В Парк-сити раздал призы «Сандэнс» — один из самых престижных фестивалей планеты, традиционно славящийся представительной программой американского независимого кино. Среди победителей этого года — режиссерский проект Итана Хоука, новые фильмы с Питером Динклейджем и Хлоей Моретц, а также сразу две картины российского происхождения. Эти и другие лауреаты «Сандэнса»-2018 — в галерее «Ленты.ру».
Кадр: фильм «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»
Главный приз в самой престижной из четырех конкурсных программ «Сандэнса» — американского игрового кино — выиграла экранизация скандального романа Эмили Данфорт о школьнице-лесбиянке (Хлоя Грейс Моретц), которую родители, застукав с подругой, отправляют в католический интернат для перевоспитания ЛГБТ-молодежи. Там героиню фильма Дезире Акхаван ждут не только квази-религиозный абсурд правил и предписаний, но и друзья по несчастью, включая смуглую одноногую бунтарку (Саша Лэйн из «Американской милашки») с солидным запасом травы в протезе.
Кадр: фильм «Бремя»
Приз зрительских симпатий на «Сандэнсе» по значению приравнивается к гран-при жюри — и можно понять, почему в американском игровом конкурсе публике больше всего приглянулась драма Эндрю Хеклера «Бремя». В конце концов, это кино пытается врачевать самые застарелые раны американского общества: дорогой к искуплению и перевоспитанию здесь идет убежденный расист, активный член Ку-клукс-клана (Гаррет Хэдлунд) — под влиянием влюбленной в него матери-одиночки (Андреа Райзборо) и чернокожего проповедника (Форест Уитакер).
Кадр: фильм «Воспитательница»
Режиссерский приз в американском игровом конкурсе неожиданно выиграла Сара Коланджело — неожиданно, потому что речь о, пожалуй, наименее оригинальном по замыслу фильме программы: «Воспитательница» представляет собой ремейк одноименной картины израильтянина Надава Лапида, нашумевшей на мировых фестивалях несколько лет назад. Американские критики особенно отмечают перформанс Мэгги Джилленхол в главной роли — утомленной жизнью воспитательницы детсада, которая обретает смысл существования, когда замечает недюжинный поэтический дар у одного из своих пятилетних подопечных.
Кадр: фильм «Нэнси»
Дебют Кристины Чоу, награжденный за лучший сценарий, хвастает одним из самых интересных сюжетов в сандэнсовской программе этого года: заглавная героиня (Андреа Райзборо), депрессивная горе-колумнистка Нэнси, живет со старушкой-мамой и развлекается враньем и троллингом в интернете. Границы реальности и вымысла в ее унылой жизни начинают сливаться, когда женщина знакомится в сети с парой, у которой тридцать лет наз назад похитили пятилетнюю дочь, и начинает веровать в том, что она и есть эта пропавшая девочка.
Кадр: фильм «Кайлаш»
Лучшим фильмом в американской секции документального конкурса жюри признало фильм-портрет человека, без преувеличения незаурядного — индийского активиста, лауреата Нобелевской премии Кайлаша Сатьяртхи. Всю свою жизнь Сатьяртхи борется против детского рабства и нелегального детского труда — а фильм Дерека Донина показывает изнанку этой борьбы: рейды на эксплуатирующие несовершеннолетних фабрики и заводы, секретные операции по разоблачению рабовладельцев и нечистых на руку капиталистов.
Кадр: фильм «Монстры и люди»
Лучший дебют фестиваля, драма Рейнальдо Маркуса Грина строится вокруг уже типичного для американских улиц инцидента: главный герой снимает на телефон убийство полицейским чернокожего парня. Злополучное видео в итоге становится камнем преткновения не только для него, но и для пары других обитателей легендарного бруклинского микража Бед-Стай — чернокожего коллеги убийцы и школьника-спортсмена, которого происшествие превращает в активиста.
Кадр: фильм «Блэйз»
«Блэйз» — уже четвертый режиссерский проект актера Итана Хоука, но, кажется, именно он сделает голливудской звезде репутацию одаренного постановщика: по крайней мере, на «Сандэнсе» он удостоился исключительно хвалебных отзывов. Среди прочего, эту биографию культового фолк-певца, алкоголика и дебошира Блэйза Фоули, уже успели назвать лучшим образцом жанра со времен «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн — а жюри фестиваля наградило сыгравшего заглавную роль актера Бенджамина Дики.
Кадр: фильм «Отцы и дети»
Живущий в Берлине сириец Талал Дерки уже выигрывал гран-при жюри «Сандэнса» четыре года назад с погружавшим в пекло сирийской гражданской войны «Возвращением в Хомс». В своем новом фильме Дерки вновь обращается к проблемам родной страны — и вновь с риском для собственной жизни: режиссер притворился поклонником идей «Исламского государства», чтобы внедриться в его ряды и снять фильм-портрет одного из вождей ИГ Абу Усамы, безжалостного генерала и непререкаемого авторитета для пацанов, растущих на территории халифата.
Кадр: фильм «Срок»
Для своего режиссерского дебюта известный оператор Руди Вальдес обратился к истории собственной семьи: его сестра Синди получила 15-летний срок за пособничество преступлениям, когда-то совершенным ее покойным бойфрендом-гангстером. Перед тем, как оказаться на скамье подсудимых, Синди успела выйти замуж и родить троих детей — разбираясь в обстоятельствах ее дела, Руди Вальдес одновременно пытается привлечь внимание властей к ее судьбе.
Кадр: фильм «Поиск»
В программе NEXT, которая на «Сандэнсе» отведена фильмам, которые экспериментируют с цифровыми технологиями и языком кинематографа, в этом году победил новый проект российского продюсера Тимура Бекмамбетова, продолжающего развивать свою идею десктоп-кино. Его картина «Поиск», как и «Убрать из друзей» Лео Габриадзе, разворачивается исключительно на экране монитора. Это ограничение не мешает 25-летнему режиссеру Анишу Чаганти и Бекмамбетову рассказать историю поисков пропавшей 16-летней девушки, ключ к исчезновению которой ее отец пытается найти на лэптопе дочери.
Кадр: фильм «Бабочки»
Лучшим (по версии жюри) среди игровых фильмов, снятых за пределами США, стала черная комедия «Бабочки», новая работа режиссера Толги Караджелика, который считается одним из самых талантливых молодых кинематографистов Турции и уже второй раз приезжает на «Сандэнс». В центре сюжета «Бабочек» два брата и сестра, давно уехавшие из родной деревни и переставшие общаться друг с другом, но теперь вынужденные встретиться на похоронах отца.
Кадр: фильм «Виновник»
А вот аудитории, посещавшей сеансы зарубежного игрового кино, больше тех же «Бабочек» и других фильмов секции, понравился датский триллер «Виновник», изобретательно переосмысляющий традиции скандинавского нуара в отсутствие собственно Скандинавии. По крайней мере, здесь не найдется ее хмурых пейзажей — действие ограничено отделом полиции, не покидая которого пытается расследовать дело о похищении женщины отстраненный от службы офицер (Якоб Седергрен).
Кадр: фильм «Наш новый президент»
В сандэнсовском призе для фильма россиянина Максима Поздоровкина нет ничего удивительного — строго говоря, монтаж в нем является единственным инструментом авторского высказывания. Вслух здесь вместо режиссера высказывается российское телевидение — «Наш новый президент» смонтирован из посвященных выборам президента США сюжетов отечественных телеканалов: спаситель русско-американских отношений Трамп, больная сатанистка Клинтон и прочие плоды игры воображения пропагандистов представлены во всей красе.
Кадр: фильм «Это дом»
Тема глобальных последствий сирийского конфликта, которую поднимает и «Наш новый президент», и «Отцы и дети», и несколько других, оставшихся без наград, документальных картин программы «Сандэнса», оказывается ключевой и во взявшей приз зрительских симпатий в своей секции ленте Александры Шивы «Это дом». Шива наблюдает за жизнью четырех семей сирийских беженцев, которые поселились в Балтиморе и получили от властей на то, чтобы устроиться на новом месте и найти работу, жалкие в таких обстоятельствах восемь месяцев.
Кадр: фильм «Я думаю, теперь мы одни»
Редкий представитель постапокалиптического жанра, который больше интересуется не обстоятельствами конца света, а психологией тех, кому в нем удастся выжить, фильм Рида Морано обходится всего двумя актерами — но зато какими! Питер Динклейдж играет последнего, как ему самому кажется, человека на земле — вполне привыкшего к вечному одиночеству, но обреченного сюжетом на потрясение: однажды в его пустынный мир из ниоткуда заявляется, намереваясь остаться, нахальная девица в исполнении Эль Фэннинг.