Грязное, голое и колючее Женское тело на фестивале Tanz im August

19 фото

Грязь, краска, оливковое масло с чесноком, втертые в кожу. Обнаженные тела, обернутые в золотую фольгу, прикрытые обычной простыней или в газовых костюмах дизайнера Ирис ван Херпен. 29-й международный фестиваль современного танца в Берлине, собрав в этом году рекордное количество работ женщин-хореографов, — от пионерок феминистского перформанса до совсем новых авторов — как будто задался целью максимально широко показать, каким может быть женское тело в contemporary dance сегодня. Из чего оно состоит, как выглядит и кто его творит. Берлинский обозреватель «Ленты.ру» Ольга Гердт комментирует «женскую» программу Tanz im August.

Перформанс Another Distinquee испанской авангардистки Ла Рибо — что-то вроде серии имиджей, экспонирующих женское тело как нуар-объект: как нечто криминальное и преступное. Оно может валяться прямо у вас под ногами (зрители и перформеры находятся в одном помещении, на сцене, отгороженной от зрительного зала железным занавесом) так, что вы на него натыкаетесь, голое, накрытое простыней как труп. Может заставить себя выслеживать: Ла Рибо, свингуя с двумя партнерами в абсолютной тишине и темноте, тянет за собой толпу зрителей, перемещаясь вокруг сваленной посреди сцены кучи хлама, упакованного в черный полиэтилен. На фото: финальная сценка перформанса, в ходе которой Ла Рибо готовит из себя и своих партнеров «натюрморт». Буквально «мертвую натуру», поскольку необходимо, выкрасив красной краской себя и своих хорошо одетых партнеров, разложить три тела на полу, словно для следственного эксперимента. Зрители после этой сцены оказываются в трудной ситуации: «покойники» на поклоны не встают и на аплодисменты не реагируют. Публике приходится, смущенно обогнув тела, покинуть место преступления уже в каком-то новом качестве — не столько пассивных наблюдателей, сколько свидетелей и соучастников.

Another Distinquee. Автор: Ла Рибо

Фото: Anne Maniglier

Перформанс Another Distinquee испанской авангардистки Ла Рибо — что-то вроде серии имиджей, экспонирующих женское тело как нуар-объект: как нечто криминальное и преступное. Оно может валяться прямо у вас под ногами (зрители и перформеры находятся в одном помещении, на сцене, отгороженной от зрительного зала железным занавесом) так, что вы на него натыкаетесь, голое, накрытое простыней как труп. Может заставить себя выслеживать: Ла Рибо, свингуя с двумя партнерами в абсолютной тишине и темноте, тянет за собой толпу зрителей, перемещаясь вокруг сваленной посреди сцены кучи хлама, упакованного в черный полиэтилен. На фото: финальная сценка перформанса, в ходе которой Ла Рибо готовит из себя и своих партнеров «натюрморт». Буквально «мертвую натуру», поскольку необходимо, выкрасив красной краской себя и своих хорошо одетых партнеров, разложить три тела на полу, словно для следственного эксперимента. Зрители после этой сцены оказываются в трудной ситуации: «покойники» на поклоны не встают и на аплодисменты не реагируют. Публике приходится, смущенно обогнув тела, покинуть место преступления уже в каком-то новом качестве — не столько пассивных наблюдателей, сколько свидетелей и соучастников.

У другой испанки, танцовщицы Росио Молины тело — ее собственное — тоже объект перформативного изменения. В то время как Ла Рибо переводит на себя ведрами красную краску или натирается чесноком и оливковым маслом, следуя рецепту из поваренной книги, Молина пачкается настоящей грязью. Так вот просто залезает двумя ногами в чан с бурой жижей и танцует потом в юбке, за которой тянется по сцене длинный грязный след. Такого в истории фламенко еще не было.

«Упавшая с небес». Постановщик: Росио Молина

Фото: Pablo Guidali

У другой испанки, танцовщицы Росио Молины тело — ее собственное — тоже объект перформативного изменения. В то время как Ла Рибо переводит на себя ведрами красную краску или натирается чесноком и оливковым маслом, следуя рецепту из поваренной книги, Молина пачкается настоящей грязью. Так вот просто залезает двумя ногами в чан с бурой жижей и танцует потом в юбке, за которой тянется по сцене длинный грязный след. Такого в истории фламенко еще не было.

Премьер Саши Вальц — звезды немецкого современного танца номер один — на фестивале Tanz im August не было уже очень давно, как очень давно не было их и в Берлине. Но теперь она вернулась, причем в новом статусе. В 2019 году Саша Вальц возглавит вместе с Йоханесом Ойманом берлинский Staatsballett и станет, похоже, первой женщиной и первой женщиной-хореографом современного танца, возглавившей балетную компанию (феминисткам есть чем гордиться). Comeback Вальц на Tanz im August показал, что в Берлине ее действительно ждут и ценят (публика во всяком случае) — только на спектакли Вальц лишние билетики просили (а не продавали) прямо от метро.

Kreatur («Cоздание»). Хореограф: Саша Вальц

Фото: Sebastian Bolesch

Премьер Саши Вальц — звезды немецкого современного танца номер один — на фестивале Tanz im August не было уже очень давно, как очень давно не было их и в Берлине. Но теперь она вернулась, причем в новом статусе. В 2019 году Саша Вальц возглавит вместе с Йоханесом Ойманом берлинский Staatsballett и станет, похоже, первой женщиной и первой женщиной-хореографом современного танца, возглавившей балетную компанию (феминисткам есть чем гордиться). Comeback Вальц на Tanz im August показал, что в Берлине ее действительно ждут и ценят (публика во всяком случае) — только на спектакли Вальц лишние билетики просили (а не продавали) прямо от метро.

Костюмы для новой работы Саши Вальц «Создание» сделала известный нидерландский модный дизайнер Ирис ван Херпен. Эти (на фото), похожие на облака или спутанную проволоку коконы, превращают прячущихся в них танцовщиков в инопланетные создания. Художником по свету выступил тоже не кто-нибудь, а Урс Шёнебаум, «светивший»  Бобу Уилсону, Уильяму Кентриджу, Михаэлю Ханеке. В его багаже более 130 постановок для Covent Garden, парижской Opera Bastille, Metropolitаn в Нью-Йорке. Вышла бы совсем «дизайнерская штучка», если бы крайнее визуальное эстетство не соседствовало в этой работе с крайне брутальной хореографией, которая даже для Вальц выглядит слишком судорожной и конвульсивной. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что «Создание» не столько и не только спектакль, сколько демонстрация силы приходящей через год интендантом в Staatsballett Саши Вальц.

Kreatur («Cоздание»). Хореограф: Саша Вальц

Фото: Sebastian Bolesch

Костюмы для новой работы Саши Вальц «Создание» сделала известный нидерландский модный дизайнер Ирис ван Херпен. Эти (на фото), похожие на облака или спутанную проволоку коконы, превращают прячущихся в них танцовщиков в инопланетные создания. Художником по свету выступил тоже не кто-нибудь, а Урс Шёнебаум, «светивший» Бобу Уилсону, Уильяму Кентриджу, Михаэлю Ханеке. В его багаже более 130 постановок для Covent Garden, парижской Opera Bastille, Metropolitаn в Нью-Йорке. Вышла бы совсем «дизайнерская штучка», если бы крайнее визуальное эстетство не соседствовало в этой работе с крайне брутальной хореографией, которая даже для Вальц выглядит слишком судорожной и конвульсивной. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что «Создание» не столько и не только спектакль, сколько демонстрация силы приходящей через год интендантом в Staatsballett Саши Вальц.

Три одетые в веселенькие халатики девушки-уборщицы на протяжении шести (!) часов, буквально загибаясь от смеха, сбиваются с ног, чтобы в неудобном положении, трудной позе, поскользнувшись, шлепнувшись, растянувшись и завернувшись узлом, демонстрировать публике картонки с политическими лозунгами. Самые разные: Abstrakt dead, Lost Fun, Destroy Party, Terror war, Gaza party. Показав очередную картонку, скотчем прикрепляют ее к стене, окну, дверям — куда придется. В финале помещение выглядит как заколоченный и обороняющийся от нашествия зомби дом. Самый длинный, самый известный и самый политический перформанс испанки Ла Рибо, в 2006 году показанный на Art Basel в Швейцарии, был протестом против нелегального содержания узников в тюрьме Гуантанамо.

Laughing Hole. Автор: Ла Рибо

Фото: Miguel Azuaga

Три одетые в веселенькие халатики девушки-уборщицы на протяжении шести (!) часов, буквально загибаясь от смеха, сбиваются с ног, чтобы в неудобном положении, трудной позе, поскользнувшись, шлепнувшись, растянувшись и завернувшись узлом, демонстрировать публике картонки с политическими лозунгами. Самые разные: Abstrakt dead, Lost Fun, Destroy Party, Terror war, Gaza party. Показав очередную картонку, скотчем прикрепляют ее к стене, окну, дверям — куда придется. В финале помещение выглядит как заколоченный и обороняющийся от нашествия зомби дом. Самый длинный, самый известный и самый политический перформанс испанки Ла Рибо, в 2006 году показанный на Art Basel в Швейцарии, был протестом против нелегального содержания узников в тюрьме Гуантанамо.

Через 6 часов протестной акции перформерши уже валятся с ног от усталости. Что до зрителей, то «отсиживать» ли весь срок Laughing Hole или выйти «на свободу» через 15 минут — личное дело каждого. Но, похоже, нужный эффект наступает только через 6 часов. Истерический смех, который работающий тут же в зале саунд-дизайнер, усиливая и синтезируя, монтирует в своеобразную акустическую скульптуру, трансформируется в детский гвалт, крики чаек, заполняет помещение как гул большой площади. Прочищает мозг получше любой медитации.

Laughing Hole. Автор: Ла Рибо

Фото: Jonn Sisson

Через 6 часов протестной акции перформерши уже валятся с ног от усталости. Что до зрителей, то «отсиживать» ли весь срок Laughing Hole или выйти «на свободу» через 15 минут — личное дело каждого. Но, похоже, нужный эффект наступает только через 6 часов. Истерический смех, который работающий тут же в зале саунд-дизайнер, усиливая и синтезируя, монтирует в своеобразную акустическую скульптуру, трансформируется в детский гвалт, крики чаек, заполняет помещение как гул большой площади. Прочищает мозг получше любой медитации.

Две женщины — большая и маленькая — образуют одно общее «тело» проекта финки Санны Кеккелайнен. Не слишком интересного, пока большая (сама Кеккелайнен) долго ползает по сцене и зависает, как-то уж слишком сложно раскорячившись, и вдруг пробирающего до мурашек, когда на сцену выходит, точнее выползает как еще не научившийся ходить ребенок, маленькая женщина — перформерша Майя Кархунен. Тогда перед зрителем выстраивается архитектура, состоящая из совсем других движений. И, наконец, ужасно трогательного, когда обе женщины начинают общаться, смешно кувыркаясь, щекоча друг другу пяточки, расчесывая волосы и позволяя другой пользоваться тем, чего у одной в избытке: например, длиной ног. Примечательно, что рассказывают при этом две женщины историю мужчины — аргентинца Хафеда, получившего вид на жительство в Париже. Финский contemporary dance всегда был непрост.

Haffed Collage of Differences and Fragility. Автор идеи и хореограф: Санна Кеккелайнен

Фото: Lilja Lehmuskallio

Две женщины — большая и маленькая — образуют одно общее «тело» проекта финки Санны Кеккелайнен. Не слишком интересного, пока большая (сама Кеккелайнен) долго ползает по сцене и зависает, как-то уж слишком сложно раскорячившись, и вдруг пробирающего до мурашек, когда на сцену выходит, точнее выползает как еще не научившийся ходить ребенок, маленькая женщина — перформерша Майя Кархунен. Тогда перед зрителем выстраивается архитектура, состоящая из совсем других движений. И, наконец, ужасно трогательного, когда обе женщины начинают общаться, смешно кувыркаясь, щекоча друг другу пяточки, расчесывая волосы и позволяя другой пользоваться тем, чего у одной в избытке: например, длиной ног. Примечательно, что рассказывают при этом две женщины историю мужчины — аргентинца Хафеда, получившего вид на жительство в Париже. Финский contemporary dance всегда был непрост.

Историческую акцию Анн Халприн, одной из пионерок американского танцевального постмодернизма, повторила в Берлина в рамках фестиваля Tanz im August хореограф Анне Голлод. В 1967-м двадцать танцовщиц двинулись через улицы Сан-Франциско вот с такими белыми пустыми плакатами. Собственно, тогда и не надо было ничего писать — все понимали, что это против войны во Вьетнаме. В 2017-м пустые щиты, с которыми танцовщики прошлись по Берлину, начав с самой красивой площади города —  Жандарменмаркт — считывались скорее как констатация того факта, что слов либо больше нет, либо они совершенно бесполезны. Но все равно красиво.

Blank placard dance, replay. Акция: Анн Халприн. Повтор акции: Анне Голлод

Фото: Dajana Lothert

Историческую акцию Анн Халприн, одной из пионерок американского танцевального постмодернизма, повторила в Берлина в рамках фестиваля Tanz im August хореограф Анне Голлод. В 1967-м двадцать танцовщиц двинулись через улицы Сан-Франциско вот с такими белыми пустыми плакатами. Собственно, тогда и не надо было ничего писать — все понимали, что это против войны во Вьетнаме. В 2017-м пустые щиты, с которыми танцовщики прошлись по Берлину, начав с самой красивой площади города — Жандарменмаркт — считывались скорее как констатация того факта, что слов либо больше нет, либо они совершенно бесполезны. Но все равно красиво.

Более 30 миниатюр на протяжении трех часов показывает Ла Рибо в этой перформативной инсталляции. Показывает одна, совершенно голая и среди зрителей, которым на месте не усидеть, не потому что из просторного зрительного зала Sophiensaele вынесли все кресла: публике приходится перемещаться по залу за Ла Рибо. Вещи, в которые она переодевается, чтобы показать ту или иную миниатюру, приклеены скотчем к стене или валяются где попало на полу. Присаживаться надолго тоже смысла нет: проекты маленькие, длятся от 30 секунд до нескольких минут, после чего надо снова вставать. Panoramix — «коллекция коротких перформансов и акций», которую Ла Рибо собирала с 1993-го года — настоящее испытание для зрителей. Никто, впрочем, не уходит. «Коллекция» Ла Рибо тем и уникальна, что единственный ее экспонат — она сама, родоначальница той самой музейной и галерейной хореографии, которую в процессе перформанса учишься ценить именно за ее «летучесть».

Panoramix. Автор: Ла Рибо

Фото: Manuel Vasen

Более 30 миниатюр на протяжении трех часов показывает Ла Рибо в этой перформативной инсталляции. Показывает одна, совершенно голая и среди зрителей, которым на месте не усидеть, не потому что из просторного зрительного зала Sophiensaele вынесли все кресла: публике приходится перемещаться по залу за Ла Рибо. Вещи, в которые она переодевается, чтобы показать ту или иную миниатюру, приклеены скотчем к стене или валяются где попало на полу. Присаживаться надолго тоже смысла нет: проекты маленькие, длятся от 30 секунд до нескольких минут, после чего надо снова вставать. Panoramix — «коллекция коротких перформансов и акций», которую Ла Рибо собирала с 1993-го года — настоящее испытание для зрителей. Никто, впрочем, не уходит. «Коллекция» Ла Рибо тем и уникальна, что единственный ее экспонат — она сама, родоначальница той самой музейной и галерейной хореографии, которую в процессе перформанса учишься ценить именно за ее «летучесть».

В этой вещи встретились две иконы современного танца: испанка Ла Рибо и француженка Матильд Монье. Подруги, соперницы, ранимые, агрессивные, романтичные, ревнивые, завистливые — нет, наверное, ни одного состояния и ни одной женской роли, которую Рибо и Монье с потрясающим юмором не примерили бы в этом перформансе.  Поглумившись не без азарта заодно и над собственным статусом «бабушек» танц-авангарда, они минут 15 рыдают у микрофона, как будто оплакивая собственную молодость, борются за место в глубоком кресле и вообще идут на все, лишь бы привлечь внимание публики. Gustavia — классика феминистского перформанса и одновременно пародия на него: добрый час смешного, но точного анализа языка, на котором говорит, проговаривается и несет всякую чушь женское тело.

Gustavia. Хореографы: Матильд Монье и Ла Рибо

Фото: Marc Coudrais

В этой вещи встретились две иконы современного танца: испанка Ла Рибо и француженка Матильд Монье. Подруги, соперницы, ранимые, агрессивные, романтичные, ревнивые, завистливые — нет, наверное, ни одного состояния и ни одной женской роли, которую Рибо и Монье с потрясающим юмором не примерили бы в этом перформансе. Поглумившись не без азарта заодно и над собственным статусом «бабушек» танц-авангарда, они минут 15 рыдают у микрофона, как будто оплакивая собственную молодость, борются за место в глубоком кресле и вообще идут на все, лишь бы привлечь внимание публики. Gustavia — классика феминистского перформанса и одновременно пародия на него: добрый час смешного, но точного анализа языка, на котором говорит, проговаривается и несет всякую чушь женское тело.

Самый эффектный из костюмов Ирис ван Херпен для спектакля Саши Вальц и самый запоминающийся женский образ фестиваля — существо, которое и обороняется и нападает одновременно. Внутри этого необычного монстра (его отдаленный родственник разве что Эдвард-руки-ножницы), созданного воображением двух женщин, прячется одна из бывших танцовщиц Пины Бауш, Clementine Deluy. Теперь она в команде Саши Вальц.

Kreatur («Cоздание»). Хореограф: Саша Вальц

Фото: Sebastian Bolesch

Самый эффектный из костюмов Ирис ван Херпен для спектакля Саши Вальц и самый запоминающийся женский образ фестиваля — существо, которое и обороняется и нападает одновременно. Внутри этого необычного монстра (его отдаленный родственник разве что Эдвард-руки-ножницы), созданного воображением двух женщин, прячется одна из бывших танцовщиц Пины Бауш, Clementine Deluy. Теперь она в команде Саши Вальц.

Леа Моро (на фото слева) — новое многообещающее имя. Работающий между Цюрихом и Берлином хореограф, танцовщица и перформер от феминистских манифестов и гендерных проблем далека. Это все для старперов с их радугами и беготней по лайф-парадам. Моро в FUN! своих коллег-артистов вообще добрую часть представления держит под колпаком — поди догадайся, мальчики там или девочки упакованы в картонные геометрические формы. Можно подумать, что так Моро глумится над самым серьезным и пафосным манифестом абстрактной хореографии ХХ века — «Триадическим балетом» Оскара Шлеммера, у которого танцевали не люди, а костюмы: всякие спирали и пружинки. Но ничуть! В FUN!  Моро исследует, что именно смешит нас в театре, цирке, кино. Из каких-таких элементов (вроде «палец покажи») это «смешное» состоит. И набирает в FUN! таких «пальцев» целую коллекцию. Но одно дело собрать смешное, а другое — действительно развеселить. FUN! чуть ли не первый за много лет проект contemporary dance, который с этим  справляется.

FUN!. Хореограф: Леа Моро

Фото: Dajana Lothert

Леа Моро (на фото слева) — новое многообещающее имя. Работающий между Цюрихом и Берлином хореограф, танцовщица и перформер от феминистских манифестов и гендерных проблем далека. Это все для старперов с их радугами и беготней по лайф-парадам. Моро в FUN! своих коллег-артистов вообще добрую часть представления держит под колпаком — поди догадайся, мальчики там или девочки упакованы в картонные геометрические формы. Можно подумать, что так Моро глумится над самым серьезным и пафосным манифестом абстрактной хореографии ХХ века — «Триадическим балетом» Оскара Шлеммера, у которого танцевали не люди, а костюмы: всякие спирали и пружинки. Но ничуть! В FUN! Моро исследует, что именно смешит нас в театре, цирке, кино. Из каких-таких элементов (вроде «палец покажи») это «смешное» состоит. И набирает в FUN! таких «пальцев» целую коллекцию. Но одно дело собрать смешное, а другое — действительно развеселить. FUN! чуть ли не первый за много лет проект contemporary dance, который с этим справляется.

Шарики, которые Леа Моро гипнотизирует взглядом, в FUN! лезут буквально из всех щелей. Один из перформеров минут пять пузырится розовыми комочками, появляющимися у него изо рта. Зрители, как только выключается свет, тайком подбирают и распихивают эти шарики по карманам. В общем, сюда правильно приводить детей — им, начиная с 10 лет, на этот спектакль можно и нужно.

FUN!. Хореограф: Леа Моро

Фото: German Palomeque

Шарики, которые Леа Моро гипнотизирует взглядом, в FUN! лезут буквально из всех щелей. Один из перформеров минут пять пузырится розовыми комочками, появляющимися у него изо рта. Зрители, как только выключается свет, тайком подбирают и распихивают эти шарики по карманам. В общем, сюда правильно приводить детей — им, начиная с 10 лет, на этот спектакль можно и нужно.

Напоминающий знаменитый французский фильм «Бал» проект Матильд Монье и Алана Паулса рассказывает историю страны через аргентинское танго, но цитирует при этом все формы танца, какие только возможны на танцплощадке, где, собственно (как и в фильме «Бал»), все и происходит: встречи, расставания, свидания, столкновения. Монье — еще одна «селф вумен» современного танца и с начала 1990-х бессменная руководительница Хореографического центра в Монпелье, одного из важнейших в Европе.

El Baile. Хореограф: Матильд Монье

Фото: Christophe Martin

Напоминающий знаменитый французский фильм «Бал» проект Матильд Монье и Алана Паулса рассказывает историю страны через аргентинское танго, но цитирует при этом все формы танца, какие только возможны на танцплощадке, где, собственно (как и в фильме «Бал»), все и происходит: встречи, расставания, свидания, столкновения. Монье — еще одна «селф вумен» современного танца и с начала 1990-х бессменная руководительница Хореографического центра в Монпелье, одного из важнейших в Европе.

Про эту вещь Росио Молины язык не поворачивается сказать «шоу». От традиционного фламенко, кроме вот этого белого платья с воланами в первой сцене (потом она танцует в банном халате, сочащейся грязью юбке и много в чем еще необычном), не осталось камня на камне. Нет, есть, конечно, сцены, где Молина, бешеная и харизматичная танцорка, молотит сцену каблуками так, что становится понятно — она, вундеркинд от фламенко, начала это делать раньше, чем научилась ходить. Но ближайшими родственниками Молины после этого представления кажутся не всякие великие «стукачи» типа Гадеса, а разговаривающие с духами танцовщики буто с их корявыми и медленными монологами и венские акционисты с их экстремальными телесными опытами. Осенью Молина приезжает в Москву на фестиваль DanceInversion.

«Упавшая с небес». Постановщик и танцовщица: Росио Молина

Фото: djfrat

Про эту вещь Росио Молины язык не поворачивается сказать «шоу». От традиционного фламенко, кроме вот этого белого платья с воланами в первой сцене (потом она танцует в банном халате, сочащейся грязью юбке и много в чем еще необычном), не осталось камня на камне. Нет, есть, конечно, сцены, где Молина, бешеная и харизматичная танцорка, молотит сцену каблуками так, что становится понятно — она, вундеркинд от фламенко, начала это делать раньше, чем научилась ходить. Но ближайшими родственниками Молины после этого представления кажутся не всякие великие «стукачи» типа Гадеса, а разговаривающие с духами танцовщики буто с их корявыми и медленными монологами и венские акционисты с их экстремальными телесными опытами. Осенью Молина приезжает в Москву на фестиваль DanceInversion.

Ла Рибо много не бывает. Поэтому еще один из распространенных ее имиджей — голое женское тело под простыней. Иногда роль мертвой блондинки Ла Рибо доверяет перформерам-мужчинам. Но на этом фото в парике а-ля Монро — сама Ла Рибо.

Panoramix. Автор: Ла Рибо

Фото: Manuel Vason

Ла Рибо много не бывает. Поэтому еще один из распространенных ее имиджей — голое женское тело под простыней. Иногда роль мертвой блондинки Ла Рибо доверяет перформерам-мужчинам. Но на этом фото в парике а-ля Монро — сама Ла Рибо.

Женщина с сигаретой, на высоких каблуках с распущенными волосами — танцовщица Кристиана Морганти в своем автобиографическом перформансе транслирует этот революционный, танцтеатром Пины Бауш созданный образ. Конечно, не до полной гибели всерьез, а с юмором и дистанцией. Бывшая танцовщица Пины Бауш делится в этом перформансе двумя своими очень женскими пристрастиями — к танцу и болтовне.

Jessica and me. Хореограф: Кристиана Морганти

Фото: Virginie Martin

Женщина с сигаретой, на высоких каблуках с распущенными волосами — танцовщица Кристиана Морганти в своем автобиографическом перформансе транслирует этот революционный, танцтеатром Пины Бауш созданный образ. Конечно, не до полной гибели всерьез, а с юмором и дистанцией. Бывшая танцовщица Пины Бауш делится в этом перформансе двумя своими очень женскими пристрастиями — к танцу и болтовне.

Премьера фестиваля Tanz im August, показанная в церкви Святой Елизаветы, — первая работа, которую Саша Вальц сделала исключительно на танцовщиц. Вдохновила ее знаменитая феминистская инсталляция Джуди Чикаго The Dinner Party (1974-1979 годы), представляющая собой треугольный стол, накрытый для 39 самых знаменитых женщин в истории. Получился довольно мастерский, но жутковатый и слегка психопатичный перформанс с яростными ведьминскими плясками, брутальными ритуалами и сценами, в которых таскают туда-сюда муляжи пуповин, вагин и прочих внутренностей, служащих для украшения алтарной части храма и того самого, от Джуди Чикаго, треугольного стола.

Sasha Waltz & Guests. Women («Женщины»). Хореограф: Саша Вальц

Фото: Ute und Luna Zscharnt

Премьера фестиваля Tanz im August, показанная в церкви Святой Елизаветы, — первая работа, которую Саша Вальц сделала исключительно на танцовщиц. Вдохновила ее знаменитая феминистская инсталляция Джуди Чикаго The Dinner Party (1974-1979 годы), представляющая собой треугольный стол, накрытый для 39 самых знаменитых женщин в истории. Получился довольно мастерский, но жутковатый и слегка психопатичный перформанс с яростными ведьминскими плясками, брутальными ритуалами и сценами, в которых таскают туда-сюда муляжи пуповин, вагин и прочих внутренностей, служащих для украшения алтарной части храма и того самого, от Джуди Чикаго, треугольного стола.

«Occuuppatioooon!» назвали ту довольно большую часть фестивальной программы, которую «захватила» испанка Ла Рибо. Ретроспектива ее работ, охватывающая период с 1993 по 2016-й,  впечатляет — видео, инсталляции, арт- и театральные перформансы. Многое уже стало классикой. И не только целые проекты, но и отдельные их телесные «объекты» вроде этой позы Ла Рибо из ее знаменитой миниатюры со складным стулом.

Panoramix. Автор: Ла Рибо

Фото: Hugo Glendinning

«Occuuppatioooon!» назвали ту довольно большую часть фестивальной программы, которую «захватила» испанка Ла Рибо. Ретроспектива ее работ, охватывающая период с 1993 по 2016-й, впечатляет — видео, инсталляции, арт- и театральные перформансы. Многое уже стало классикой. И не только целые проекты, но и отдельные их телесные «объекты» вроде этой позы Ла Рибо из ее знаменитой миниатюры со складным стулом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше