Прислушавшись к общественности, Минкульт отказался от собственного законопроекта об обязательном сборе в пять миллионов рублей с каждого фильма в прокате (его может заменить куда менее драконовский налог со сборов) — а значит, авторские и фестивальные картины пока остаются на российских экранах. Учитывая, что вступить в силу закон должен был уже 1 января, есть даже конкретные бенефициары его отмены — несколько январских и февральских релизов независимых дистрибьюторов, которые пятимиллионную пошлину точно бы не потянули. «Лента.ру» называет эти фильмы, которые зрители, в сущности, обрели заново.
![Собравшая очень приличную прессу в Каннах, где ее показывали вне конкурса, экранизация Нила Геймана с видимым удовольствием смешивает в своем сюжете панк-концерт и нашествие инопланетян — а заодно скрещивает сразу несколько жанров, от аналогового сай-фая и квази-мюзикла до подростковой комедии о расставании с невинностью. Гвоздь программы в этом фильме — Николь Кидман с феерической стрижкой в роли королевы пришельцев.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Как разговаривать с девушками на вечеринках», в прокате с 15 февраля
Кадр: фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках»
Собравшая очень приличную прессу в Каннах, где ее показывали вне конкурса, экранизация Нила Геймана с видимым удовольствием смешивает в своем сюжете панк-концерт и нашествие инопланетян — а заодно скрещивает сразу несколько жанров, от аналогового сай-фая и квази-мюзикла до подростковой комедии о расставании с невинностью. Гвоздь программы в этом фильме — Николь Кидман с феерической стрижкой в роли королевы пришельцев.
![Если бы злополучный законопроект вступил в силу, идея прокатчика Russian World Vision незадолго до релиза нового фильма Михаэля Ханеке «Хэппи-энд» выпустить один из классических фильмов австрийца оказалась бы ограничена лимитом в 100 сеансов. Теперь же посмотреть на большом экране один из самых безжалостных в истории фильмов о женщине за гранью нервного срыва смогут все желающие.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Пианистка», в прокате с 11 января
Кадр: фильм «Пианистка»
Если бы злополучный законопроект вступил в силу, идея прокатчика Russian World Vision незадолго до релиза нового фильма Михаэля Ханеке «Хэппи-энд» выпустить один из классических фильмов австрийца оказалась бы ограничена лимитом в 100 сеансов. Теперь же посмотреть на большом экране один из самых безжалостных в истории фильмов о женщине за гранью нервного срыва смогут все желающие.
![Первая часть индийского эпоса «Бахубали» в российский прокат не выходила, вторая — при необходимости отдать государству 5 миллионов — тоже этой судьбы избежала бы. Посмотреть тем временем здесь есть на что: «Бахубали», при всей запредельности, показывает, как снимать действительно впечатляющие блокбастеры, когда бюджет не дотягивает до голливудских масштабов. Чего стоит одна только получасовая батальная сцена — со слонами и тотальным разрушением ландшафта.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Бахубали 2: Рождение легенды», в прокате с 11 января
Кадр: фильм «Бахубали 2: Рождение легенды»
Первая часть индийского эпоса «Бахубали» в российский прокат не выходила, вторая — при необходимости отдать государству 5 миллионов — тоже этой судьбы избежала бы. Посмотреть тем временем здесь есть на что: «Бахубали», при всей запредельности, показывает, как снимать действительно впечатляющие блокбастеры, когда бюджет не дотягивает до голливудских масштабов. Чего стоит одна только получасовая батальная сцена — со слонами и тотальным разрушением ландшафта.
![Новый фильм живого австрийского классика Михаэля Ханеке в Каннах встретили с трудно скрываемым раздражением — после «Белой ленты» и «Любви» от режиссера, похоже, ждали следующего серьезного высказывания о человеческой природе и ее критических проявлениях. Что ж, «Хэппи-эндом» Ханеке напоминает о том, что в свое время он снял один из самых издевательских фильмов 90-х «Забавные игры» (а потом еще и покадрово переснял его в Америке). Этот вольный сиквел той же «Любви» уже не пытается заглянуть в экзистенциальную бездну, а противопоставляет ей безжалостную, не щадящую ни одного персонажа иронию.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Хэппи-энд», в прокате с 25 января
Кадр: фильм «Хэппи-энд»
Новый фильм живого австрийского классика Михаэля Ханеке в Каннах встретили с трудно скрываемым раздражением — после «Белой ленты» и «Любви» от режиссера, похоже, ждали следующего серьезного высказывания о человеческой природе и ее критических проявлениях. Что ж, «Хэппи-эндом» Ханеке напоминает о том, что в свое время он снял один из самых издевательских фильмов 90-х «Забавные игры» (а потом еще и покадрово переснял его в Америке). Этот вольный сиквел той же «Любви» уже не пытается заглянуть в экзистенциальную бездну, а противопоставляет ей безжалостную, не щадящую ни одного персонажа иронию.
![У поздних фильмов Вима Вендерса обычно складывается не лучшая репутация (и не самые солидные суммы сборов) — а зря: его предыдущая картина «Прекрасные дни в Аранхуэсе» нашла довольно небанальное применение все чаще выглядящему пошлостью формату 3D. Новое кино немецкого классика сводит в средиземноморском отеле океанолога (Алисия Викандер) и разведчика (Джеймс МакЭвой) — чтобы тут же разделить их навсегда, оставив лишь с воспоминаниями о проведенном вместе времени.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Погружение», в прокате с 4 января
Кадр: фильм «Погружение»
У поздних фильмов Вима Вендерса обычно складывается не лучшая репутация (и не самые солидные суммы сборов) — а зря: его предыдущая картина «Прекрасные дни в Аранхуэсе» нашла довольно небанальное применение все чаще выглядящему пошлостью формату 3D. Новое кино немецкого классика сводит в средиземноморском отеле океанолога (Алисия Викандер) и разведчика (Джеймс МакЭвой) — чтобы тут же разделить их навсегда, оставив лишь с воспоминаниями о проведенном вместе времени.
![Режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано несколько лет назад сняли глобальный хит «1+1» — так что особых сомнений в широких прокатных перспективах их новой картины, комедии о вышедшей из-под контроля свадьбе (представлять, похоже, стоит что-то между «Меланхолией» фон Триера и «Горько!» Крыжовникова), быть не должно. Другое дело, что ее выпускает в прокат совсем молодое дистрибьюторское подразделение сети кинотеатров авторского кино «Пионер» — которому гипотетическая пошлина на первом году работы вполне могла бы и перекрыть кислород.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Праздничный переполох», в прокате с 1 января
Кадр: фильм «Праздничный переполох»
Режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано несколько лет назад сняли глобальный хит «1+1» — так что особых сомнений в широких прокатных перспективах их новой картины, комедии о вышедшей из-под контроля свадьбе (представлять, похоже, стоит что-то между «Меланхолией» фон Триера и «Горько!» Крыжовникова), быть не должно. Другое дело, что ее выпускает в прокат совсем молодое дистрибьюторское подразделение сети кинотеатров авторского кино «Пионер» — которому гипотетическая пошлина на первом году работы вполне могла бы и перекрыть кислород.
![Диана Крюгер получила за роль в новом фильме Фатиха Акина приз лучшей актрисе Каннского фестиваля — и более чем заслуженно: на ее душераздирающем перформансе строится вся эта картина, трагедия женщины, потерявшей мужа и сына из-за теракта. Акин не вполне выдерживает бесстрастную интонацию, которая подкупает в первые две трети «На пределе», — но если и смотреть его фильм, то именно на большом экране, вместе с героиней Крюгер переживая невыносимое.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«На пределе», с 22 февраля
Кадр: фильм «На пределе»
Диана Крюгер получила за роль в новом фильме Фатиха Акина приз лучшей актрисе Каннского фестиваля — и более чем заслуженно: на ее душераздирающем перформансе строится вся эта картина, трагедия женщины, потерявшей мужа и сына из-за теракта. Акин не вполне выдерживает бесстрастную интонацию, которая подкупает в первые две трети «На пределе», — но если и смотреть его фильм, то именно на большом экране, вместе с героиней Крюгер переживая невыносимое.
![Конечно, перспективы в прокате у байопика скульптора Альберто Джакометти в России довольно туманны — даже единственная большая выставка одного из главных итальянских художников XX века в Москве прошла в 2008-м не то чтобы с очередями. При этом «Последний портрет», снятый известным актером и вообще-то довольно приличным режиссером Стэнли Туччи, превосходит большинство типичных биографических фильмов — хотя бы потому, что не пытается раскрыть природу гения Джакометти так, чтобы понял каждый.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Последний портрет», в прокате с 18 января
Кадр: фильм «Последний портрет»
Конечно, перспективы в прокате у байопика скульптора Альберто Джакометти в России довольно туманны — даже единственная большая выставка одного из главных итальянских художников XX века в Москве прошла в 2008-м не то чтобы с очередями. При этом «Последний портрет», снятый известным актером и вообще-то довольно приличным режиссером Стэнли Туччи, превосходит большинство типичных биографических фильмов — хотя бы потому, что не пытается раскрыть природу гения Джакометти так, чтобы понял каждый.