Японский передовой Как менялся празднующий 70-летний юбилей Такэси Китано

12 фото

Свой 70-летний юбилей отмечает Такэси Китано — возможно, самый известный в глобальных масштабах действующий японский кинематографист (за исключением, пожалуй, только Хаяо Миядзаки и при всем уважении к Такаси Миике, Сиону Соно и Киеси Куросаве). Впрочем, карьера Китано началась задолго до признания европейских фестивалей и зрителей артхауса и успела пережить не одну трансформацию: комик-скандалист, телеведущий, режиссер якудза-боевиков и критик якудза-мировоззрения, продюсер, художник, поэт. Главные ипостаси японской звезды — в галерее «Ленты.ру».

Свою карьеру Китано начал комиком, причем выступал в токийских стрип-клубах и лапшичных из района Асакуса, но уже к началу 1970-х оказался на ТВ, где быстро стал звездой в составе дуэта «Два Бита» (Бит Такэси и Бит Киеси). Спустя десятилетия он на время вернется к тому же типу провокационной, безжалостной комедии в своем фильме «Снял кого-нибудь?» — нескромном шедевре озабоченного абсурдизма.

Кадр из фильма «Снял кого-нибудь?»

Свою карьеру Китано начал комиком, причем выступал в токийских стрип-клубах и лапшичных из района Асакуса, но уже к началу 1970-х оказался на ТВ, где быстро стал звездой в составе дуэта «Два Бита» (Бит Такэси и Бит Киеси). Спустя десятилетия он на время вернется к тому же типу провокационной, безжалостной комедии в своем фильме «Снял кого-нибудь?» — нескромном шедевре озабоченного абсурдизма.

Сниматься в кино Китано начал уже в 1970-х — в основном в проходных, не прошедших проверку временем комедиях. Первая серьезная роль пришлась на фильм Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», где актер сыграл жесткого сержанта в японском лагере для военнопленных. Первые зрители, впрочем, все равно взрывались хохотом при каждом появлении Китано в кадре.

Кадр из фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс»

Сниматься в кино Китано начал уже в 1970-х — в основном в проходных, не прошедших проверку временем комедиях. Первая серьезная роль пришлась на фильм Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», где актер сыграл жесткого сержанта в японском лагере для военнопленных. Первые зрители, впрочем, все равно взрывались хохотом при каждом появлении Китано в кадре.

Китано был одной из первых знаменитостей, оценивших потенциал видеоигр — как минимум маркетинговый: скроллер Takeshi no Chōsenjō вышел еще в 1986-м. Правда, не то чтобы актер перетрудился, сотрудничая с разработчиками: сюжет о клерке, ищущем клад на довольно сюрреалистичном острове, был набросан им всего за час. Takeshi no Chōsenjō регулярно входит в рейтинги худших видеоигр в истории.

Изображение: скриншот Takeshi no Chōsenjō

Китано был одной из первых знаменитостей, оценивших потенциал видеоигр — как минимум маркетинговый: скроллер Takeshi no Chōsenjō вышел еще в 1986-м. Правда, не то чтобы актер перетрудился, сотрудничая с разработчиками: сюжет о клерке, ищущем клад на довольно сюрреалистичном острове, был набросан им всего за час. Takeshi no Chōsenjō регулярно входит в рейтинги худших видеоигр в истории.

Постоянная для фильмов Китано тема этического конфликта — стоят ли благородные цели жестоких средств достижения — эффектно раскрывается уже в первой его работе в качестве постановщика. К слову, снимать «Жестокого полицейского» Китано стал вследствие обстоятельств — когда из проекта выбыл Киндзи Фукусаку.

Кадр из фильма «Жестокий полицейский»

Постоянная для фильмов Китано тема этического конфликта — стоят ли благородные цели жестоких средств достижения — эффектно раскрывается уже в первой его работе в качестве постановщика. К слову, снимать «Жестокого полицейского» Китано стал вследствие обстоятельств — когда из проекта выбыл Киндзи Фукусаку.

В своих первых режиссерских фильмах Китано часто амбивалентен в отношении насилия — и не без романтизма изображает жестокий мир якудза и криминала. Определенный перелом пришелся на плохо принятую в Японии, но отобранную в конкурс Канн «Сонатину», в которой перед зрителем предстает полноценный экзистенциальный кризис тонущего в крови гангстера — в сущности, безвыходный.

Кадр из фильма «Сонатина»

В своих первых режиссерских фильмах Китано часто амбивалентен в отношении насилия — и не без романтизма изображает жестокий мир якудза и криминала. Определенный перелом пришелся на плохо принятую в Японии, но отобранную в конкурс Канн «Сонатину», в которой перед зрителем предстает полноценный экзистенциальный кризис тонущего в крови гангстера — в сущности, безвыходный.

После пережитого в середине 1990-х ДТП на мотоцикле Китано не только заработал паралич правой половины лица (быстро ставший элементом его актерской игры), но и начал заниматься искусством. В «Фейерверке», еще одной драме о тяжелом грузе, которым ложится на сознание полное насилия прошлое, именно картины самого Китано служат эмоциональными и смысловыми контрапунктами.

Кадр из фильма «Фейерверк»

После пережитого в середине 1990-х ДТП на мотоцикле Китано не только заработал паралич правой половины лица (быстро ставший элементом его актерской игры), но и начал заниматься искусством. В «Фейерверке», еще одной драме о тяжелом грузе, которым ложится на сознание полное насилия прошлое, именно картины самого Китано служат эмоциональными и смысловыми контрапунктами.

Возможно, самый пронзительный выход Китано как актера и режиссера: сентиментальное роуд-муви о путешествии пожилого якудзы и мечтающего встретить маму школьника. Это настоящая ода аутсайдерам всех возрастов и бэкграундов — причем явно выстраданная: своему персонажу Китано дал имя собственного непутевого отца.

Кадр из фильма «Кикуджиро»

Возможно, самый пронзительный выход Китано как актера и режиссера: сентиментальное роуд-муви о путешествии пожилого якудзы и мечтающего встретить маму школьника. Это настоящая ода аутсайдерам всех возрастов и бэкграундов — причем явно выстраданная: своему персонажу Китано дал имя собственного непутевого отца.

Спустя одиннадцать лет после несостоявшегося сотрудничества на «Жестоком полицейском» Китано все-таки вернул должок Киндзи Фукасаку, сыграв инфернального ведущего кровавой игры на выживание в его «Королевской битве». После этого фильма за пределами Японии об актере узнали даже те, кто не выносит ни фестивальное кино, ни гангстерские драмы.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Спустя одиннадцать лет после несостоявшегося сотрудничества на «Жестоком полицейском» Китано все-таки вернул должок Киндзи Фукасаку, сыграв инфернального ведущего кровавой игры на выживание в его «Королевской битве». После этого фильма за пределами Японии об актере узнали даже те, кто не выносит ни фестивальное кино, ни гангстерские драмы.

А вот и, пожалуй, единственный в карьере заход Китано на территорию чисто развлекательного кино — костюмный боевик, вернувший на экраны одного из самых популярных персонажей в истории японской поп-культуры. Конечно же, слепого бойца Затойчи Китано сыграл сам.

Кадр из фильма «Затойчи»

А вот и, пожалуй, единственный в карьере заход Китано на территорию чисто развлекательного кино — костюмный боевик, вернувший на экраны одного из самых популярных персонажей в истории японской поп-культуры. Конечно же, слепого бойца Затойчи Китано сыграл сам.

Устав от гангстерских драм, Китано взялся за деконструкцию как собственного образа на телевидении, так и своей режиссерской карьеры — и она растянулась на три фильма: «Такешиз», «Банзай, режиссер!» и «Ахиллес и черепаха». Абсурдистские гэги, впечатляющая самоирония, доведенная до предела рефлексия о предназначении и сущности искусства как такового.

Кадр из фильма «Банзай, режиссер!»

Устав от гангстерских драм, Китано взялся за деконструкцию как собственного образа на телевидении, так и своей режиссерской карьеры — и она растянулась на три фильма: «Такешиз», «Банзай, режиссер!» и «Ахиллес и черепаха». Абсурдистские гэги, впечатляющая самоирония, доведенная до предела рефлексия о предназначении и сущности искусства как такового.

Дилогия «Беспредел» подавалась как возвращение Китано к его любимому жанру якудза-боевика — и на удивление лишена той разочарованности в насилии, которая ощущается даже в его ранних фильмах. Заметны и некоторые изменения в методах режиссера — он в куда большей степени, чем прежде, полагается на диалоги и на актерский ансамбль, не стесняясь уходить на второй план.

Кадриз фильма «Беспредел»

Дилогия «Беспредел» подавалась как возвращение Китано к его любимому жанру якудза-боевика — и на удивление лишена той разочарованности в насилии, которая ощущается даже в его ранних фильмах. Заметны и некоторые изменения в методах режиссера — он в куда большей степени, чем прежде, полагается на диалоги и на актерский ансамбль, не стесняясь уходить на второй план.

В 70 лет Китано остается одной из главных звезд японского телевидения и ведет сразу несколько шоу самого разного, но преимущественно пародийного характера. Недавно в новостные сводки всего мира попало его перевоплощение в главную фигуру 2016 года — Дональда Трампа.

Кадр из телешоу The Apprentice: You're Fired!

В 70 лет Китано остается одной из главных звезд японского телевидения и ведет сразу несколько шоу самого разного, но преимущественно пародийного характера. Недавно в новостные сводки всего мира попало его перевоплощение в главную фигуру 2016 года — Дональда Трампа.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше