В Доме И.С. Остроухова в Трубниках работает выставка «Квартирный вопрос», посвященная литературному быту и творчеству русских писателей советского периода. Организаторы проекта предлагают понимать название как метафору и не только взглянуть на подлинные вещи Фадеева, Твардовского, Мандельштама, Цветаевой и других литераторов 1920-1970-х годов, но и проследить, как в ХХ веке в Советской России сузилось пространство личной свободы писателя, его индивидуального творческого выбора. Как в это время соотносились домашний обиход и литературный процесс, поэтика и линия партии, творческие принципы писателя и его бытовые обстоятельства ― рассказывает один из кураторов выставки Анна Рудник.
Фото: Наталья Кочеткова
Справа от двери подлинные таблички с квартир А.В. Луначарского и Бриков-Маяковского.
Фото: Наталья Кочеткова
До Первого съезда советских писателей (1934 год) благодаря наркому просвещения А.В. Луначарскому литературная жизнь в России была все еще пестрой и насыщенной: символисты, акмеисты, имажинисты, лефовцы, конструктивисты, ничевоки писали и спорили о литературе. Еще срабатывала инерция Серебряного века, когда творчество было свободным.
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
В 1932 году вышло постановление о реорганизации литературных объединений. К этому времени Максим Горький окончательно возвращается в Россию. Сталин сам подыскивает ему жилье и отдает особняк у Никитских ворот. Там Сталин собирал писателей. Это были кулуарные секретные сходки. Литераторы пробирались туда, прижимаясь к стенам и делая вид, что не узнают друг друга. Критик Корнелий Зелинский вспоминал обещание Сталина дать писателям все ― квартиры, гостиницы, дома творчества, библиотеки. Потому что писатели производят нужный товар ― они делают души людей. Когда в начале 1960-х в СССР приехал американский поэт Роберт Фрост, он спросил у Хрущева, почему писатели живут колониями, как птицы на скалах. Ведь писатели должны жить среди своих читателей. Однако практика писательских селений укоренилась: писательские квартиры появились в Доме Герцена («Грибоедове») на Тверском бульваре, д. 25, в общежитии молодых писателей на Покровке, д. 3, в Лаврушинском переулке, д. 17, были заселены дачи в переделкинском поселке писателей.
Фото: Наталья Кочеткова
В своей квартире в Нащокинском переулке поэт не прожил и года. Накануне его ареста к Осипу Эмильевичу и Надежде Яковлевне приехала Анна Ахматова. Наутро после ареста Мандельштама Надежда Яковлевна хотела собрать разбросанные бумаги в сундучок, где они обычно хранились. Анна Андреевна остановила ее. Она пережила арест мужа (Николая Пунина) и сына (Льва Гумилева) и знала, что обыск будет произведен еще раз. Если увидят, что вещи не собраны, искать почти не будут. Искали стихи о Сталине. В результате все случилось так, как предсказала Ахматова. Спасенные рукописи потом Надежда Яковлевна, Анна Андреевна и Елена Сергеевна Булгакова в авоськах и кульках разнесли по разным квартирам ― так удалось спасти архив Осипа Мандельштама.
Фото: Наталья Кочеткова
В 1939 году Марина Цветаева возвращается из эмиграции, но в Москве ей негде жить. Она живет по разным квартирам и углам: у сестры мужа Елизаветы Эфрон, у критика Анатолия Тарасенкова. Она сама и Борис Пастернак пишут письма Петру Павленко, который возглавлял тогда Союз писателей, с просьбой найти ей жилье. Однако просьба осталась без ответа ― квартиру так и не дали. Марина Цветаева приехала в Москву с корзиной и сундуком. Лежащий в корзине плед Марина Ивановна послала дочери Ариадне в лагерь, когда та была арестована.
Фото: Наталья Кочеткова
Художник: Л.М. Борисова
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
А.Н. Толстой, «красный граф», был одним из тех, кто согласился на выполнение социального заказа. На официальных бланках он просит отремонтировать его машину...
Фото: Наталья Кочеткова
...и продать кур для его дачи.
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
Депутатские и писательские «корочки» подтверждали не только профессиональный статус, но и давали возможность приобщиться к таким социальным благам, как кафе писателей и столовая Мосгорисполкома.
Фото: Наталья Кочеткова
Фото: Наталья Кочеткова
Среди представленных на выставке документов есть письмо М.А. Булгакова советскому правительству, в котором он просит дать ему работать во МХАТе или выпустить его за границу. Правительство выбрало МХАТ.
Фото: Наталья Кочеткова
Платонов жил бедно, но были Сыромятнические склады, куда свозили конфискат из богатых домов. И членам Союза писателей (Платонов им был, пока не исключили) было разрешено там брать мебель для личных нужд. Так у Платонова появилась эта конторка.
Фото: Наталья Кочеткова
В левом углу стола карельской березы стоял портрет А.С. Пушкина.
Фото: Наталья Кочеткова
В правом ― фотография И.В. Сталина.
Фото: Наталья Кочеткова
В центре ― писчий набор в виде Кремля. Автор «Разгрома» и «Молодой гвардии» в конце жизни, незадолго до самоубийства говорил, что на этой земле боялся двух людей: маму и Сталина. В предсмертном письме он признавал, что поздно понял, сколько талантов было загублено советской властью.
Фото: Наталья Кочеткова
Автор «Василия Теркина», дважды главный редактор «Нового мира», публикатор «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына умер от рака легких вскоре после того, как во второй раз вынужден был покинуть кресло главреда.
Фото: Наталья Кочеткова
К.М. Симонов, как и А.А. Фадеев, ― человек непростой судьбы. С одной стороны, участвовал в деле Б.Л. Пастернака и одним из первых подписал постановление о его исключении из Союза писателей. С другой, по воспоминаниям его сына Алексея, на склоне лет признавался, что не был настоящим писателем. Мог бы им стать, но теперь уже поздно. Благодаря Симонову снова начали публиковать Маяковского. Он инициировал публикацию текстов Булгакова, организовал первую выставку Татлина в Советской России.