В питерском музее современного искусства Эрарта стартовал проект франко-российского издательского дома Éditions du Courrier de Russie. «Centre de gravité. Сила притяжения» объединил работы фотографов из России, Франции, США и Канады — вместе они попытались создать образ современной России. Каждый сопроводил свой кадр небольшим комментарием о том, как была сделана фотография и какие отношения сложились у фотографа с героями снимков. Истории из повседневной жизни обитателей Мурманска, Алтая и Чечни — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Алексей Мякишев / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Образ этой девочки так и притягивает взор. Ее выражение лица, глаза, руки и поза рассказывают нам о жизни, детстве, старости и о чем-то большем, что мы не можем объяснить словами, но оно западает глубоко и остается в нас навсегда».
Фото: Оливье Маркези / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Конфликт из прошлого? Временная дихотомия? Конфликт ценностей? Стойкость союзов? Насколько теперь Восток, Запад, Север или Юг являются определяющими?»
Фото: Василий Ильинский / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Погрузка личного состава Псковской дивизии ВДВ в ИЛ-76 на аэродроме Кресты».
Фото: Илья Питалев / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Народные гуляния в честь языческого праздника Иван Купала на Красном лугу под Малоярославцем. "Ярилу" следует облачить в одежду, украсить венком, цветами и лентами. Необходимо добавить и символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой внушительных размеров, окрашенный в красный цвет».
Фото: Лилит Матевосян / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Ася и Астхик. Этот снимок был сделан на большом семейном празднике. На фотографии моя родная сестра и ее золовка».
Фото: Денис Демков / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Эта собака привлекла меня своим поведением. Она поглядывала в сторону ушедшего человека, но оставалась на месте. Ждала ли его возвращения? Готова ли была бежать за ним? Так и замерла на расчерченных линиях. Чтобы смотреть вдаль. Без тоски. С гордостью».
Фото: Алексей Мякишев / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Однажды, когда я работал в вятской прессе, мне дали задание сделать фоторепортаж о канонизации местного святого в Яранске. Была зима и сильные морозы. К сожалению, не всем желающим посчастливилось попасть в храм, и люди с детьми толпились вокруг».
Фото: Алексей Мякишев / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Мы ехали с другом на машине, и я увидел немолодую парочку, идущую пешком по дороге из соседнего села. Мне понравились эти люди, и я попросил их остановиться. Разговорившись, выяснил, что это супруги, и они уже много лет живут вместе. Пара была немного подшофе, и в какой-то момент мужчина неожиданно поцеловал женщину».
Фото: Паскаль Дюмон / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«В 2010 году я проехал автостопом 5000 километров пути от Москвы до Томска. Фотография сделана во время январского крещенского купания: это один из моих первых снимков за все время насыщенного 10-дневного путешествия, и он по-прежнему остается одним из самых любимых».
Фото: Оливье Маркези / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Мы познакомились друг с другом через забор. Вид из их сада показался мне чрезвычайно заманчивым, я попросил разрешения войти — и вот модель и фотограф уже играют в фотосессию. "Ну... все? А зачем это?"».
Фото: Сахаб Шамилов / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Дети в коробке из-под фруктов (то ли таджики, то ли узбеки) просили милостыню. Они сидели у забора гудермесского центрального рынка и играли друг с другом. Девочки долго не замечали, что я сижу, направив на них камеру. Может, просто потому, что уже привыкли к прохожим, мало ли кто и зачем останавливается».
Фото: Лилит Матевосян / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Ани — мой лучший друг. Она играет на скрипке и помогает мне верить».
Фото: Лор Дебросс / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«На перекрестке стихий».
Фото: Оливье Маркези / предоставлено музеем современного искусства Эрарта
«Жители России и Западной Европы воспринимают этот снимок абсолютно по-разному. Если европеец увидит здесь пустоту, то русский — вольные просторы».