Станция отправления Самые необычные вокзалы России

14 фото

Путешествие на поезде сегодня, как и столетие назад, — это прежде всего приключение. Добраться из точки А в точку В за сопоставимые деньги во многих случаях можно и на самолете, а вот получить такой спектр эмоций в небе вряд ли удастся. Отдельного разговора заслуживают российские вокзалы — построенные на века, памятники эпохи, они и сегодня достойно справляются со своими функциями. По просьбе «Ленты.ру» туристический сервис «Туту.ру» рассказал о самых интересных вокзалах России.

Витебский вокзал — старейший в России. Начинался со временного здания на плацу Семеновского полка. Это был 1837 год, вокзал назывался Царскосельским.


Именно отсюда 30 октября 1837 года отправился самый первый в истории России пассажирский поезд. В 1849-1852 годах по проекту архитектора Константина Тона построили каменное здание, в 1870-м его реконструировали, а в 1900 году Царскосельская дорога вместе с вокзалом перешла к Московско-Виндаво-Рыбинской, и вокзал решили перенести за Обводный канал. Но в итоге он остался на прежнем месте. 


В 1904 году на месте старого вокзала появился новый, теперь уже Витебский. Великолепное здание с отголосками стиля модерн, приметной часовой башней и замечательными интерьерами. Автор проекта — архитектор Станислав Бржозовский.

Витебский вокзал, Санкт-Петербург

Фото: Сергей Узаков / ТАСС

Витебский вокзал — старейший в России. Начинался со временного здания на плацу Семеновского полка. Это был 1837 год, вокзал назывался Царскосельским.

Именно отсюда 30 октября 1837 года отправился самый первый в истории России пассажирский поезд. В 1849-1852 годах по проекту архитектора Константина Тона построили каменное здание, в 1870-м его реконструировали, а в 1900 году Царскосельская дорога вместе с вокзалом перешла к Московско-Виндаво-Рыбинской, и вокзал решили перенести за Обводный канал. Но в итоге он остался на прежнем месте.

В 1904 году на месте старого вокзала появился новый, теперь уже Витебский. Великолепное здание с отголосками стиля модерн, приметной часовой башней и замечательными интерьерами. Автор проекта — архитектор Станислав Бржозовский.

Транспортные ворота города расположены в южной его части. Строительство вокзала было приурочено к открытию железнодорожного моста через Оку и запуску новой Московско-Казанской железной дороги.


Железнодорожный вокзал Мурома — одна из визитных карточек города. Небольшое симпатичное здание с вековой историей похоже на уютный теремок. Вокзал построен по проекту архитектора Модеста Дурнова в начале XX века. Проект выполнен в необычном неорусском стиле: здесь и узоры-кокошники, и граненые башенки по краям, и эркеры, и крылечки. Неудивительно, что здание муромского вокзала внесено в список памятников архитектуры. 


На вокзале есть музей, рассказывающий об истории станции, а на Привокзальной площади стоит построенный в 1953 году паровоз серии Л-2248, у которого любят фотографироваться туристы.

Муром

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Транспортные ворота города расположены в южной его части. Строительство вокзала было приурочено к открытию железнодорожного моста через Оку и запуску новой Московско-Казанской железной дороги.

Железнодорожный вокзал Мурома — одна из визитных карточек города. Небольшое симпатичное здание с вековой историей похоже на уютный теремок. Вокзал построен по проекту архитектора Модеста Дурнова в начале XX века. Проект выполнен в необычном неорусском стиле: здесь и узоры-кокошники, и граненые башенки по краям, и эркеры, и крылечки. Неудивительно, что здание муромского вокзала внесено в список памятников архитектуры.

На вокзале есть музей, рассказывающий об истории станции, а на Привокзальной площади стоит построенный в 1953 году паровоз серии Л-2248, у которого любят фотографироваться туристы.

Псковский железнодорожный вокзал принял первый поезд в 1859 году. Через него проходили поезда в Варшаву, Ригу и другие европейские города. Любопытно, что согласно первоначальному проекту оба фасада были без окон, имелись лишь дверные проемы общим числом 76. У псковского вокзала есть близнецы — по этому же проекту построены вокзалы Владимира, Вильнюса и Даугавпилса.


Именно на вокзале Пскова произошло важное историческое событие, о котором напоминает памятная доска на здании: «2 (15) марта 1917 года в 15 часов 05 минут в салон-вагоне царского поезда на станции Псков император Николай II отрекся от престола Государства Российского». На площади у вокзала построена Царская часовня.

Псков

Фото: Мордасов Михаил / PhotoXPress.ru

Псковский железнодорожный вокзал принял первый поезд в 1859 году. Через него проходили поезда в Варшаву, Ригу и другие европейские города. Любопытно, что согласно первоначальному проекту оба фасада были без окон, имелись лишь дверные проемы общим числом 76. У псковского вокзала есть близнецы — по этому же проекту построены вокзалы Владимира, Вильнюса и Даугавпилса.

Именно на вокзале Пскова произошло важное историческое событие, о котором напоминает памятная доска на здании: «2 (15) марта 1917 года в 15 часов 05 минут в салон-вагоне царского поезда на станции Псков император Николай II отрекся от престола Государства Российского». На площади у вокзала построена Царская часовня.

Станция Старый Оскол была открыта в 1897 году. Большую известность Старый Оскол получил благодаря «Дороге мужества», железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава, возведенной за 32 дня в 1943 году во время подготовки к Курской битве. Благодаря железной дороге советские войска быстрее получали грузы, технику и боеприпасы на линию фронта.


Здание вокзала в Старом Осколе весьма необычно. Со стороны города (вокзал находится на окраине) это четырехэтажное здание с плоской крышей. Со стороны путей у здания оригинальная скатная крыша. Вокзал Старого Оскола был реконструирован в 2009 году. Внутренние помещения декорированы мрамором.

Старый Оскол

Станция Старый Оскол была открыта в 1897 году. Большую известность Старый Оскол получил благодаря «Дороге мужества», железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава, возведенной за 32 дня в 1943 году во время подготовки к Курской битве. Благодаря железной дороге советские войска быстрее получали грузы, технику и боеприпасы на линию фронта.

Здание вокзала в Старом Осколе весьма необычно. Со стороны города (вокзал находится на окраине) это четырехэтажное здание с плоской крышей. Со стороны путей у здания оригинальная скатная крыша. Вокзал Старого Оскола был реконструирован в 2009 году. Внутренние помещения декорированы мрамором.

Железнодорожная станция Слюдянка открывает 200 километров путей на восток вдоль Байкала. Населенный пункт Слюдянка назван в честь открытых в середине XVIII века месторождений слюды. Статус железнодорожного поселка Слюдянка приобрела с началом строительства Кругобайкальской железной дороги в 1899 году, тогда же был запланирован вокзал. 


Итальянские архитекторы выбрали в качестве материала белый и розовый нешлифованный байкальский мрамор. Здание вокзала станции Слюдянка поистине уникально: оно единственное в России полностью выполнено из мрамора.

Слюдянка

Фото: Алексей Зарубин / Фотобанк Лори

Железнодорожная станция Слюдянка открывает 200 километров путей на восток вдоль Байкала. Населенный пункт Слюдянка назван в честь открытых в середине XVIII века месторождений слюды. Статус железнодорожного поселка Слюдянка приобрела с началом строительства Кругобайкальской железной дороги в 1899 году, тогда же был запланирован вокзал.

Итальянские архитекторы выбрали в качестве материала белый и розовый нешлифованный байкальский мрамор. Здание вокзала станции Слюдянка поистине уникально: оно единственное в России полностью выполнено из мрамора.

Железнодорожный вокзал Казань-1 находится в центре города: отсюда легко добраться до кремля, до речного и автовокзалов. Главное здание было построено в 1896 году по проекту архитектора Генриха Руша. Вокзальный комплекс включает пригородный терминал, главное здание и служебные постройки.


В 2005 году реконструировали вокзал, а перед Универсиадой-2013, которая проходила в Казани, — и прилегающую территорию. Перед главным зданием разбили красивый сквер с подземной парковкой. 


Путешественников у входа в главное здание встречают скульптуры белых барсов, символов Республики Татарстан. На стене пригородного терминала изображена женщина в национальном татарском костюме — ее любят фотографировать туристы. 


Отсюда можно уехать в соседние города и республики. В 2013 году был запущен аэроэкспресс в аэропорт. Сейчас это направление обслуживают пригородные электрички.

Казань-1

Фото: Александр Альтюхов / Globalookpress.com

Железнодорожный вокзал Казань-1 находится в центре города: отсюда легко добраться до кремля, до речного и автовокзалов. Главное здание было построено в 1896 году по проекту архитектора Генриха Руша. Вокзальный комплекс включает пригородный терминал, главное здание и служебные постройки.

В 2005 году реконструировали вокзал, а перед Универсиадой-2013, которая проходила в Казани, — и прилегающую территорию. Перед главным зданием разбили красивый сквер с подземной парковкой.

Путешественников у входа в главное здание встречают скульптуры белых барсов, символов Республики Татарстан. На стене пригородного терминала изображена женщина в национальном татарском костюме — ее любят фотографировать туристы.

Отсюда можно уехать в соседние города и республики. В 2013 году был запущен аэроэкспресс в аэропорт. Сейчас это направление обслуживают пригородные электрички.

Железнодорожный вокзал Сочи находится в центре города. Построен в 1952 году по проекту архитектора Алексея Душкина, работавшего также над проектами некоторых станций московского метро. Роскошное здание вокзала с 55-метровой башней со шпилем — один из символов города. На башне установлены часы, циферблат украшен знаками зодиака. Интерьеры с лепниной и расписными плафонами, итальянские дворики с фонтанами — в одном из них стоит копия скульптуры «Девушка с кувшином».


Неподалеку — рынок, гостиницы, пляж и Морской вокзал. У сочинского вокзала есть брат-близнец — железнодорожный вокзал в Симферополе, построенный в 1951 году. Башня одного из зданий горнолыжного курорта «Роза Хутор» стилизована под самый знаменитый южный железнодорожный вокзал.

Сочи

Фото: Георгий Захарчук / Globallookpress.com

Железнодорожный вокзал Сочи находится в центре города. Построен в 1952 году по проекту архитектора Алексея Душкина, работавшего также над проектами некоторых станций московского метро. Роскошное здание вокзала с 55-метровой башней со шпилем — один из символов города. На башне установлены часы, циферблат украшен знаками зодиака. Интерьеры с лепниной и расписными плафонами, итальянские дворики с фонтанами — в одном из них стоит копия скульптуры «Девушка с кувшином».

Неподалеку — рынок, гостиницы, пляж и Морской вокзал. У сочинского вокзала есть брат-близнец — железнодорожный вокзал в Симферополе, построенный в 1951 году. Башня одного из зданий горнолыжного курорта «Роза Хутор» стилизована под самый знаменитый южный железнодорожный вокзал.

Конечный пункт Транссибирской магистрали, протянувшейся через всю Россию от Москвы до Владивостока. По этому маршруту курсирует знаменитый поезд №1 «Россия».


Первый камень в фундамент заложил в 1891 году будущий император Николай II. В 1893 году состоялось торжественное открытие станции, отсюда ушел первый поезд. В 1912-м вокзал расширили, сделав похожим на Ярославский. Это символично, ведь оба вокзала — конечные точки Транссиба. К зданию во Владивостоке добавили второй этаж и две надстройки над путями. 


В советскую эпоху с вокзала убрали бронзового двуглавого орла, закрасили панно-герб Приморского края, стены перекрасили в зеленый цвет. В 1996 году здание было полностью отреставрировано — ему вернули дореволюционный облик.


Вокзал — архитектурный памятник. Изнутри и снаружи он выдержан в едином старорусском стиле и напоминает царский терем. Узорчатые панели на стенах, глиняная японская плитка конца XIX века на полу, деревянные резные двери... В зале ожидания потолок украшает огромная фреска, посвященная истории Москвы и Приморья.

Владивосток

Фото: KadnikovValerii / Depositphotos

Конечный пункт Транссибирской магистрали, протянувшейся через всю Россию от Москвы до Владивостока. По этому маршруту курсирует знаменитый поезд №1 «Россия».

Первый камень в фундамент заложил в 1891 году будущий император Николай II. В 1893 году состоялось торжественное открытие станции, отсюда ушел первый поезд. В 1912-м вокзал расширили, сделав похожим на Ярославский. Это символично, ведь оба вокзала — конечные точки Транссиба. К зданию во Владивостоке добавили второй этаж и две надстройки над путями.

В советскую эпоху с вокзала убрали бронзового двуглавого орла, закрасили панно-герб Приморского края, стены перекрасили в зеленый цвет. В 1996 году здание было полностью отреставрировано — ему вернули дореволюционный облик.

Вокзал — архитектурный памятник. Изнутри и снаружи он выдержан в едином старорусском стиле и напоминает царский терем. Узорчатые панели на стенах, глиняная японская плитка конца XIX века на полу, деревянные резные двери... В зале ожидания потолок украшает огромная фреска, посвященная истории Москвы и Приморья.

Первый поезд пришел в Сургут в 1975 году, а уже через три года здесь построили вокзал. Это было небольшое деревянное здание. Современный вокзал возвели в 1988 году по проекту архитектора Владимира Авксентюка. Вокзал выдержан в модернистском стиле — это своеобразный амфитеатр, вписанный в прямоугольник. Со стороны путей фасад остеклен, со стороны города — глухой. Подобный вокзал стоит в Павлодаре.


Сургутский железнодорожный вокзал отличают масштабные мозаики. Со стороны путей пассажиров встречает композиция из четырех фигур, символизирующих «муз» сурового края: Тайгу, Воду, Энергию и Нефть. Внутри можно полюбоваться мозаичным панно с картой города, украшенной изображениями буровых вышек, геологов и лесных обитателей. Со стороны города фасад украшают мозаики на тему освоения Севера.


Вокзал не слишком нравится местным жителям, и уже не первый год идут разговоры о его полной реконструкции. Планируется, что она начнется в 2017 году, после чего у вокзала появится дополнительный этаж и фасад нового дизайна.

Сургут

Фото: Ayrat A. / Flickr

Первый поезд пришел в Сургут в 1975 году, а уже через три года здесь построили вокзал. Это было небольшое деревянное здание. Современный вокзал возвели в 1988 году по проекту архитектора Владимира Авксентюка. Вокзал выдержан в модернистском стиле — это своеобразный амфитеатр, вписанный в прямоугольник. Со стороны путей фасад остеклен, со стороны города — глухой. Подобный вокзал стоит в Павлодаре.

Сургутский железнодорожный вокзал отличают масштабные мозаики. Со стороны путей пассажиров встречает композиция из четырех фигур, символизирующих «муз» сурового края: Тайгу, Воду, Энергию и Нефть. Внутри можно полюбоваться мозаичным панно с картой города, украшенной изображениями буровых вышек, геологов и лесных обитателей. Со стороны города фасад украшают мозаики на тему освоения Севера.

Вокзал не слишком нравится местным жителям, и уже не первый год идут разговоры о его полной реконструкции. Планируется, что она начнется в 2017 году, после чего у вокзала появится дополнительный этаж и фасад нового дизайна.

Железнодорожный вокзал Самары был построен в 2001-м вместо старого здания 1876 года.


Самарский вокзал — самый высокий железнодорожный вокзал в Европе, высота вместе со шпилем — 101 метр.


На четвертом этаже (равнозначном восемнадцатому в обычном доме) на высоте 95 метров расположена смотровая площадка-балкон. Отсюда открывается вид на город, Жигулевские горы и Волгу. Попасть на смотровую площадку можно лишь с экскурсией. Кроме того, на втором этаже находится исторический музей Куйбышевской магистрали.

Самара

Фото: Юрий Стрелец / РИА Новости

Железнодорожный вокзал Самары был построен в 2001-м вместо старого здания 1876 года.

Самарский вокзал — самый высокий железнодорожный вокзал в Европе, высота вместе со шпилем — 101 метр.

На четвертом этаже (равнозначном восемнадцатому в обычном доме) на высоте 95 метров расположена смотровая площадка-балкон. Отсюда открывается вид на город, Жигулевские горы и Волгу. Попасть на смотровую площадку можно лишь с экскурсией. Кроме того, на втором этаже находится исторический музей Куйбышевской магистрали.

Вокзал Екатеринбурга — крупнейший в России после московских и петербургских собратьев. Он обслуживает и электрички, и поезда дальнего следования. 


Вокзал — крупный транспортный узел, введенный в строй в 1878 году, во время строительства Транссибирской магистрали. Старое здание вокзала находится рядом с новым, в нем расположен Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. На площади перед зданием установлен памятник воинам-танкистам и труженикам тыла, получивший народное название «Под варежкой» — за выразительную руку рабочего в рукавице. Около памятника пассажиры назначают встречи перед отправлением поезда. 


Новое здание было построено в 1914 году, в 1939-м надстроили второй этаж и колоннаду, а в 60-е — новые помещения. В 2001 году была проведена полная реконструкция. До 2010 года вокзал назывался Свердловск-Пассажирский. В ходе реконструкции в залах ожидания появились фрески-росписи, посвященные основным событиям истории Урала: освоение Сибири, Ирбитская ярмарка, паровоз Черепановых, расстрел царской семьи, строительство Уралмаша и другие.

Екатеринбург

Фото: Анна Омельченко / Фотобанк Лори

Вокзал Екатеринбурга — крупнейший в России после московских и петербургских собратьев. Он обслуживает и электрички, и поезда дальнего следования.

Вокзал — крупный транспортный узел, введенный в строй в 1878 году, во время строительства Транссибирской магистрали. Старое здание вокзала находится рядом с новым, в нем расположен Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. На площади перед зданием установлен памятник воинам-танкистам и труженикам тыла, получивший народное название «Под варежкой» — за выразительную руку рабочего в рукавице. Около памятника пассажиры назначают встречи перед отправлением поезда.

Новое здание было построено в 1914 году, в 1939-м надстроили второй этаж и колоннаду, а в 60-е — новые помещения. В 2001 году была проведена полная реконструкция. До 2010 года вокзал назывался Свердловск-Пассажирский. В ходе реконструкции в залах ожидания появились фрески-росписи, посвященные основным событиям истории Урала: освоение Сибири, Ирбитская ярмарка, паровоз Черепановых, расстрел царской семьи, строительство Уралмаша и другие.

Железнодорожный вокзал в Тынде — один из самых красивых в Амурской области. Саму Тынду называли столицей БАМа, поэтому и вокзал решено было построить достойным главного города. Первое здание было деревянным, одноэтажным и категорически не справлялось с растущим пассажиропотоком. Новый вокзал был спроектирован московскими архитекторами и открыт в 1986 году. Архитектурная форма у здания вокзала очень сложная: это лебедь, развернувший крылья. Высота башен — 48 метров, это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке. Стены зала ожидания украшены картинами, а около касс — фонтан «Весенняя красота». Недавно вокзал отремонтировали и обновили интерьер.


На площади перед вокзалом стоит памятник герою Великой Отечественной войны, железнодорожнику Виктору Мирошниченко, а также паровоз-памятник Еа-3246, установленный в честь 30-летия БАМа.

Тында

Фото: Марина Старцева / Фотобанк Лори

Железнодорожный вокзал в Тынде — один из самых красивых в Амурской области. Саму Тынду называли столицей БАМа, поэтому и вокзал решено было построить достойным главного города. Первое здание было деревянным, одноэтажным и категорически не справлялось с растущим пассажиропотоком. Новый вокзал был спроектирован московскими архитекторами и открыт в 1986 году. Архитектурная форма у здания вокзала очень сложная: это лебедь, развернувший крылья. Высота башен — 48 метров, это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке. Стены зала ожидания украшены картинами, а около касс — фонтан «Весенняя красота». Недавно вокзал отремонтировали и обновили интерьер.

На площади перед вокзалом стоит памятник герою Великой Отечественной войны, железнодорожнику Виктору Мирошниченко, а также паровоз-памятник Еа-3246, установленный в честь 30-летия БАМа.

В 1860-х годах, когда строилась железная дорога одновременно из Москвы и Смоленска, вокзал назывался Смоленским, затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским. Инженер Иван Струков в 1912 году возвел замечательное здание в неоклассическом стиле, с элементами ампира и готики. Неповторимый облик вокзала до сих пор привлекает кинематографистов.


На Белорусском вокзале встречали летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова, исследователей Северного полюса во главе с Иваном Папаниным, зарубежные делегации и, конечно, солдат-победителей в 1945 году. В 1941-м отсюда уходили эшелоны на фронт, здесь же в первый раз прозвучала песня «Священная война». В здании вокзала есть Воинский зал и музей.


Вокзал всегда был хорошо оснащен технически. В начале XX века именно на Белорусском вокзале установили первые автоматы по продаже билетов. Города Варшава, Берлин, Париж, Ницца в расписании поездов — вещь привычная. Это московское окно в Европу и удобный пересадочный узел для пассажиров аэропорта Шереметьево, куда ходит аэроэкспресс.

Белорусский вокзал, Москва

Фото: Владимир Журавлев / Фотобанк Лори

В 1860-х годах, когда строилась железная дорога одновременно из Москвы и Смоленска, вокзал назывался Смоленским, затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским. Инженер Иван Струков в 1912 году возвел замечательное здание в неоклассическом стиле, с элементами ампира и готики. Неповторимый облик вокзала до сих пор привлекает кинематографистов.

На Белорусском вокзале встречали летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова, исследователей Северного полюса во главе с Иваном Папаниным, зарубежные делегации и, конечно, солдат-победителей в 1945 году. В 1941-м отсюда уходили эшелоны на фронт, здесь же в первый раз прозвучала песня «Священная война». В здании вокзала есть Воинский зал и музей.

Вокзал всегда был хорошо оснащен технически. В начале XX века именно на Белорусском вокзале установили первые автоматы по продаже билетов. Города Варшава, Берлин, Париж, Ницца в расписании поездов — вещь привычная. Это московское окно в Европу и удобный пересадочный узел для пассажиров аэропорта Шереметьево, куда ходит аэроэкспресс.

Строительство нового здания вокзала в Адлере началось в ноябре 2010 года. Проект был разработан НПО «Мостовик» совместно с немецким архитектурным бюро GMP. Здание разделено на морскую и городскую части. На кровле автостоянки установлены солнечные батареи. Вокзал обслуживает три-пять тысяч пассажиров в час, а в день открытия Олимпийских игр нагрузка возросла до 20 тысяч пассажиров в час. Вокзал в Адлере считается одним из самых современных и оригинальных в России.

Адлер

Фото: Сергей Фомин / Globallookpress.com

Строительство нового здания вокзала в Адлере началось в ноябре 2010 года. Проект был разработан НПО «Мостовик» совместно с немецким архитектурным бюро GMP. Здание разделено на морскую и городскую части. На кровле автостоянки установлены солнечные батареи. Вокзал обслуживает три-пять тысяч пассажиров в час, а в день открытия Олимпийских игр нагрузка возросла до 20 тысяч пассажиров в час. Вокзал в Адлере считается одним из самых современных и оригинальных в России.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше