20 июня в Горно-Алтайске взяла старт 20-я экспедиция Land Rover «Открывая Россию». Восемь автомобилей Discovery пятого поколения прошли две тысячи километров по Алтаю, Туве и Хакасии, финишировав в Абакане 25 июня. Цель экспедиции — знакомство с красивейшим регионом нашей родины и тест-драйв новейшего внедорожника популярного семейства Discovery. В экспедиции принимал участие корреспондент «Ленты.ру». И вот что он увидел.
Фото: Кирилл Кейлин
Те, кто хоть раз побывал на Чуйском тракте, считают его одной из красивейших дорог нашей огромной страны. Поэтому великолепие окружающих гор сюрпризом для нас не стало, а вот качество покрытия федеральной трассы М-52 вызвало приятное удивление. Асфальт тут намного лучше, чем на Ленинградском шоссе, а уж с тверскими дорогами, по которым мне приходится ездить регулярно, вообще не идет ни в какое сравнение.
Фото: Кирилл Кейлин
В древности Чуйский тракт был одним из ответвлений Великого шелкового пути. С середины XIX века он стал важным маршрутом вьючной российско-монгольской и китайской торговли. В 1930-х годах «вьючный» путь, а по сути тропа, был преобразован в дорогу стратегического значения.
Фото: Петр Каменченко
«Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездило там шоферов,
Но один был отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев…»
Уже в 1939 году во время военного конфликта на реке Халкин-Гол по Чуйскому тракту на территорию Монголии перебрасывались советские войска, включая артиллерию и танки. В годы Великой Отечественной войны по тракту шли важнейшие стратегические грузы. Памятник посвящен всем водителям, а конкретно, Кольке Снегиреву — герою баллады М. Михеева «Есть по Чуйскому тракту дорога».
Фото: Петр Каменченко
По чуйскому тракту есть несколько площадок для отдыха, где можно купить различные сувениры, а также алтайский мед, лечебные травы, кедровые орешки (очищенные 800 рублей за килограмм), носки из шерсти яка (150 рублей), верблюжий пояс (на фото справа, 400 рублей) и еще много всего любопытного.
Фото: Петр Каменченко
Тархатинский мегалитический комплекс расположен в Чуйской степи в 25 километрах к юго-западу от села Кош-Агач. Археологический памятник относится к концу бронзового — началу железного века. Комплекс, предположительно, являлся древней обсерваторией. Состоит из каменных глыб, уложенных по кругу диаметром 60 метров и украшенных наскальными рисунками. Сооружение с высокой точностью ориентировано по сторонам света. По легенде Кресло Сартакпая помогает женщинам избавиться от бесплодия. Рядом с каменным ложем можно увидеть современные дары: украшения, мелкие деньги, детские игрушки...
Фото: Кирилл Кейлин
Петроглифические композиции, относящиеся к эпохе бронзы — раннего железа.
Фото: Кирилл Кейлин
Высокие хребты Горного Алтая, где не тают снега, разделены глубокими речными долинами и относительно редкими широкими межгорными котловинами. Высшая точка Алтая гора Белуха (4509 метров) является одновременно высочайшей точкой Сибири.
Фото: Кирилл Кейлин
Горный Алтай — сейсмически активная зона. Последнее мощное землетрясение (с магнитудой до 7,3) зафиксировано здесь 27-28 сентября 2003 года. Было повреждено 1889 жилых домов, в которых проживало более 7 тысяч человек, а также 25 школ, 16 больниц. Практически полностью был разрушен поселок Бельтир.
Фото: Кирилл Кейлин
Коренные жители Алтая обвинили в землетрясении археологов, откопавших на плоскогорье Укок в районе границы с Китаем мумию молодой женщины — «Алтайской принцессы», или «Белой Госпожи».
По повериям алтайцев, она охраняет врата подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров. Ученые относят захоронение к V — III векам до нашей эры. Мумия была вывезена в Новосибирск и хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. В 2012 году по требованию алтайцев «Белая Госпожа» была возвращена и теперь находится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Ее хранитель — Сергей Михайлович Киреев — стал одним из участников экспедиции Land Rover «Открывая Россию».
Фото: Кирилл Кейлин
На горных дорогах новый Land Rover Discovery зарекомендовал себя отлично. На одном из перевалов мы обнаружили сошедший с дороги старенький УАЗик, который не только вернули на путь истинный, но и помогли ему забраться в гору.
Фото: Кирилл Кейлин
Высота перевалов в Туве часто превышала два километра. Температура опускалась здесь до нуля градусов, шел дождь со снегом, а однажды мы попали в заряд крупного града. По размеру градины лишь немного не дотягивали до перепелиного яйца.
Фото: Кирилл Кейлин
Испытав новый Land Rover Discovery в самых разных условиях, мы пришли к выводу, что автомобиль отлично приспособлен как к езде по хорошему асфальту, так и к различным видам бездорожья. Одна из его характеристик — возможность преодолевать броды до 90 сантиметров глубиной. Почти метр воды, что не всегда может сделать и армейский автомобиль. Конечно, утопить можно любую машину, особенно если попасть в быструю горную речку. Но вот такой задачи перед нами уж точно не стояло.
Фото: Петр Каменченко
Самой серьезной поломкой за две тысячи километров пути, из которых примерно половина — бездорожье или дорога без покрытия, стала замена пробитого колеса.
Фото: Кирилл Кейлин
Тува, или Республика Тыва, формально вошла в состав СССР 17 августа 1944 года. Многие помнят красивые треугольные марки Тувы с представителями местной флоры и фауны.
Население Тувы небольшое — чуть более 300 тысяч. Зато именно в этой республике самая высокая рождаемость среди всех субъектов Федерации.
Фото: Кирилл Кейлин
Крупные быки достигают двух метров высоты в холке и тонны веса. Даже одомашненные яки выглядят довольно дико и очень прилично бегают. Так что подойти и погладить волосатую «коровку» или шерстяного «бычка» совсем не безопасно. На тувинских и алтайских базарах можно купить свитера, рукавицы, шапочки, носки и другие вещи из шерсти яков.
Фото: Кирилл Кейлин
Граница с Монголией, вдоль которой мы ехали около сотни километров, была отмечена редкими столбиками. При этом стада коров и овец паслись то там, то тут, совершенно не обращая внимания на суверенитет пограничных территорий.
Фото: Кирилл Кейлин
На горных перевалах было холодно и часто шел дождь. Зато на равнинах стояла сушь и ужасная жара. В какой-то момент на приборной панели нашего Discovery температура «застыла» на отметке +38. В горах горела тайга (около 30 очагов возгорания). Издалека столбы дыма напоминали извержение вулкана.
Фото: Петр Каменченко
Надо сказать, что в течение всей экспедиции ее участники ощущали постоянную заботу организаторов. В полевом лагере в Туве, куда мы пришли после сложного высокогорного участка пути, нас уже ждали индивидуальные палатки с раскладными кроватями, две юрты-столовые, биотуалет, баня и даже два генератора, чтобы можно было все за ночь зарядить... И, конечно, вкусный ужин!
Фото: Кирилл Кейлин
Салбыкскую долину называют Долиной царей. Здесь находится более 50 курганов-захоронений тагарского периода (государство Динлин, VIII-II века до н.э.). Один из курганов, имевший изначальную высоту в 25-30 метров, был раскопан археологами в 1954-1955 годах. В нем оказалось захоронение старца, предположительно, царя Хакасского государства. Курган огорожен гигантскими камнями, привезенными сюда за десятки километров.
Фото: Кирилл Кейлин
Участникам 20-й экспедиции «Открывая Россию» удалось побывать и на Саяно-Шушенской ГЭС. Грандиозное сооружение. Поражает воображение глубина Енисея непосредственно перед плотиной — 240 метров! Просто дух захватывает...
Фото: Кирилл Кейлин
До свидания Алтай, Тува и Хакасия! Мы наверняка еще увидимся.