В 19 городах России стартует уже традиционный Фестиваль нового британского кино, который организует Британский совет. Программа «Бритфеста» в этом году хвастает, ни много, ни мало, лауреатом «Золотой пальмовой ветви», несколькими ударными документальными картинами и подборкой фильмов в тех жанрах, которые англичанам традиционно даются лучше всех в мире. «Лента.ру» рассказывает, что на этом киносмотре пропускать категорически не рекомендуется. Подробное расписание — на сайте фестиваля.
Кадр: фильм «Туманные отношения»
Занятная белфастская вариация на тему «Мизери»: в хронически укутанном в туман, неприветливом городе простой охранник супермаркета (Стивен Грэм, Аль Капоне из «Подпольной империи») заводит дружбу с локальной знаменитостью, писателем и телеэкспертом (Конлет Хилл, Варис из «Игры престолов»). Вот только эти странные отношения основаны на шантаже (охранник застал литератора-клептомана за мелкой кражей и грозит его опозорить) и быстро превратятся в тревожный, ритмически выдержанный психотриллер.
Кадр: фильм «Бобби»
«Бобби Мур знал, что произойдет на поле, за 20 минут до всех остальных игроков», — говорил о нем легендарный шотландский тренер Джок Стин. Если бы только это знание распространялось на жизнь после футбола, добавляет этот документальный портрет капитана чемпионской сборной Англии. Режиссер Рон Скальпелло сначала обстоятельно, с привлечением людей уровня Пеле и Беккенбауэра, рассказывает о том, как властвовал Мур в собственной штрафной, чтобы затем сокрушить зрителя душераздирающей историей стремительного угасания капитана по завершении карьеры.
Кадр: фильм «Али и Нино»
Любовь к женщине рифмуется любовью к родине в этой богато поставленной и декорированной мелодраме по одноименному роману таинственного Курбана Саида. Прославившийся документальными «Сенной» и «Эми» режиссер Азиф Кападия в игровом кино демонстрирует то же редкое умение играть на чувствах зрителя — рисуя крах романа Али и Нино и крах азербайджанской государственности одинаково яркими, эффектными красками.
Кадр: фильм «Ни пуха, ни праха»
Актриса и рекламщица, две запутавшихся в жизни девушки лет двадцати пяти, теряют умирающего от рака друга — но находят себя, когда он завещаем им, «бессмысленным» по его же выражению, развеять его прах на другом конце страны. «Ни пуха, ни праха» складывается в типично британское роуд-муви, которое одновременно не щадит современных молодых бессмысленных и не жалеет для них любви.
Кадр: фильм «Операция «Антропоид»
Райнхарда Гейдриха называли третьим человеком Третьего рейха и пражским палачом — а в 1942-м пара подготовленных в Лондоне бойцов чешского Сопротивления взорвали его машину. Шон Эллис снимает историю покушения, как классицистское военно-патриотическое кино. Тем не менее все преображается, когда сюжет доходит до самой операции, — и клише сменяются сокрушительным, обезоруживающим боевым драйвом.
Кадр: фильм «Я, Дэниeл Блэйк»
Новый, получивший «Золотую пальмовую ветвь» Канн фильм живого британского классика Кена Лоуча мог бы называться и «Судьба человека» — с такой благородной яростью Лоуч докладывает с передовой современной войны против всех. Плотник из Ньюкасла Дэниел Блэйк теряет трудоспособность после инфаркта, и система немедленно бросает его на грань выживания. Но он не теряет человеческого облика и достоинства — как не теряет своего пыла и Лоуч, великий гуманист, которого так часто недооценивают, обвиняя в левацких взглядах.
Кадр: фильм «Кен Лоуч: Жизнь и фильмы» / CoolConnections
В оригинале этот обаятельный документальный портрет Кена Лоуча называется «Против» — подразумевая, что британец всю карьеру в кино выступал и продолжает выступать против несправедливости, неравенства, равнодушия, тирании. Кажется, этот бунтарский, протестный образ никак не вяжется с фигурой самого Лоуча, скромного и спокойного в обычной жизни, как здесь рассказывают его соратники. На самом деле все просто (и после фильма Осмонд невероятно очевидно) — Лоучу как любому созидателю незачем никого эпатировать: он не против, он — за. Прежде всего — за бесценность отдельного человека, каждого, любого.
Кадр: фильм «Война против всех»
В первой же сцене «Войны против всех» пара отмороженных детективов из Альбукерке (эффектные Майкл Пенья и Александр Скарсгард) на полной скорости сбивает мима — чтобы присвоить себе его кило кокаина. Дальше, как водится, — больше: взятки и злоупотребления властью, неполиткорректность и просто свинство, а также парадоксально развивающееся расследование ограбления. Ирландец МакДона переехал в «Войне против всех» в сердце американской глубинки — но не растерял ни едкости, ни чувства абсурда: здесь не реже шутят о де Бовуар и классике кино, чем безнаказанно преступают закон.
Кадр: фильм «Исповедь»
Режиссер документальной «Исповеди» Ашиш Гадиали, кажется, никак не проявляет себя — просто-напросто дает высказаться своему герою. Моаззам Бегг того стоит: бирмингемский мусульманин, бывший рекрут в афганских лагерях моджахедов и деятельный соратник боснийских боевиков, в 2000-х оказавшийся в Гуантанамо, но так и не дождавшийся официального обвинения. Предоставляя Беггу платформу для исповеди, режиссер будто бы всего лишь всматривается в сложную, очень современную биографию, но получается еще и кино о мнимости правды и категорий вины — а также рискованности любых поспешных суждений.
Кадр: фильм «66 дней Бобби Сэндса»
Знаменитой голодовке арестованного британцами члена ИРА в свое время был посвящен выразительный, физиологичный «Голод» Стива Маккуина — но очевидно, что потенциал трагедии Бобби Сэндса до конца не исчерпан. На это рассчитывает и уже документальный отчет самопожертвования Сэндса, снятый Брэнданом Бирном — который хотя и пытается сохранять объективность, в сущности, все равно оказывается на стороне мученика из ИРА, хотя бы в силу его подкупающей убежденности и верности принципам.