Начало XX века стало временем бурного развития промышленности в Российской империи. Строились заводы и фабрики, железные дороги уходили все дальше по территории огромной страны. Сложные системы каналов и шлюзов превращали тихие речки и озера в оживленные транспортные пути. Мосты связывали берега широких рек, электростанции давали ток, дымили паровозы и пароходы, летели по проводам телеграфные сообщения... Достижения науки, внедренные в повседневную практику, изумляли воображение не только обывателей, но и весьма просвещенных граждан. Сергей Михайлович Прокудин-Горский искренне верил, что наука и техника изменят мир к лучшему, и приложил к этому свои силы, талант, энергию и страсть. Он не просто усовершенствовал цветную фотографию — ему удалось остановить и обессмертить само время.
«Лента.ру» и издательство «Красивая книга» продолжают знакомить читателей с наследием великого русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В этой галерее собраны цветные фотографии промышленных предприятий, образцов техники и транспорта, железнодорожных и водных коммуникаций Российской империи, относящиеся к 1909-1916 годам.

Электростанция Соловецкого монастыря (на переднем плане); на заднем плане — Спасо-Преображенский собор (слева) и Филипповская церковь. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Электростанция Соловецкого монастыря была пущена в работу 27 сентября 1912 года. Мощность электростанции на момент запуска составляла 145 лошадиных сил (л.с.), вырабатывался постоянный ток напряжением 220 вольт. Один генератор приводился в действие гидравлической турбиной Френсиса мощностью 60 л.с., а два других — паровыми машинами мощностью 60 и 25 л.с. Основная нагрузка электростанции была силовой и только 14 процентов — осветительной.

Камнечерпательная машина многочерпакового типа «Свирская 1-я». Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Камнечерпательная машина применялась для очистки и углубления русла.
Река Свирь, Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии. Сегодня это Подпорожский район Ленинградской области.

Прессовальный станок для сена. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Малая механизация сельского хозяйства в действии. Снимок сделан летом 1916 года в районе села Кондопога Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (районный центр Кондопога Республики Карелия).

Работа на Бакальском руднике. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ Бакала, Златоустовский уезд Уфимской губернии. В настоящее время — Саткинский район Челябинской области.

Насосы для выкачивания воды у села Белоомут. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Завод для вяления рыбы. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии (Кондопожский район Республики Карелия).

Пароход «Тюмень». Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Колесный буксирный пароход «Тюмень» был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году. Принадлежал Министерству путей сообщения Российской империи. Предположительно, снимок сделан на реке Туре близ Тюмени.
На нижней палубе слева за столом сидит сам Сергей Михалович Прокудин-Горский, который в 1912 году совершил путешествие от Тюмени до Тобольска.
Тюменский уезд Тобольской губернии. Сегодня это Тюменский район Тюменской области.

Мельницы. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан в Ялуторовском уезде Тобольской губернии (в настоящее время Тюменская область).

Машинное отделение электростанции у села Белоомут. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан на электростанции, построенной на берегу Оки у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии. Сейчас Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Доменные печи на Саткинском заводе. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Первый чугун на Саткинском чугуноплавильном заводе был получен 19 ноября 1758 года. Все оборудование завода приводилось в действие силой воды, для чего был построен пруд с плотиной длиной 324 метра и шириной 8,5 метра.
Снимок сделан на Саткинском заводе в Златоустовском уезде Уфимской губернии (сегодня город Сатка в Челябинской области).

Столярный цех для выделки ножен при Златоустовском заводе. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Златоустовская фабрика холодного оружия была построена и пущена в ход в 1816-м. Фотография сделана в городе Златоусте Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Теперь Златоуст относится к Челябинской области. Завод существует до сих пор, в настоящее время производит популярные охотничьи и сувенирные ножи.

Развесочное отделение по упаковке чая. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотография сделана на одной из чайных фабрик поселка Чаква Батумского округа Кутаисской губернии Российской империи. Теперь это поселок городского типа Чакви Кобулетского муниципалитета Аджарии (Республика Грузия).

Стеклянный завод в Боржоме. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Стеклянный завод в Боржоме заработал в 1890 году. Снимок сделан в 1912 году в поселке Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии. Сегодня это город Боржоми Боржомского муниципалитета Грузии.

Механическая мастерская для отделки художественного литья. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Каслинский литейный завод — один из старейших на Урале, он был основан более 265 лет назад. Широко известен благодаря прославленному художественному литью из чугуна. Фотография сделана в 1909 году в городе Касли Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне Каслинский район Челябинской области).

Доставка хлопка в завод Байрам-Али. Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотография сделана на станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области. В настоящее время — город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана, находится в 375 километрах к востоку от Ашхабада.

Машины для накатки хлопка. Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотография сделана на фабрике по обработке хлопка на железнодорожной станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана).

Лесопилка у села Белоомут. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области. Расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.

Регулятор на Султан-Бентской плотине (Мургабское имение). Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Постройка этой плотины на реке Мургаб была закончена в 1909-м. Фотография сделана в 1911 году в Султан-Бенде Мервского уезда Закаспийской области.

Плоты у Верхневолжского бейшлота, ожидающие спуска. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Сплав леса по Волге в верхнем течении. Верхневолжский бейшлот — плотина в верховьях Волги, образующая Верхневолжское водохранилище, объединяющее в единый бассейн озера Волго, Пено, Вселуг и Стерж. Расположена в пяти километрах ниже места выхода Волги из озера Волго.
Снимок сделан у деревни Селище Осташковского уезда Тверской губернии. Сегодня это Селижаровский район Тверской области.

Пожарная тревога на пароходе «Шексна». Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
«Шексна» — служебный пароход Вытегорского округа путей сообщений. Снято на Онежском канале, предположительно в районе Жабенца. Пароход пришвартован к озерному бечевнику.
Онежский канал был расположен в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. В настоящее время это Вытегорский район Вологодской области.

На дрезине. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан на Мурманской железной дороге недалеко от Петрозаводска. Справа в шляпе — Прокудин-Горский. Белое здание на заднем плане (справа) — Олонецкая духовная семинария в Петрозаводске.

Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Паровоз Аб-132 (с 1912 года — Б-51) был изготовлен на Брянском заводе в 1909-м. До 1912 года паровозы серии «Аб» были самыми скоростными на российских железных дорогах — развивали скорость до 115 километров в час.
На дальнем плане вагон, в котором Прокудин-Горский путешествовал по Самаро-Златоустовской железной дороге.

Водокачка на станции Голодная Степь. Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан на станции Голодная Степь Ходжентского уезда Самаркандской области. Теперь это город Гулистан Сырдарьинской области Республики Узбекистан.

Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Строительство первого железнодорожного моста через Каму началось под Пермью в 1897 году и длилось два года. Мост состоял из десяти пролетов, сборка ферм производилась в мастерских Березина методом горячей клепки. Все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Металлические части моста весили более 254 тысяч пудов (4160 тонн).

Подвесная железная дорога с Тяжелого рудника. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Тяжелый рудник (на снимке) — один из группы рудников под общим названием «Тяжеловские». Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ реки Бакал, Златоустовский уезд Уфимской губернии (ныне Саткинский район Челябинской области).

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В 1682 году Далматовский Успенский монастырь наладил в этом месте производство железа. В 1699 году завод отошел казне. Каменский завод первым на Урале освоил выпуск пушек.
Фотография сделана в окрестностях Каменского завода, расположенного в Камышловском уезде Пермской губернии. Сейчас это город Каменск-Уральский в Свердловской области.