Русские монстры Паровые гиганты и огромные машины на первых цветных снимках Российской империи

26 фото

Начало XX века стало временем бурного развития промышленности в Российской империи. Строились заводы и фабрики, железные дороги уходили все дальше по территории огромной страны. Сложные системы каналов и шлюзов превращали тихие речки и озера в оживленные транспортные пути. Мосты связывали берега широких рек, электростанции давали ток, дымили паровозы и пароходы, летели по проводам телеграфные сообщения... Достижения науки, внедренные в повседневную практику, изумляли воображение не только обывателей, но и весьма просвещенных граждан. Сергей Михайлович Прокудин-Горский искренне верил, что наука и техника изменят мир к лучшему, и приложил к этому свои силы, талант, энергию и страсть. Он не просто усовершенствовал цветную фотографию — ему удалось остановить и обессмертить само время.

«Лента.ру» и издательство «Красивая книга» продолжают знакомить читателей с наследием великого русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В этой галерее собраны цветные фотографии промышленных предприятий, образцов техники и транспорта, железнодорожных и водных коммуникаций Российской империи, относящиеся к 1909-1916 годам.

Электростанция Соловецкого монастыря была пущена в работу 27 сентября 1912 года. Мощность электростанции на момент запуска составляла 145 лошадиных сил (л.с.), вырабатывался постоянный ток напряжением 220 вольт. Один генератор приводился в действие гидравлической турбиной Френсиса мощностью 60 л.с., а два других — паровыми машинами мощностью 60 и 25 л.с. Основная нагрузка электростанции была силовой и только 14 процентов — осветительной.

Электростанция Соловецкого монастыря (на переднем плане); на заднем плане — Спасо-Преображенский собор (слева) и Филипповская церковь. Фотография 1916 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Электростанция Соловецкого монастыря была пущена в работу 27 сентября 1912 года. Мощность электростанции на момент запуска составляла 145 лошадиных сил (л.с.), вырабатывался постоянный ток напряжением 220 вольт. Один генератор приводился в действие гидравлической турбиной Френсиса мощностью 60 л.с., а два других — паровыми машинами мощностью 60 и 25 л.с. Основная нагрузка электростанции была силовой и только 14 процентов — осветительной.

Камнечерпательная машина применялась для очистки и углубления русла. 

Река Свирь, Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии. Сегодня это Подпорожский район Ленинградской области.

Камнечерпательная машина многочерпакового типа «Свирская 1-я». Фотография 1909 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Камнечерпательная машина применялась для очистки и углубления русла.

Река Свирь, Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии. Сегодня это Подпорожский район Ленинградской области.

Малая механизация сельского хозяйства в действии. Снимок сделан летом 1916 года в районе села Кондопога Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (районный центр Кондопога Республики Карелия).

Прессовальный станок для сена. Фотография 1916 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Малая механизация сельского хозяйства в действии. Снимок сделан летом 1916 года в районе села Кондопога Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (районный центр Кондопога Республики Карелия).

Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ Бакала, Златоустовский уезд Уфимской губернии. В настоящее время — Саткинский район Челябинской области.

Работа на Бакальском руднике. Фотография 1910 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ Бакала, Златоустовский уезд Уфимской губернии. В настоящее время — Саткинский район Челябинской области.

Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Насосы для выкачивания воды у села Белоомут. Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Снимок сделан в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии (Кондопожский район Республики Карелия).

Завод для вяления рыбы. Фотография 1916 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии (Кондопожский район Республики Карелия).

Колесный буксирный пароход «Тюмень» был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году. Принадлежал Министерству путей сообщения Российской империи. Предположительно, снимок сделан на реке Туре близ Тюмени. 

На нижней палубе слева за столом сидит сам Сергей Михалович Прокудин-Горский, который в 1912 году совершил путешествие от Тюмени до Тобольска. 

Тюменский уезд Тобольской губернии. Сегодня это Тюменский район Тюменской области.

Пароход «Тюмень». Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Колесный буксирный пароход «Тюмень» был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году. Принадлежал Министерству путей сообщения Российской империи. Предположительно, снимок сделан на реке Туре близ Тюмени.

На нижней палубе слева за столом сидит сам Сергей Михалович Прокудин-Горский, который в 1912 году совершил путешествие от Тюмени до Тобольска.

Тюменский уезд Тобольской губернии. Сегодня это Тюменский район Тюменской области.

Снимок сделан в Ялуторовском уезде Тобольской губернии (в настоящее время Тюменская область).

Мельницы. Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан в Ялуторовском уезде Тобольской губернии (в настоящее время Тюменская область).

Снимок сделан на электростанции, построенной на берегу Оки у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии. Сейчас Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Машинное отделение электростанции у села Белоомут. Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан на электростанции, построенной на берегу Оки у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии. Сейчас Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Первый чугун на Саткинском чугуноплавильном заводе был получен 19 ноября 1758 года. Все оборудование завода приводилось в действие силой воды, для чего был построен пруд с плотиной длиной 324 метра и шириной 8,5 метра. 

Снимок сделан на Саткинском заводе в Златоустовском уезде Уфимской губернии (сегодня город Сатка в Челябинской области).

Доменные печи на Саткинском заводе. Фотография 1910 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Первый чугун на Саткинском чугуноплавильном заводе был получен 19 ноября 1758 года. Все оборудование завода приводилось в действие силой воды, для чего был построен пруд с плотиной длиной 324 метра и шириной 8,5 метра.

Снимок сделан на Саткинском заводе в Златоустовском уезде Уфимской губернии (сегодня город Сатка в Челябинской области).

Златоустовская фабрика холодного оружия была построена и пущена в ход в 1816-м. Фотография сделана в городе Златоусте Златоустовского уезда Уфимской губернии. 

Теперь Златоуст относится к Челябинской области. Завод существует до сих пор, в настоящее время производит популярные охотничьи и сувенирные ножи.

Столярный цех для выделки ножен при Златоустовском заводе. Фотография 1909 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Златоустовская фабрика холодного оружия была построена и пущена в ход в 1816-м. Фотография сделана в городе Златоусте Златоустовского уезда Уфимской губернии.

Теперь Златоуст относится к Челябинской области. Завод существует до сих пор, в настоящее время производит популярные охотничьи и сувенирные ножи.

Фотография сделана на одной из чайных фабрик поселка Чаква Батумского округа Кутаисской губернии Российской империи. Теперь это поселок городского типа Чакви Кобулетского муниципалитета Аджарии (Республика Грузия).

Развесочное отделение по упаковке чая. Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Фотография сделана на одной из чайных фабрик поселка Чаква Батумского округа Кутаисской губернии Российской империи. Теперь это поселок городского типа Чакви Кобулетского муниципалитета Аджарии (Республика Грузия).

Стеклянный завод в Боржоме заработал в 1890 году. Снимок сделан в 1912 году в поселке Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии. Сегодня это город Боржоми Боржомского муниципалитета Грузии.

Стеклянный завод в Боржоме. Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Стеклянный завод в Боржоме заработал в 1890 году. Снимок сделан в 1912 году в поселке Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии. Сегодня это город Боржоми Боржомского муниципалитета Грузии.

Каслинский литейный завод — один из старейших на Урале, он был основан более 265 лет назад. Широко известен благодаря прославленному художественному литью из чугуна. Фотография сделана в 1909 году в городе Касли Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне Каслинский район Челябинской области).

Механическая мастерская для отделки художественного литья. Фотография 1909 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Каслинский литейный завод — один из старейших на Урале, он был основан более 265 лет назад. Широко известен благодаря прославленному художественному литью из чугуна. Фотография сделана в 1909 году в городе Касли Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне Каслинский район Челябинской области).

Фотография сделана на станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области. В настоящее время — город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана, находится в 375 километрах к востоку от Ашхабада.

Доставка хлопка в завод Байрам-Али. Фотография 1911 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Фотография сделана на станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области. В настоящее время — город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана, находится в 375 километрах к востоку от Ашхабада.

Фотография сделана на фабрике по обработке хлопка на железнодорожной станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана).

Машины для накатки хлопка. Фотография 1911 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Фотография сделана на фабрике по обработке хлопка на железнодорожной станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана).

Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области. Расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Лесопилка у села Белоомут. Фотография 1912 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области. Расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Постройка этой плотины на реке Мургаб была закончена в 1909-м. Фотография сделана в 1911 году в Султан-Бенде Мервского уезда Закаспийской области.

Регулятор на Султан-Бентской плотине (Мургабское имение). Фотография 1911 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Постройка этой плотины на реке Мургаб была закончена в 1909-м. Фотография сделана в 1911 году в Султан-Бенде Мервского уезда Закаспийской области.

Сплав леса по Волге в верхнем течении. Верхневолжский бейшлот — плотина в верховьях Волги, образующая Верхневолжское водохранилище, объединяющее в единый бассейн озера Волго, Пено, Вселуг и Стерж. Расположена в пяти километрах ниже места выхода Волги из озера Волго. 

Снимок сделан у деревни Селище Осташковского уезда Тверской губернии. Сегодня это Селижаровский район Тверской области.

Плоты у Верхневолжского бейшлота, ожидающие спуска. Фотография 1910 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Сплав леса по Волге в верхнем течении. Верхневолжский бейшлот — плотина в верховьях Волги, образующая Верхневолжское водохранилище, объединяющее в единый бассейн озера Волго, Пено, Вселуг и Стерж. Расположена в пяти километрах ниже места выхода Волги из озера Волго.

Снимок сделан у деревни Селище Осташковского уезда Тверской губернии. Сегодня это Селижаровский район Тверской области.

«Шексна» — служебный пароход Вытегорского округа путей сообщений. Снято на Онежском канале, предположительно в районе Жабенца. Пароход пришвартован к озерному бечевнику. 

Онежский канал был расположен в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. В настоящее время это Вытегорский район Вологодской области.

Пожарная тревога на пароходе «Шексна». Фотография 1909 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

«Шексна» — служебный пароход Вытегорского округа путей сообщений. Снято на Онежском канале, предположительно в районе Жабенца. Пароход пришвартован к озерному бечевнику.

Онежский канал был расположен в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. В настоящее время это Вытегорский район Вологодской области.

Снимок сделан на Мурманской железной дороге недалеко от Петрозаводска. Справа в шляпе — Прокудин-Горский. Белое здание на заднем плане (справа) — Олонецкая духовная семинария в Петрозаводске.

На дрезине. Фотография 1916 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан на Мурманской железной дороге недалеко от Петрозаводска. Справа в шляпе — Прокудин-Горский. Белое здание на заднем плане (справа) — Олонецкая духовная семинария в Петрозаводске.

Паровоз Аб-132 (с 1912 года — Б-51) был изготовлен на Брянском заводе в 1909-м. До 1912 года паровозы серии «Аб» были самыми скоростными на российских железных дорогах — развивали скорость до 115 километров в час.

На дальнем плане вагон, в котором Прокудин-Горский путешествовал по Самаро-Златоустовской железной дороге.

Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта. Фотография 1910 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Паровоз Аб-132 (с 1912 года — Б-51) был изготовлен на Брянском заводе в 1909-м. До 1912 года паровозы серии «Аб» были самыми скоростными на российских железных дорогах — развивали скорость до 115 километров в час.

На дальнем плане вагон, в котором Прокудин-Горский путешествовал по Самаро-Златоустовской железной дороге.

Снимок сделан на станции Голодная Степь Ходжентского уезда Самаркандской области. Теперь это город Гулистан Сырдарьинской области Республики Узбекистан.

Водокачка на станции Голодная Степь. Фотография 1911 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Снимок сделан на станции Голодная Степь Ходжентского уезда Самаркандской области. Теперь это город Гулистан Сырдарьинской области Республики Узбекистан.

Строительство первого железнодорожного моста через Каму началось под Пермью в 1897 году и длилось два года. Мост состоял из десяти пролетов, сборка ферм производилась в мастерских Березина методом горячей клепки. Все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Металлические части моста весили более 254 тысяч пудов (4160 тонн).

Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. Фотография 1909 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Строительство первого железнодорожного моста через Каму началось под Пермью в 1897 году и длилось два года. Мост состоял из десяти пролетов, сборка ферм производилась в мастерских Березина методом горячей клепки. Все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Металлические части моста весили более 254 тысяч пудов (4160 тонн).

Тяжелый рудник (на снимке) — один из группы рудников под общим названием «Тяжеловские». Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ реки Бакал, Златоустовский уезд Уфимской губернии (ныне Саткинский район Челябинской области).

Подвесная железная дорога с Тяжелого рудника. Фотография 1910 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

Тяжелый рудник (на снимке) — один из группы рудников под общим названием «Тяжеловские». Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ реки Бакал, Златоустовский уезд Уфимской губернии (ныне Саткинский район Челябинской области).

В 1682 году Далматовский Успенский монастырь наладил в этом месте производство железа. В 1699 году завод отошел казне. Каменский завод первым на Урале освоил выпуск пушек. 

Фотография сделана в окрестностях Каменского завода, расположенного в Камышловском уезде Пермской губернии. Сейчас это город Каменск-Уральский в Свердловской области.

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод. Фотография 1909 года

Фото: Сергей Прокудин-Горский

В 1682 году Далматовский Успенский монастырь наладил в этом месте производство железа. В 1699 году завод отошел казне. Каменский завод первым на Урале освоил выпуск пушек.

Фотография сделана в окрестностях Каменского завода, расположенного в Камышловском уезде Пермской губернии. Сейчас это город Каменск-Уральский в Свердловской области.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше