Исполняется 100 лет со дня смерти Густава Климта (14.07.1862 — 06.02.1918) — одного из самых известных австрийских художников и важнейшей фигуры сецессиона и в целом венского модерна. Главный мотив большинства его картин — обнаженная женская натура, за что его считают мастером эротизма.
Некоторые произведения живописца были слишком откровенны для своего времени и подвергались жесткой критике: например, его «факультетские» работы для украшения потолка зала Венского университета коллегия профессоров назвала «извращением и порнографией» и «обсценным искусством».
Несмотря на невероятную чувственность женских портретов Климта, некоторые эксперты считают, что художник, который никогда не был женат, — хотя у него было много возлюбленных — вероятно, вообще воздерживался от секса и близких отношений. Самые очаровательные девушки с полотен Климта — в галерее «Ленты.ру».
![Климт знаком зрителю, прежде всего, картинами своего «Золотого периода»: позолота, использованная в работах, — наиболее узнаваемый элемент его творчества. В «Данае» позолоченным стал, естественно, тот самый золотой дождь, который, согласно мифу, оплодотворил героиню.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132139972/preview_a8b7bdfd7065c3607c36b86f132f86c4.jpg)
«Даная», 1907 год
Климт знаком зрителю, прежде всего, картинами своего «Золотого периода»: позолота, использованная в работах, — наиболее узнаваемый элемент его творчества. В «Данае» позолоченным стал, естественно, тот самый золотой дождь, который, согласно мифу, оплодотворил героиню.
![Дочь генерального директора Венского банковского союза осталась в истории благодаря четырем живописным работам Климта. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» стал одной из важнейших картин югендстиля, что отражено в других названиях полотна: «Австрийская Мона Лиза» и «Золотая Адель».](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205131937549/preview_295dba8eeff7611b95300f8c91005f53.jpg)
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907 год
Дочь генерального директора Венского банковского союза осталась в истории благодаря четырем живописным работам Климта. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» стал одной из важнейших картин югендстиля, что отражено в других названиях полотна: «Австрийская Мона Лиза» и «Золотая Адель».
![Nuda Veritas — очередной выпад Климта в адрес консервативного вкуса. Голую правду здесь воплощает голая в прямом смысле рыжая женщина, которая держит зеркало истины. Над картиной — цитата Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/17/20180205170233272/preview_ba3e9a9071f8b82925a12fe74bc8412d.jpg)
«Голая правда», 1899 год
Nuda Veritas — очередной выпад Климта в адрес консервативного вкуса. Голую правду здесь воплощает голая в прямом смысле рыжая женщина, которая держит зеркало истины. Над картиной — цитата Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».
![«Подруги» — весьма обтекаемое название для картины, изображающей, как считается, лесбийские отношения двух девушек. Несмотря на однополость их любви, фигуры противопоставлены: одна обнажена, другая одета и с покрытой головой. Картина была уничтожена во время пожара в 1945 году.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205131949768/preview_dc7766389590577486b96a5eb072a060.jpg)
«Подруги», 1917 год
Картина: Густав Климт
«Подруги» — весьма обтекаемое название для картины, изображающей, как считается, лесбийские отношения двух девушек. Несмотря на однополость их любви, фигуры противопоставлены: одна обнажена, другая одета и с покрытой головой. Картина была уничтожена во время пожара в 1945 году.
![Афина Паллада — воплощение правосудия, мудрости и искусства — была символом Венского сецессиона, художественной группы, основателем и президентом которой Климт стал в 1897 году. Считается, что именно с картины «Афина Паллада» художник, сын известного ювелира, начал экспериментировать с золотом.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205131945803/preview_25877a5bbbd1409199307b417c7cc0a2.jpg)
«Афина Паллада», 1898 год
Афина Паллада — воплощение правосудия, мудрости и искусства — была символом Венского сецессиона, художественной группы, основателем и президентом которой Климт стал в 1897 году. Считается, что именно с картины «Афина Паллада» художник, сын известного ювелира, начал экспериментировать с золотом.
![В отношении картин Климта, часто напоминающих иконы из-за обильной позолоты (когда-то в религиозных кругах говорили о кощунственности художника), принято говорить об «ореолах» или «аурах» — световых и цветовых полотнах, окружающих фигуры. Здесь ореол вокруг молодых героинь — ребенка и матери — противопоставлен ореолу пожилой женщины.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205131934386/preview_904ab31803fdd8ef4808128d547de664.jpg)
«Три возраста женщины», 1905 год
В отношении картин Климта, часто напоминающих иконы из-за обильной позолоты (когда-то в религиозных кругах говорили о кощунственности художника), принято говорить об «ореолах» или «аурах» — световых и цветовых полотнах, окружающих фигуры. Здесь ореол вокруг молодых героинь — ребенка и матери — противопоставлен ореолу пожилой женщины.
![Несмотря на целомудренность картины — женщина полностью одета, нет привычного «вызывающего взгляда» — критики видят здесь некую интимность. Героиня задумалась и, кажется, не знает, что за ней наблюдают: и у зрителя создается впечатление, что он подсматривает за девушкой.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132009567/preview_33dfbb429cdda23924aeb6b1ce1da250.jpg)
«Черная шляпа с пером», 1910 год
Несмотря на целомудренность картины — женщина полностью одета, нет привычного «вызывающего взгляда» — критики видят здесь некую интимность. Героиня задумалась и, кажется, не знает, что за ней наблюдают: и у зрителя создается впечатление, что он подсматривает за девушкой.
![«Юдифь I» (полотно под вторым номером было создано в том же 1901 году) — еще одно изображение Адели Блох-Бауэр. Климт исследует разрушительную и опасную силу женской сексуальности, перекладывая библейскую историю молодой вдовы, которая, чтобы спасти свой народ, соблазнила вражеского полководца и отрубила ему голову.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132004366/preview_d94f78f95ebc2d24ae655ced54851a76.jpg)
«Юдифь и голова Олоферна», 1901 год
«Юдифь I» (полотно под вторым номером было создано в том же 1901 году) — еще одно изображение Адели Блох-Бауэр. Климт исследует разрушительную и опасную силу женской сексуальности, перекладывая библейскую историю молодой вдовы, которая, чтобы спасти свой народ, соблазнила вражеского полководца и отрубила ему голову.
![Серена Ледерер — близкая подруга Климта, под влиянием которой ее муж создал большую коллекцию работ художника: именно он, в частности, приобрел «факультетские» картины, от которых отказался Венский университет. К несчастью, все собрание было национализировано нацистами, которые в 1945 году подожгли дворец Иммерхоф, где оно хранилось. На этой картине — 20-летняя дочь Ледереров.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132020232/preview_adc152f276ace45e167a7537f3a77700.jpg)
«Портрет Элизабет Ледерер (баронессы Элизабет Бахофен-Эхт)», 1916 год
Серена Ледерер — близкая подруга Климта, под влиянием которой ее муж создал большую коллекцию работ художника: именно он, в частности, приобрел «факультетские» картины, от которых отказался Венский университет. К несчастью, все собрание было национализировано нацистами, которые в 1945 году подожгли дворец Иммерхоф, где оно хранилось. На этой картине — 20-летняя дочь Ледереров.
![Про свою модель Герму Климт говорил, что «ее зад намного прекрасней и интеллигентней, чем лица многих других». Картина, написанная во время беременности Гермы, шесть лет хранилась в частной коллекции за створками — как большинство других работ художника, «Надежду» посчитали пошлой и непристойной.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132025658/preview_860f2e258328e8e17ae2bba8b72eb886.jpg)
«Надежда I», 1903 год
Про свою модель Герму Климт говорил, что «ее зад намного прекрасней и интеллигентней, чем лица многих других». Картина, написанная во время беременности Гермы, шесть лет хранилась в частной коллекции за створками — как большинство других работ художника, «Надежду» посчитали пошлой и непристойной.
![Искусствоведы находят в самой известной картине Климта много эротических подтекстов: например, считается, что прямоугольники на одежде мужчины — сперматозоиды, а «яйцевидные» узоры на платье женщины символизируют плодовитость.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132047938/preview_a834451bd5be44e0ae586f1e986c9b35.jpg)
«Поцелуй», 1908 год
Искусствоведы находят в самой известной картине Климта много эротических подтекстов: например, считается, что прямоугольники на одежде мужчины — сперматозоиды, а «яйцевидные» узоры на платье женщины символизируют плодовитость.
![«Портрет Иоганны Штауде» — одна из последних работ Климта. Начатая на рубеже 1917-1918 годов, она так и осталась незавершенной. Модель какое-то время работала у писателя Петера Альтенберга (возможно, по рекомендации художника), который называл ее «современным ангелом».](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132014105/preview_c80aa77c82c26564fcf6b9d68be5342f.jpg)
«Портрет Иоганны Штауде», 1918 год
«Портрет Иоганны Штауде» — одна из последних работ Климта. Начатая на рубеже 1917-1918 годов, она так и осталась незавершенной. Модель какое-то время работала у писателя Петера Альтенберга (возможно, по рекомендации художника), который называл ее «современным ангелом».
![«Медицина» — одно из трех полотен, которые были заказаны у Климта Министерством культуры, религии и образования для украшения потолка большого зала Венского университета. Многие восприняли картины как очень вызывающие, причем не только из-за излишней эротичности, но и из-за «невразумительности». Этот фрагмент — единственная часть, которая сохранилась на цветной фотографии. Все три картины были уничтожены во время пожара в 1945 году, от них остались только черно-белые снимки плохого качества.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205131958536/preview_e57b1c72b62d71ad4a2608aeae09a17a.jpg)
«Гигиея», фрагмент картины «Медицина», 1901 год
«Медицина» — одно из трех полотен, которые были заказаны у Климта Министерством культуры, религии и образования для украшения потолка большого зала Венского университета. Многие восприняли картины как очень вызывающие, причем не только из-за излишней эротичности, но и из-за «невразумительности». Этот фрагмент — единственная часть, которая сохранилась на цветной фотографии. Все три картины были уничтожены во время пожара в 1945 году, от них остались только черно-белые снимки плохого качества.
![Эротизм и смерть — главные темы, которые волновали Климта и которые он противопоставлял. Если в «Надежде I» на фоне черепа и черных пятен оказывается светлое лицо беременной женщины, не замечающей мрака, то здесь темной смерти противопоставлена единая масса обнаженных тел, сливающихся в неге и окруженных яркими узорами.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132031729/preview_954709852c5574cac0943859c71e7e8c.jpg)
«Смерть и Жизнь», 1915 год
Эротизм и смерть — главные темы, которые волновали Климта и которые он противопоставлял. Если в «Надежде I» на фоне черепа и черных пятен оказывается светлое лицо беременной женщины, не замечающей мрака, то здесь темной смерти противопоставлена единая масса обнаженных тел, сливающихся в неге и окруженных яркими узорами.
![Вторая «Надежда», написанная через пять лет после первой картины, — немного менее провокационная. Несмотря на название (немецкое выражение In guter Hoffnung — «в хорошей надежде», переводится просто как «беременная»), обе работы довольно мрачны: округлившийся живот женщины соседствует с черепом — символом смерти.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205131953949/preview_b8ee71d0d37d0a81568f965792846de1.jpg)
«Надежда II», 1908 год
Вторая «Надежда», написанная через пять лет после первой картины, — немного менее провокационная. Несмотря на название (немецкое выражение In guter Hoffnung — «в хорошей надежде», переводится просто как «беременная»), обе работы довольно мрачны: округлившийся живот женщины соседствует с черепом — символом смерти.
![«Бетховенский фриз» стал ответом Климта на критику его «факультетских» картин. Работа была создана для «Гезамткунстверк» Венского сецессиона: большого произведения, объединяющего музыку, живопись, скульптуру и архитектуру и посвященного Бетховену. Вдохновением для цикла Климта, который был представлен в нескольких залах выставки сецессиона вместе со скульптурой Бетховена работы Макса Клингера, стала вагнеровская интерпретация Девятой симфонии.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205133520507/preview_09c74f509d50c2c0beac0a3b820cf8c4.jpg)
«Враждебные силы» из цикла «Бетховенский фриз», 1902 год
«Бетховенский фриз» стал ответом Климта на критику его «факультетских» картин. Работа была создана для «Гезамткунстверк» Венского сецессиона: большого произведения, объединяющего музыку, живопись, скульптуру и архитектуру и посвященного Бетховену. Вдохновением для цикла Климта, который был представлен в нескольких залах выставки сецессиона вместе со скульптурой Бетховена работы Макса Клингера, стала вагнеровская интерпретация Девятой симфонии.
![В центре картины — спящая девушка, окруженная шестью обнаженными женщинами. Климт в своих работах часто сознательно отказывается от реалистичности в пользу символичности — считается, что это своеобразный ответ на популярность фотографии, которая лишила художников задачи реалистичного изображения объектов.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/02/05/13/20180205132043090/preview_943e4724155e0fbfac96bbf55d346182.jpg)
«Девы», 1913 год
В центре картины — спящая девушка, окруженная шестью обнаженными женщинами. Климт в своих работах часто сознательно отказывается от реалистичности в пользу символичности — считается, что это своеобразный ответ на популярность фотографии, которая лишила художников задачи реалистичного изображения объектов.