Королева Моро Умерла звезда фильмов Трюффо и Антониони

12 фото

В Париже в возрасте 89 лет умерла французская актриса Жанна Моро. На ее счету почти 150 фильмов, среди которых «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо, «Ночь» Микеланджело Антониони, «Любовники» Луи Маля, «Дневник горничной» Луиса Бунюэля и «Королева Марго» Жана Древиля. Критик Жинетта Венсандо называла Моро «идеалом интеллектуальной женственности»; в кино она воплощала не столько красоту, сколько задумчивость — в ее огромных круглых глазах всегда было слишком много мысли. Лучшие роли Жанны Моро — в галерее «Ленты.ру».

Жанне Моро не было и двадцати, когда она впервые вышла на сцену «Комеди Франсез». Чтобы влюбить в себя весь Париж, молодой актрисе хватило всего пяти лет — и роли проститутки в спектакле «Ослепительное время» Анны Боначчи, за которой последовали главные партии у Питера Брука и Луи Жуве, будущих легенд театральной режиссуры. В кино Моро, впрочем, не везло с проектами еще долго, чего она не скрывала: «Девять лет я играла только в плохих фильмах». Исключением можно считать лишь заглавную роль в «Королеве Марго», экранизации добротной, но безбожно упрощающей и сюжет романа Дюма, и даже собственный сценарий (его написал великий Абель Ганс).

«Королева Марго» (La Reine Margot), 1954, режиссер — Жан Древиль

Кадр: фильм «Королева Марго»

Жанне Моро не было и двадцати, когда она впервые вышла на сцену «Комеди Франсез». Чтобы влюбить в себя весь Париж, молодой актрисе хватило всего пяти лет — и роли проститутки в спектакле «Ослепительное время» Анны Боначчи, за которой последовали главные партии у Питера Брука и Луи Жуве, будущих легенд театральной режиссуры. В кино Моро, впрочем, не везло с проектами еще долго, чего она не скрывала: «Девять лет я играла только в плохих фильмах». Исключением можно считать лишь заглавную роль в «Королеве Марго», экранизации добротной, но безбожно упрощающей и сюжет романа Дюма, и даже собственный сценарий (его написал великий Абель Ганс).

Французская новая волна не только навсегда изменила ландшафт мирового кино, но и предоставила целому поколению зрителей не один десяток ролевых моделей — и Жанна Моро ответственна за один из самых эффектных образцов для подражания. Ее Катерина из «Жюля и Джима» Трюффо годами сводит с ума сразу двоих влюбленных в нее приятелей — но выглядит не вертихвосткой, а нимфой, своей легкомысленностью подающей пример абсолютной личной свободы. Свободы жить одним мгновением, свободы отдаваться своим страстям, свободы быть женщиной, наконец.

«Жюль и Джим» (Jules et Jim), 1962, режиссер — Франсуа Трюффо

Кадр: фильм «Жюль и Джим»

Французская новая волна не только навсегда изменила ландшафт мирового кино, но и предоставила целому поколению зрителей не один десяток ролевых моделей — и Жанна Моро ответственна за один из самых эффектных образцов для подражания. Ее Катерина из «Жюля и Джима» Трюффо годами сводит с ума сразу двоих влюбленных в нее приятелей — но выглядит не вертихвосткой, а нимфой, своей легкомысленностью подающей пример абсолютной личной свободы. Свободы жить одним мгновением, свободы отдаваться своим страстям, свободы быть женщиной, наконец.

Моро на протяжении всей карьеры повторяла, что не считает себя красивой. Зато опровергнуть эти слова, кажется, считал своим долгом каждый из работавших с актрисой режиссеров. Самым первым из них был Луи Маль, чьи скандальные, сексуально заряженные «Любовники» сделали актрису настоящей кинозвездой. Да, славе подсобили бурные постельные сцены, но прежде всего в «Любовниках» Маль показал кинематографу, как сияют лицо и тело Моро, стоит лишь правильно выставить свет, — а еще, какой сокровенности, многосложной чувственности в игре она добивается, если дать ей подходящую роль. В сущности, Луи Маль заразил кинокамеру собственной любовью к Моро — дав возможность разделить чувство и зрителям.

«Любовники» (Les amants), 1958, режиссер — Луи Маль

Кадр: фильм «Любовники»

Моро на протяжении всей карьеры повторяла, что не считает себя красивой. Зато опровергнуть эти слова, кажется, считал своим долгом каждый из работавших с актрисой режиссеров. Самым первым из них был Луи Маль, чьи скандальные, сексуально заряженные «Любовники» сделали актрису настоящей кинозвездой. Да, славе подсобили бурные постельные сцены, но прежде всего в «Любовниках» Маль показал кинематографу, как сияют лицо и тело Моро, стоит лишь правильно выставить свет, — а еще, какой сокровенности, многосложной чувственности в игре она добивается, если дать ей подходящую роль. В сущности, Луи Маль заразил кинокамеру собственной любовью к Моро — дав возможность разделить чувство и зрителям.

По одной только фильмографии Моро, вместившей работу с Уэллсом и Бунюэлем, Вендерсом и Озоном, вполне можно преподавать историю арт-кинематографа. Но надо иметь в виду: составительница этого авторского курса в кино предпочитала прежде всего территории эксперимента, провокации, неизбывного внутреннего конфликта. То же справедливо и в отношении проклятого гения немецкого кино Райнера Вернера Фассбиндера — понятно то есть, почему в 1982-м Моро вернулась в профессию после пятилетней паузы и вписалась в один из самых рискованных проектов в карьере. Роль стареющей маман-нимфоманки из портового борделя актриса осваивает без всякой жалости к зрителям и даже себе — зрелый возраст в великолепии морщин и складок только усиливает ту оду сексуальности, которую пропевают здесь и ее героиня, и Фассбиндер.

«Керель» (Querelle), 1982, режиссер — Райнер Вернер Фассбиндер

Кадр: фильм «Керель»

По одной только фильмографии Моро, вместившей работу с Уэллсом и Бунюэлем, Вендерсом и Озоном, вполне можно преподавать историю арт-кинематографа. Но надо иметь в виду: составительница этого авторского курса в кино предпочитала прежде всего территории эксперимента, провокации, неизбывного внутреннего конфликта. То же справедливо и в отношении проклятого гения немецкого кино Райнера Вернера Фассбиндера — понятно то есть, почему в 1982-м Моро вернулась в профессию после пятилетней паузы и вписалась в один из самых рискованных проектов в карьере. Роль стареющей маман-нимфоманки из портового борделя актриса осваивает без всякой жалости к зрителям и даже себе — зрелый возраст в великолепии морщин и складок только усиливает ту оду сексуальности, которую пропевают здесь и ее героиня, и Фассбиндер.

В конце 1950-х и начале 1960-х Моро напрямую поспособствовала становлению целой режиссерской генерации — причем одной из самых важных для истории кино. Пятнадцать лет спустя ее участие в «Вальсирующих» Бертрана Блие и «Воспоминаниях о Франции» Андре Тешине стало своеобразным благословением уже новому поколению французских постановщиков. Правда, персонажам Блие (молодые Жерар Депардье и Патрик Девер), отмороженно вальсирующим по жизни на больших яйцах, явление ее героини служит скорее не чудом, но проклятием — пусть и включающим в себя секс втроем.

«Вальсирующие» (Les Valseuses), 1974, режиссер — Бертран Блие

Кадр: фильм «Вальсирующие»

В конце 1950-х и начале 1960-х Моро напрямую поспособствовала становлению целой режиссерской генерации — причем одной из самых важных для истории кино. Пятнадцать лет спустя ее участие в «Вальсирующих» Бертрана Блие и «Воспоминаниях о Франции» Андре Тешине стало своеобразным благословением уже новому поколению французских постановщиков. Правда, персонажам Блие (молодые Жерар Депардье и Патрик Девер), отмороженно вальсирующим по жизни на больших яйцах, явление ее героини служит скорее не чудом, но проклятием — пусть и включающим в себя секс втроем.

Сами Франсуа Трюффо и Жанна Моро считали эту вдохновленную Хичкоком и классическими нуарами драму о женской мести не самой удачной своей работой. Трюффо и оператор Рауль Кутар, до этого сотрудничавшие только над черно-белыми фильмами, целыми днями спорили насчет цветовых решений — и Моро, тогда переживавшая разрыв с кутюрье Пьером Карденом, часто брала командование на площадке на себя. Прошло полвека — и недостатки фильма теперь выглядят мнимыми. Более того, по лаконичности, женственности, прямоте это кино превосходит и выстроенную на точно таком же, один в один, сюжете тарантиновскую дилогию «Убить Билла».

«Невеста была в трауре» (La mariée était en noir), 1968, режиссер — Франсуа Трюффо

Кадр: фильм «Невеста была в черном»

Сами Франсуа Трюффо и Жанна Моро считали эту вдохновленную Хичкоком и классическими нуарами драму о женской мести не самой удачной своей работой. Трюффо и оператор Рауль Кутар, до этого сотрудничавшие только над черно-белыми фильмами, целыми днями спорили насчет цветовых решений — и Моро, тогда переживавшая разрыв с кутюрье Пьером Карденом, часто брала командование на площадке на себя. Прошло полвека — и недостатки фильма теперь выглядят мнимыми. Более того, по лаконичности, женственности, прямоте это кино превосходит и выстроенную на точно таком же, один в один, сюжете тарантиновскую дилогию «Убить Билла».

Моро как-то признавалась, что работать с Антониони, при всем уважении к классику, ей не понравилось. Мало того, что «Ночь» снималась по большей части ночью, что нервировало всю съемочную группу, так еще и пессимизм режиссера, который не оставляет своим персонажам никаких надежд, актриса не разделяла. Ее признание, впрочем, не отменяет того, что история о всплеске отчуждения между миланским писателем и его женой, до сих пор остается одним из главных фильмов 1960-х. Контрастный, геометрически выверенный стиль «Ночи» остается выразительным, полным смыслов — пусть даже за десятилетия несколько обесценился вечный двигатель фильмов Антониони, благоговейный трепет режиссера перед трагедией распада отношений, кризиса диалога, немотой одиночества.

«Ночь» (La Notte), 1961, режиссер — Микеланджело Антониони

Кадр: фильм «Ночь»

Моро как-то признавалась, что работать с Антониони, при всем уважении к классику, ей не понравилось. Мало того, что «Ночь» снималась по большей части ночью, что нервировало всю съемочную группу, так еще и пессимизм режиссера, который не оставляет своим персонажам никаких надежд, актриса не разделяла. Ее признание, впрочем, не отменяет того, что история о всплеске отчуждения между миланским писателем и его женой, до сих пор остается одним из главных фильмов 1960-х. Контрастный, геометрически выверенный стиль «Ночи» остается выразительным, полным смыслов — пусть даже за десятилетия несколько обесценился вечный двигатель фильмов Антониони, благоговейный трепет режиссера перед трагедией распада отношений, кризиса диалога, немотой одиночества.

«Ее внутреннее напряжение — это дар. Однажды увидев ее лицо, ты уже не можешь его забыть», — говорил о Моро один из самых недооцененных классиков кино ХХ века Джозеф Лоузи. Что ж, американец, из-за преследования ФБР почти всю карьеру проведший в Великобритании и Европе, нашел этому дару довольно неожиданное применение. Он позвал Моро на главную роль в экранизации романа Д. Х. Чейза об элитной проститутке, уничтожающей жизнь валлийского писателя. Преображения бульварного чтива в высокую драму все же не вышло — продюсеры против воли Лоузи вырезали сорок минут экранного времени.

«Ева» (Eva), 1962, режиссер — Джозеф Лоузи

Кадр: фильм «Ева»

«Ее внутреннее напряжение — это дар. Однажды увидев ее лицо, ты уже не можешь его забыть», — говорил о Моро один из самых недооцененных классиков кино ХХ века Джозеф Лоузи. Что ж, американец, из-за преследования ФБР почти всю карьеру проведший в Великобритании и Европе, нашел этому дару довольно неожиданное применение. Он позвал Моро на главную роль в экранизации романа Д. Х. Чейза об элитной проститутке, уничтожающей жизнь валлийского писателя. Преображения бульварного чтива в высокую драму все же не вышло — продюсеры против воли Лоузи вырезали сорок минут экранного времени.

Найдется немного картин, которые называют лучшим фильмом в истории так же часто, как «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Сам Уэллс превосходными степенями в своих оценках кино тоже не брезговал — и именно Жанну Моро он называл «величайшей актрисой в истории». Они подружились еще в 1950-х, когда он увидел ее на сцене, а в 1960-х артистка сыграла сразу в четырех его фильмах: «Процессе», «Фальстафе», «Бессмертной истории» и оставшейся не законченной «Глубине».

«Процесс» (The Process), 1962, режиссер — Орсон Уэллс

Кадр: фильм «Процесс»

Найдется немного картин, которые называют лучшим фильмом в истории так же часто, как «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Сам Уэллс превосходными степенями в своих оценках кино тоже не брезговал — и именно Жанну Моро он называл «величайшей актрисой в истории». Они подружились еще в 1950-х, когда он увидел ее на сцене, а в 1960-х артистка сыграла сразу в четырех его фильмах: «Процессе», «Фальстафе», «Бессмертной истории» и оставшейся не законченной «Глубине».

К концу 1980-х из жизни уже ушли многие из легендарных друзей Моро: Франсуа Трюффо, Орсон Уэллс, Луис Бунюэль. В определенный момент статус живой легенды обрела уже сама актриса: почетными «Золотыми львами», «Оскарами» и «Пальмовыми ветвями» за вклад в кинематограф ее начали награждать еще в 1992 году. Уходить на пенсию Моро тем не менее не спешила — и успела сыграть, например, у Люка Бессона. Это именно она ответственна за внешнее перевоплощение киллерши Никиты из опустившейся наркоманки в ухоженную красотку.

«Ее звали Никита» (Nikita), 1990, режиссер — Люк Бессон

Кадр: фильм «Ее звали Никита»

К концу 1980-х из жизни уже ушли многие из легендарных друзей Моро: Франсуа Трюффо, Орсон Уэллс, Луис Бунюэль. В определенный момент статус живой легенды обрела уже сама актриса: почетными «Золотыми львами», «Оскарами» и «Пальмовыми ветвями» за вклад в кинематограф ее начали награждать еще в 1992 году. Уходить на пенсию Моро тем не менее не спешила — и успела сыграть, например, у Люка Бессона. Это именно она ответственна за внешнее перевоплощение киллерши Никиты из опустившейся наркоманки в ухоженную красотку.

Первый по-настоящему великий фильм, в котором сыграла Моро, — и первый, еще до «Любовников» (но уже после влюбленности в реальной жизни), опыт работы с Луи Малем. 24-летний режиссер-дебютант в «Лифте на эшафот» пробует себя на строгой жанровой территории — куда, несмотря на большой успех фильма, потом не вернется уже никогда. Здесь же ему удается постхичкоковский триллер об одном убийстве, который мастерски оперирует на грани как света и тени, так и дня и ночи, а напряжение доводит до почти экзистенциальной нервотрепки. Триллеры редко бывают и так эмоциональны. Постоянно терзает органы чувств пронзительный саундтрек Майлза Дэвиса. Но не уступает классике джаза в выразительности и само лицо Жанны Моро, которое в свете парижских огней, в приближении крупного плана, в тисках сюжета о преступной страсти, становится для Маля полем битвы между противоречиями человеческой натуры.

«Лифт на эшафот» (Ascenseur pour l'échafaud), 1958, режиссер — Луи Маль

Кадр: фильм «Лифт на эшафот»

Первый по-настоящему великий фильм, в котором сыграла Моро, — и первый, еще до «Любовников» (но уже после влюбленности в реальной жизни), опыт работы с Луи Малем. 24-летний режиссер-дебютант в «Лифте на эшафот» пробует себя на строгой жанровой территории — куда, несмотря на большой успех фильма, потом не вернется уже никогда. Здесь же ему удается постхичкоковский триллер об одном убийстве, который мастерски оперирует на грани как света и тени, так и дня и ночи, а напряжение доводит до почти экзистенциальной нервотрепки. Триллеры редко бывают и так эмоциональны. Постоянно терзает органы чувств пронзительный саундтрек Майлза Дэвиса. Но не уступает классике джаза в выразительности и само лицо Жанны Моро, которое в свете парижских огней, в приближении крупного плана, в тисках сюжета о преступной страсти, становится для Маля полем битвы между противоречиями человеческой натуры.

В первой половине 1960-х вряд ли была другая актриса, которая бы так же полно, как Моро, олицетворяла образ женщины, если и не пришедшей к реальной эмансипации, то как минимум всегда руководствующейся собственной, самостоятельно заданной повесткой. Похожим образом задействует ее и великий сюрреалист Луис Бунюэль в своей едкой, злой экранизации романа Октава Мирбо — но, конечно, никакого иллюзорного освобождения, женского или общечеловеческого, испанец не подразумевает. Для Бунюэля провокационные интриги, которые осуществляет красотка-горничная в исполнении Моро, символизируют вовсе не реванш рабочего класса или самостоятельной женщины — а чистый фетишизм, разложение всего европейского миропорядка, уже (идут 1930-е) смертельно пораженного опухолью фашизма.

«Дневник горничной» (Le journal d'une femme de chambre), 1964, режиссер — Луис Бунюэль

Кадр: фильм «Дневник горничной»

В первой половине 1960-х вряд ли была другая актриса, которая бы так же полно, как Моро, олицетворяла образ женщины, если и не пришедшей к реальной эмансипации, то как минимум всегда руководствующейся собственной, самостоятельно заданной повесткой. Похожим образом задействует ее и великий сюрреалист Луис Бунюэль в своей едкой, злой экранизации романа Октава Мирбо — но, конечно, никакого иллюзорного освобождения, женского или общечеловеческого, испанец не подразумевает. Для Бунюэля провокационные интриги, которые осуществляет красотка-горничная в исполнении Моро, символизируют вовсе не реванш рабочего класса или самостоятельной женщины — а чистый фетишизм, разложение всего европейского миропорядка, уже (идут 1930-е) смертельно пораженного опухолью фашизма.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше