастья вообще — как инди-классик Тодд Солондз найти трудно. Его новый фильм задействует в качестве сатирических свидетелей людского несовершенства не кого-нибудь, а мудрого вида таксу (точнее, даже нескольких) — что несколько сбавляет градус привычной для режиссера мизантропии. С 22 сентября.
Кадр из фильма «Дуэлянт»
Мизгирев сделал себе имя безжалостными, пронизанными чернейшим хтоническим юмором пасквилями на русский мир «Бубен, барабан» и «Конвой». В «Дуэлянте» проверку его фирменным фатализмом и афоризмотворчеством (сакраментальное «Твердость не тупость» — это из его «Кремня») проходит жанр авантюрного костюмного киноромана. В центре сюжета — типично русская, из грязи в князи, судьба трикстера, за деньги замещающего петербургских дворян середины XIX века в завязанных ими дуэлях. С 29 сентября.
Кадр из фильма «Куда бы еще вторгнуться»
Человек, выводивший на чистую воду Джорджа Буша-младшего и всю американскую оружейную индустрию, Майкл Мур, не успокаивается. Название его нового фильма — новая провокация главного современного популиста от документального кино: вторгаются здесь не Штаты, а он сам, большим любопытным медведем путешествующий по миру и рассказывающий, какие достижения иностранных культур американцам неплохо было бы позаимствовать. В диапазоне от скандинавского соцобеспечения до стандартов питания во французских школах. Получается скорее уморительный, чем поучительный трэвелог, почти «Борат» наоборот — в котором вместо издевки над моралью высмеивается вера в простые решения. С 29 сентября.
Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин»
Тим Бертон, кажется, окончательно превратился в режиссера детского кино, безобидных страшных сказочек о прекрасных фриках. В этой экранизации бестселлера Рэнсома Риггза застенчивый юноша попадает в приют для необычных — то есть невидимых, пылающих огнем или умеющих летать — малолеток. Если даже фирменная бертоновская эксцентрика вам успела надоесть, то стоит смотреть хотя бы ради его новой музы — возвышающейся над всем этим цирком чудачеств воспитательницы-вамп Евы Грин: с такой у кого угодно проснутся сверхспособности. С 6 октября.
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Новая глава»
Оригинальная «Ведьма из Блэр», хотя и побила все рекорды по окупаемости кино, на своих авторов наложила нечто наподобие проклятия: ничего даже близкого по качеству и шумихе они больше не сняли. Адам Вингард, осмелившийся взяться за продолжение знаменитого псевдодокументального хоррора, похоже, никаких проклятий не боится. И это неудивительно, учитывая, что свое имя в историю он уже вписал — сняв лучший фильм ужасов 2013 года «Тебе конец!», смело подкладывавщий бомбу под законы и клише жанра. С 6 октября.
Кадр из фильма «Расплата»
Появление на экране гениальных математиков-аутистов, демонстрирующих свой талант с помощью формул, почему-то обязательно записанных на стекле, было комичным уже в «Играх разума» с Расселом Кроу. Представьте теперь в этом качестве отчаянно изображающего синдром Аспергера Бена Аффлека — и получится откровенный фарс (тем более с оригинальным названием «Бухгалтер»). К счастью, кино Гэвина О'Коннора не подразумевает серьезного подхода к душевному нездоровью — это здесь лишь повод закрутить криминально-боевую интригу и всучить Аффлеку в руки снайперскую винтовку. С 20 октября.
Кадр из фильма «Девушка в поезде»
Психодетектив Полы Хокинс «Девушка в поезде» в свое время сменил в списке литературных бестселлеров чем-то похожую, тоже повествовавшую о катастрофической женской ненадежности «Исчезнувшую». Теперь пройти тем же путем попробует и ее экранизация, хмурым настроем и тягой к серо-синим цветофильтрам явно напоминающая триллер Дэвида Финчера. Тейт Тейлор, режиссер конформистской «Прислуги», конечно, не Финчер — но упускать бенефис Эмили Блант в роли обывательницы-социопатки все же не стоит. С 27 октября.
Кадр из фильма «Я, Дэниэль Блэйк»
Классик английского соцреализма Кен Лоуч показательно верен себе. Его новый фильм воздает дань простому трудяге, лишившемуся возможности зарабатывать себе на хлеб, и яростно, предметно критикует безличную британскую систему соцзащиты. Да, такие фильмы Лоуч снимал и сорок лет назад — но их гуманизм по-прежнему сокрушителен, как мало что в современном кино. Доказательство — недавняя «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, уже вторая для Лоуча. С 27 октября.
Кадр из фильма «Доктор Стрэндж»
Бесконечная франшиза Marvel на последних фильмах начала заметно выдыхаться — что ж, на помощь спешит Бенедикт Камбербэтч. Народный британский артист сыграл одного из самых небанальных (и популярных) персонажей марвеловского канона — мистика и мага Доктора Стрэнджа, чье становление в качестве супергероя задействует напоминающие «Начало» Нолана визуальные эффекты и целый легион больших артистов (от Тильды Суинтон до Мадса Миккельсена). С 3 ноября.
Кадр из фильма «Война против всех»
Новый фильм старшего из братьев МакДона, слава которых ковалась еще в передовом постмодернистском театре 1990-х и 2000-х, доводит до аморального абсурда жанр комедии о грязных полицейских. Пара героев-напарников (Александр Скарсгард и Майкл Пенья) не знает меры ни в фальсификации улик, ни в шантаже, ни в кокаине со шлюхами — но привычка нарываться на этот раз заведет их в подлинное сердце тьмы. С 3 ноября.
Кадр из фильма «Хороший мальчик»
Нечасто доводится рекомендовать российские комедии — но «Хороший мальчик», победитель «Кинотавра» этого года, и правда того стоит. История школьника, возомнившего себя не то праведником, не то правдорубом, ставит неутешительный диагноз насквозь инфантильной русской действительности — но отказывается по этому поводу как сокрушаться, так и учить кого-то жизни. Простых решений не бывает, а быть для всех хорошим не получится — редкий по правдивости и трезвости в нашем кино вывод. С 10 ноября.
Кадр из фильма «Последний экспресс»
Мы не устаем призывать к просмотру корейского кино, в своих лучших проявлениях представляющего самые цельные и взрослые фильмы в современном мире. Вот и «Последний экспресс» бывшего мультипликатора Ен Сан-хо на последнем Каннском фестивале потрясал органы чувств куда сильнее, чем работы многих куда более раскрученных режиссеров. Жанр зомби-хоррора здесь доведен до состояния адреналиновой гонки на выживание, столь динамичной, что, кажется, вот-вот от напряжения загорится сама пленка. Но это не мешает Ен Сан-хо очень по-корейски замечать между делом, что люди — существа, куда более опасные, чем любая нежить. С 10 ноября.
Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»
Дэвид Йэтс уверенной, хотя и не склонной к подлинной кинопоэзии рукой поставил несколько последних серий эпопеи Гарри Поттера — ему же доверили снять и первый спин-офф, экранизацию иллюстрированного справочника той же Джоан Роулинг по существам, наполняющим мир волшебства и магии. Оскаровский лауреат Эдди Рэдмейн играет здесь волшебника Ньюта Скамандера, попадающего в Нью-Йорк 1930-х с полным чемоданом магических существ — и оказывающегося в центре внимания всего чародейского сообщества. С 17 ноября.
Кадр из фильма «Союзники»
Брэд Питт в последнее время органичнее всего смотрится, странным образом, в кино, посвященном Второй мировой войне. Вот и Роберт Земекис на главную роль в этой романтически-авантюрной истории двух шпионов, страстно влюбляющихся друг в друга в Касабланке 1942-го, снял именно его. Его партнершей, которая может работать, а может и не работать на нацистов, стала Марион Котийяр. С 24 ноября.