Украинский фотограф Артур Бондарь, обнаруживший уникальный архив снимков времен Великой Отечественной войны, не остановился на достигнутом и получил доступ к редким коллажам тех лет. «Лента.ру» публикует лучшие экземпляры из его коллекции и рассказывает историю их появления.
![В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.
![Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».
![Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.
![Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.
![Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.
![Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.
![Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.
![Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.
![После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.
![Из-за крупного газетного растра (свойство печати того времени) практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Из-за крупного газетного растра (свойство печати того времени) практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.
![После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.
![Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Фото: личный архив Артура Бондаря
Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.
![После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.
![После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.
![Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.
![Бондарь приобрел самые интересные из этих коллажей — от 15 сантиметров и до метра в длину. Рассматривая старые работы, он убедился, как скрупулезно над ними работали и как легко изменить смысл и сюжет даже самой безобидной фотографии.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Бондарь приобрел самые интересные из этих коллажей — от 15 сантиметров и до метра в длину. Рассматривая старые работы, он убедился, как скрупулезно над ними работали и как легко изменить смысл и сюжет даже самой безобидной фотографии.