Кино в эпоху Оруэлла Русский допинг, осада Алеппо и другие сюжеты фильмов-победителей «Сандэнса»

16 фото

В американском Парк-сити закончился фестиваль «Сандэнс» — главный смотр независимого кино из Америки (и не только), в иерархии крупнейших кинофорумов мира уступающий лишь Каннам, Венеции и Берлину. «Сандэнс» при этом оперативнее всех других фестивалей реагирует на дух времени и перемены в индустрии: первым ввел в свою программу не только фильмы, но и сериалы, в последнее время активно развивает тему VR-контента, а в этом году отреагировал на феномен постправды, фальшивых новостей и альтернативных фактов присуждением нового приза — имени Джорджа Оруэлла. В галерее «Ленты.ру» — его обладатель и другие лауреаты «Сандэнса»-2017.

Конкурс «Сандэнса» делится не только на игровую и документальную программу, но и, по национальному принципу, на американскую и международную секцию. В последней приз за лучший сценарий достался тайскому роуд-муви о печальном путешествии человека и слона по кличке Попай через переживающую бурные перемены страну.

«Попай» (Pop Aye), режиссер — Кирстен Тан, лучший сценарий международного игрового конкурса

Кадр: фильм «Попай»

Конкурс «Сандэнса» делится не только на игровую и документальную программу, но и, по национальному принципу, на американскую и международную секцию. В последней приз за лучший сценарий достался тайскому роуд-муви о печальном путешествии человека и слона по кличке Попай через переживающую бурные перемены страну.

Главным триумфатором международной документальной секции стала картина, что называется, на злобу дня. Сирийско-датский фильм запечатлевает будни «Белых касок» — волонтеров-активистов, которые первыми приходили на помощь жертвам бомбежек и терактов в осажденном Алеппо. Несмотря на репортажную манеру съемки, пресса хвалит «Последних людей» за то, что они разворачиваются как классическая трагедия.

«Последние люди в Алеппо» (Last Men in Aleppo), режиссеры — Фирас Файаад, Стин Йоханессен, большой приз жюри международного документального конкурса

Кадр: фильм «Последние люди в Алеппо»

Главным триумфатором международной документальной секции стала картина, что называется, на злобу дня. Сирийско-датский фильм запечатлевает будни «Белых касок» — волонтеров-активистов, которые первыми приходили на помощь жертвам бомбежек и терактов в осажденном Алеппо. Несмотря на репортажную манеру съемки, пресса хвалит «Последних людей» за то, что они разворачиваются как классическая трагедия.

Основным и самым представительным, впрочем, конкурсом «Сандэнса» считается американская игровая секция. Одним из ее главных открытий в этом году оказалась тревожная, брутальная драма Элайзы Хиттман о подростке-гее со злых улиц Бруклина, который пытается примириться с собственной сексуальной ориентацией и одновременно не растерять уважение дружбанов — с катастрофическими последствиями.

«Пляжные крысы» (Beach Rats), режиссер — Элайза Хиттман, лучшая режиссура в американском игровом конкурсе

Кадр: фильм «Пляжные крысы»

Основным и самым представительным, впрочем, конкурсом «Сандэнса» считается американская игровая секция. Одним из ее главных открытий в этом году оказалась тревожная, брутальная драма Элайзы Хиттман о подростке-гее со злых улиц Бруклина, который пытается примириться с собственной сексуальной ориентацией и одновременно не растерять уважение дружбанов — с катастрофическими последствиями.

«Сандэнс» всегда лучше неповоротливых европейских фестивалей чувствовал и реагировал на веяния времени. Вот и на пропаганду с ложью, которые все чаще подменяют правду как в СМИ, так и в устах сильных мира сего, форум отреагировал введением приза имени Оруэлла. Его первым обладателем стала противоречивая документальная лента «Икар» — режиссер которой пытался повторить в кадре допинг-режим Лэнса Армстронга, познакомился с Григорием Родченковым и вдруг оказался в эпицентре допинг-скандала в российском спорте.

«Икар» (Icarus), режиссер — Бен Фогель, приз имени Оруэлла американского документального конкурса

Кадр: фильм «Икар»

«Сандэнс» всегда лучше неповоротливых европейских фестивалей чувствовал и реагировал на веяния времени. Вот и на пропаганду с ложью, которые все чаще подменяют правду как в СМИ, так и в устах сильных мира сего, форум отреагировал введением приза имени Оруэлла. Его первым обладателем стала противоречивая документальная лента «Икар» — режиссер которой пытался повторить в кадре допинг-режим Лэнса Армстронга, познакомился с Григорием Родченковым и вдруг оказался в эпицентре допинг-скандала в российском спорте.

Россыпь призов «Сандэнса» так обширна, что часто некоторые из них вовсе не гарантируют будущего удовлетворения при просмотре. В этом смысле куда надежнее тех наград, что вручают жюри, призы зрительских симпатий. В международном игровом конкурсе такой достался метафорической мексиканской драме о затянувшейся на полвека ссоре двух последних носителей умирающего индейского языка — и городских гостях, которые берутся их помирить.

«В моих снах звучит другой язык» (Sueno en otro idioma), режиссер — Эрнесто Контрерас, приз зрительских симпатий международного игрового конкурса

Кадр: фильм «В моих снах звучит другой язык»

Россыпь призов «Сандэнса» так обширна, что часто некоторые из них вовсе не гарантируют будущего удовлетворения при просмотре. В этом смысле куда надежнее тех наград, что вручают жюри, призы зрительских симпатий. В международном игровом конкурсе такой достался метафорической мексиканской драме о затянувшейся на полвека ссоре двух последних носителей умирающего индейского языка — и городских гостях, которые берутся их помирить.

Главный приз в международном конкурсе игрового кино достался фильму довольно известного шведского режиссера Тарика Салеха (его «Метропия» была в конкурсе Венеции, а клип для певицы Lykke Li стал хитом YouTube) — причем снятому на арабском. Действие этого нильского нуара разворачивается накануне протестов 2011 года в элитном отеле Каира, где продажный коп пытается, себе на беду, расследовать убийство певицы, приходившейся любовницей депутату парламента.

«Инцидент в Нил Хилтон» (The Nile Hilton Incident), режиссер — Тарик Салех, большой приз жюри международного игрового конкурса

Кадр: фильм «Инцидент в Нил Хилтон»

Главный приз в международном конкурсе игрового кино достался фильму довольно известного шведского режиссера Тарика Салеха (его «Метропия» была в конкурсе Венеции, а клип для певицы Lykke Li стал хитом YouTube) — причем снятому на арабском. Действие этого нильского нуара разворачивается накануне протестов 2011 года в элитном отеле Каира, где продажный коп пытается, себе на беду, расследовать убийство певицы, приходившейся любовницей депутату парламента.

Типичный сандэнсовский материал — бойкая и броская сатира на современный мир, помешавшийся на лайках, эмодзи и подписчиках в соцсетях. Главная героиня (ее сыграла Обри Плаза), страдающая обсессивным расстройством, отправляется в Калифорнию, чтобы подружиться с проповедующей роскошный и беззаботный образ жизни звездой Instagram.

«Ингрид едет на запад» (Ingrid Goes West), режиссер — Мэтт Спайсер, лучший сценарий американского игрового конкурса

Кадр: фильм «Ингрид едет на запад»

Типичный сандэнсовский материал — бойкая и броская сатира на современный мир, помешавшийся на лайках, эмодзи и подписчиках в соцсетях. Главная героиня (ее сыграла Обри Плаза), страдающая обсессивным расстройством, отправляется в Калифорнию, чтобы подружиться с проповедующей роскошный и беззаботный образ жизни звездой Instagram.

Основанная на реальных событиях — и судя по зрительской любви, нажимающая на правильные эмоциональные точки — драма Мэтта Раскина рассказывает о судьбе Колина Уорнера, в 1980-м невинно осужденного за убийство в бруклинском гетто Краун-хайтс. Путь парня на свободу затянется на десятилетия. Режиссеру Раскину повезло как заслужить доверие самого Уорнера, так и заинтересовать его ролью Лакита Стэнфилда, актера-харизматика, которого не нужно представлять поклонникам сериала «Атланта» (где Стэнфилд играет укурка-философа Дариуса).

«Краун-хайтс» (Crown Heights), режиссер — Мэтт Раскин, приз зрительских симпатий американского игрового конкурса

Кадр: фильм «Краун-хайтс»

Основанная на реальных событиях — и судя по зрительской любви, нажимающая на правильные эмоциональные точки — драма Мэтта Раскина рассказывает о судьбе Колина Уорнера, в 1980-м невинно осужденного за убийство в бруклинском гетто Краун-хайтс. Путь парня на свободу затянется на десятилетия. Режиссеру Раскину повезло как заслужить доверие самого Уорнера, так и заинтересовать его ролью Лакита Стэнфилда, актера-харизматика, которого не нужно представлять поклонникам сериала «Атланта» (где Стэнфилд играет укурка-философа Дариуса).

Джефф Орловски пару лет назад снял нашумевшую ленту «Погоня за ледниками», наглядно демонстрирующую эффект глобального потепления на мировые льды. В своеобразном сиквеле той картины Орловски отправился уже бить в набат по поводу состояния коралловой экосистемы — которая по всей планете стремительно гибнет из-за парниковых газов.

«Погоня за кораллами» (Chasing Coral), режиссер — Джефф Орловски, приз зрительских симпатий американского документального конкурса

Кадр: фильм «Погоня за кораллами»

Джефф Орловски пару лет назад снял нашумевшую ленту «Погоня за ледниками», наглядно демонстрирующую эффект глобального потепления на мировые льды. В своеобразном сиквеле той картины Орловски отправился уже бить в набат по поводу состояния коралловой экосистемы — которая по всей планете стремительно гибнет из-за парниковых газов.

Главный приз всего «Сандэнса» достался режиссерскому дебюту актера Мэйкона Блэра (он снимался в культовом прошлогоднем панк-хорроре «Зеленая комната»), который как постановщик уже успел заслужить сравнения с братьями Коэн и Содербергом. Мелани Лински и Элайджа Вуд играют грустную медсестру и ее соседа-эксцентрика — не представляя последствий, они пускаются на поиски грабителей, обчистивших дом героини.

«В этом мире я больше не чувствую себя дома» (I Don't Feel at Home in this World Anymore), режиссер — Мэйкон Блэр, большой приз жюри американского игрового конкурса

Кадр: фильм «В этом мире я больше не чувствую себя дома»

Главный приз всего «Сандэнса» достался режиссерскому дебюту актера Мэйкона Блэра (он снимался в культовом прошлогоднем панк-хорроре «Зеленая комната»), который как постановщик уже успел заслужить сравнения с братьями Коэн и Содербергом. Мелани Лински и Элайджа Вуд играют грустную медсестру и ее соседа-эксцентрика — не представляя последствий, они пускаются на поиски грабителей, обчистивших дом героини.

Если остальные лауреаты «Сандэнса» критиков и зрителей разделили, найдя не только почитателей. но и противников, то любовь к победителю американской док-секции «Дине» оказалась почти всеобщей. Проникновенная, ироничная и при этом лишенную спекуляции история о любви двух немолодых людей с синдромом Аспергера — любви, которую немного омрачает неопытность партнера в делах постельных.

«Дина» (Dina), режиссеры — Дэн Сиклз, Антонио Сантини, большой приз жюри американского документального конкурса

Кадр: фильм «Дина»

Если остальные лауреаты «Сандэнса» критиков и зрителей разделили, найдя не только почитателей. но и противников, то любовь к победителю американской док-секции «Дине» оказалась почти всеобщей. Проникновенная, ироничная и при этом лишенную спекуляции история о любви двух немолодых людей с синдромом Аспергера — любви, которую немного омрачает неопытность партнера в делах постельных.

Режиссерский приз в программе нон-фикшна со всего света достался заслуженной постановщице исторического дока Паскаль Ламше (пару лет назад она даже сняла для французского ТВ ленту о Сталинградской битве). «Винни» представляет собой многослойный, разноплановый портрет одной из самых значительных первых леди в мировой истории — Винни Манделы, жены Нельсона.

«Винни» (Winnie), режиссер — Паскаль Ламше, лучшая режиссура международного документального конкурса

Кадр: фильм «Винни»

Режиссерский приз в программе нон-фикшна со всего света достался заслуженной постановщице исторического дока Паскаль Ламше (пару лет назад она даже сняла для французского ТВ ленту о Сталинградской битве). «Винни» представляет собой многослойный, разноплановый портрет одной из самых значительных первых леди в мировой истории — Винни Манделы, жены Нельсона.

Беспристрастное, лишенное навязчивой авторской позиции кино Рамоны Диас запечатлевает будни и быт, радости и нищету самого большого родильного дома планеты — который здесь выступает, конечно, моделью всего филиппинского государства. Наблюдательность и гуманизм Диас уже заслужили сравнения с великим документалистом Фредериком Уайзменом, также посвящавшим целые фильмы отдельным больницам, тюрьмам, школам, даже галереям.

«Родина» (Motherland), режиссер — Рамона С. Диас, спецприз жюри международного документального конкурса

Кадр: фильм «Родина»

Беспристрастное, лишенное навязчивой авторской позиции кино Рамоны Диас запечатлевает будни и быт, радости и нищету самого большого родильного дома планеты — который здесь выступает, конечно, моделью всего филиппинского государства. Наблюдательность и гуманизм Диас уже заслужили сравнения с великим документалистом Фредериком Уайзменом, также посвящавшим целые фильмы отдельным больницам, тюрьмам, школам, даже галереям.

«Полиция» — еще один, наряду с «Родиной» и «Последними людьми в Алеппо», образец «синема верите» (название этому, основанному на наблюдении жанру документалистики дала в свое время серия кинорепортажей Дзиги Вертова «Киноправда»), который удостоился приза «Сандэнса». Режиссер Никс показывает хронику попыток известного своей жестокостью департамента полиции Окленда стать ближе к народу — результат пресса описывает, как напряженный, пульсирующий в такт с духом времени триллер.

«Полиция» (The Force), режиссер — Питер Никс, лучшая режиссура американского документального конкурса

Кадр: фильм «Полиция»

«Полиция» — еще один, наряду с «Родиной» и «Последними людьми в Алеппо», образец «синема верите» (название этому, основанному на наблюдении жанру документалистики дала в свое время серия кинорепортажей Дзиги Вертова «Киноправда»), который удостоился приза «Сандэнса». Режиссер Никс показывает хронику попыток известного своей жестокостью департамента полиции Окленда стать ближе к народу — результат пресса описывает, как напряженный, пульсирующий в такт с духом времени триллер.

Алкоголь, случайный секс, замыкание в себе — так отвлекается от бесконечных дней на отцовской ферме (и от ощущения жизни, зашедшей в тупик) герой режиссерского дебюта британца Фрэнсиса Ли. Его жизнь изменится с появлением помощника по грязной фермерской работе — румына, которого йоркширский юноша встречает отчаянной ксенофобией.

«Страна самого бога» (God's Own Country), режиссер — Фрэнсис Ли, лучшая режиссура международного игрового конкурса

Кадр: фильм «Страна самого бога»

Алкоголь, случайный секс, замыкание в себе — так отвлекается от бесконечных дней на отцовской ферме (и от ощущения жизни, зашедшей в тупик) герой режиссерского дебюта британца Фрэнсиса Ли. Его жизнь изменится с появлением помощника по грязной фермерской работе — румына, которого йоркширский юноша встречает отчаянной ксенофобией.

«Сандэнс» и его зрители всегда ценили духоподъемные истории — и это касается не только драм с ромкомами, но и документальных лент. «Джошуа», портрет гонконгского тинейджера, в одиночку поднявшего кампанию протеста против китайской политики, безусловно, принадлежит именно к такому, заражающему оптимизмом и надеждой на лучшее, более справедливое будущее, типу кино.

«Джошуа: Подросток против власти» (Joshua: Teenager vs Superpower), режиссер — Джо Пискателла, приз зрительских симпатий международного документального конкурса

Кадр: фильм «Джошуа: Подросток против сильных мира сего»

«Сандэнс» и его зрители всегда ценили духоподъемные истории — и это касается не только драм с ромкомами, но и документальных лент. «Джошуа», портрет гонконгского тинейджера, в одиночку поднявшего кампанию протеста против китайской политики, безусловно, принадлежит именно к такому, заражающему оптимизмом и надеждой на лучшее, более справедливое будущее, типу кино.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше