В американском Парк-сити закончился фестиваль «Сандэнс» — главный смотр независимого кино из Америки (и не только), в иерархии крупнейших кинофорумов мира уступающий лишь Каннам, Венеции и Берлину. «Сандэнс» при этом оперативнее всех других фестивалей реагирует на дух времени и перемены в индустрии: первым ввел в свою программу не только фильмы, но и сериалы, в последнее время активно развивает тему VR-контента, а в этом году отреагировал на феномен постправды, фальшивых новостей и альтернативных фактов присуждением нового приза — имени Джорджа Оруэлла. В галерее «Ленты.ру» — его обладатель и другие лауреаты «Сандэнса»-2017.
Кадр: фильм «Попай»
Конкурс «Сандэнса» делится не только на игровую и документальную программу, но и, по национальному принципу, на американскую и международную секцию. В последней приз за лучший сценарий достался тайскому роуд-муви о печальном путешествии человека и слона по кличке Попай через переживающую бурные перемены страну.
Кадр: фильм «Последние люди в Алеппо»
Главным триумфатором международной документальной секции стала картина, что называется, на злобу дня. Сирийско-датский фильм запечатлевает будни «Белых касок» — волонтеров-активистов, которые первыми приходили на помощь жертвам бомбежек и терактов в осажденном Алеппо. Несмотря на репортажную манеру съемки, пресса хвалит «Последних людей» за то, что они разворачиваются как классическая трагедия.
Кадр: фильм «Пляжные крысы»
Основным и самым представительным, впрочем, конкурсом «Сандэнса» считается американская игровая секция. Одним из ее главных открытий в этом году оказалась тревожная, брутальная драма Элайзы Хиттман о подростке-гее со злых улиц Бруклина, который пытается примириться с собственной сексуальной ориентацией и одновременно не растерять уважение дружбанов — с катастрофическими последствиями.
Кадр: фильм «Икар»
«Сандэнс» всегда лучше неповоротливых европейских фестивалей чувствовал и реагировал на веяния времени. Вот и на пропаганду с ложью, которые все чаще подменяют правду как в СМИ, так и в устах сильных мира сего, форум отреагировал введением приза имени Оруэлла. Его первым обладателем стала противоречивая документальная лента «Икар» — режиссер которой пытался повторить в кадре допинг-режим Лэнса Армстронга, познакомился с Григорием Родченковым и вдруг оказался в эпицентре допинг-скандала в российском спорте.
Кадр: фильм «В моих снах звучит другой язык»
Россыпь призов «Сандэнса» так обширна, что часто некоторые из них вовсе не гарантируют будущего удовлетворения при просмотре. В этом смысле куда надежнее тех наград, что вручают жюри, призы зрительских симпатий. В международном игровом конкурсе такой достался метафорической мексиканской драме о затянувшейся на полвека ссоре двух последних носителей умирающего индейского языка — и городских гостях, которые берутся их помирить.
Кадр: фильм «Инцидент в Нил Хилтон»
Главный приз в международном конкурсе игрового кино достался фильму довольно известного шведского режиссера Тарика Салеха (его «Метропия» была в конкурсе Венеции, а клип для певицы Lykke Li стал хитом YouTube) — причем снятому на арабском. Действие этого нильского нуара разворачивается накануне протестов 2011 года в элитном отеле Каира, где продажный коп пытается, себе на беду, расследовать убийство певицы, приходившейся любовницей депутату парламента.
Кадр: фильм «Ингрид едет на запад»
Типичный сандэнсовский материал — бойкая и броская сатира на современный мир, помешавшийся на лайках, эмодзи и подписчиках в соцсетях. Главная героиня (ее сыграла Обри Плаза), страдающая обсессивным расстройством, отправляется в Калифорнию, чтобы подружиться с проповедующей роскошный и беззаботный образ жизни звездой Instagram.
Кадр: фильм «Краун-хайтс»
Основанная на реальных событиях — и судя по зрительской любви, нажимающая на правильные эмоциональные точки — драма Мэтта Раскина рассказывает о судьбе Колина Уорнера, в 1980-м невинно осужденного за убийство в бруклинском гетто Краун-хайтс. Путь парня на свободу затянется на десятилетия. Режиссеру Раскину повезло как заслужить доверие самого Уорнера, так и заинтересовать его ролью Лакита Стэнфилда, актера-харизматика, которого не нужно представлять поклонникам сериала «Атланта» (где Стэнфилд играет укурка-философа Дариуса).
Кадр: фильм «Погоня за кораллами»
Джефф Орловски пару лет назад снял нашумевшую ленту «Погоня за ледниками», наглядно демонстрирующую эффект глобального потепления на мировые льды. В своеобразном сиквеле той картины Орловски отправился уже бить в набат по поводу состояния коралловой экосистемы — которая по всей планете стремительно гибнет из-за парниковых газов.
Кадр: фильм «В этом мире я больше не чувствую себя дома»
Главный приз всего «Сандэнса» достался режиссерскому дебюту актера Мэйкона Блэра (он снимался в культовом прошлогоднем панк-хорроре «Зеленая комната»), который как постановщик уже успел заслужить сравнения с братьями Коэн и Содербергом. Мелани Лински и Элайджа Вуд играют грустную медсестру и ее соседа-эксцентрика — не представляя последствий, они пускаются на поиски грабителей, обчистивших дом героини.
Кадр: фильм «Дина»
Если остальные лауреаты «Сандэнса» критиков и зрителей разделили, найдя не только почитателей. но и противников, то любовь к победителю американской док-секции «Дине» оказалась почти всеобщей. Проникновенная, ироничная и при этом лишенную спекуляции история о любви двух немолодых людей с синдромом Аспергера — любви, которую немного омрачает неопытность партнера в делах постельных.
Кадр: фильм «Винни»
Режиссерский приз в программе нон-фикшна со всего света достался заслуженной постановщице исторического дока Паскаль Ламше (пару лет назад она даже сняла для французского ТВ ленту о Сталинградской битве). «Винни» представляет собой многослойный, разноплановый портрет одной из самых значительных первых леди в мировой истории — Винни Манделы, жены Нельсона.
Кадр: фильм «Родина»
Беспристрастное, лишенное навязчивой авторской позиции кино Рамоны Диас запечатлевает будни и быт, радости и нищету самого большого родильного дома планеты — который здесь выступает, конечно, моделью всего филиппинского государства. Наблюдательность и гуманизм Диас уже заслужили сравнения с великим документалистом Фредериком Уайзменом, также посвящавшим целые фильмы отдельным больницам, тюрьмам, школам, даже галереям.
Кадр: фильм «Полиция»
«Полиция» — еще один, наряду с «Родиной» и «Последними людьми в Алеппо», образец «синема верите» (название этому, основанному на наблюдении жанру документалистики дала в свое время серия кинорепортажей Дзиги Вертова «Киноправда»), который удостоился приза «Сандэнса». Режиссер Никс показывает хронику попыток известного своей жестокостью департамента полиции Окленда стать ближе к народу — результат пресса описывает, как напряженный, пульсирующий в такт с духом времени триллер.
Кадр: фильм «Страна самого бога»
Алкоголь, случайный секс, замыкание в себе — так отвлекается от бесконечных дней на отцовской ферме (и от ощущения жизни, зашедшей в тупик) герой режиссерского дебюта британца Фрэнсиса Ли. Его жизнь изменится с появлением помощника по грязной фермерской работе — румына, которого йоркширский юноша встречает отчаянной ксенофобией.
Кадр: фильм «Джошуа: Подросток против сильных мира сего»
«Сандэнс» и его зрители всегда ценили духоподъемные истории — и это касается не только драм с ромкомами, но и документальных лент. «Джошуа», портрет гонконгского тинейджера, в одиночку поднявшего кампанию протеста против китайской политики, безусловно, принадлежит именно к такому, заражающему оптимизмом и надеждой на лучшее, более справедливое будущее, типу кино.