Побережье Белого и Баренцева морей. В этих местах невозможно жить земледелием, поэтому людей всегда кормило море. «Море — наше поле», так до сих пор говорят поморы и в шутку называют себя трескоедами. На лов рыбы и за морским зверем местные жители еще в Х веке на самодельных судах ходили на Новую Землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Поморы строили лучшие в своих широтах суда и активно торговали с Европой. В наши дни поморы теряют свою идентичность, молодым приходится уезжать в город на заработки. Селения поморов зачастую находятся в изоляции, и продукты туда доставляют на вертолете. Чтобы прокормить семью, многим приходится браконьерствовать: в постсоветское время появилась квота на рыбу. Фотограф Юлия Лисняк сделала фотопроект о поморском быте и поделилась своими впечателниями с «Лентой.ру».
«Я родилась в Архангельской области. Наверное, поэтому мне так нравится Север: его приглушенные цвета, растения, неприветливые с виду люди. Серые дома-пятистенки с белеными печками, на которых можно было лежать, с обязательными занавесочками наверху.
В деревне Яреньге, когда я туда приезжала несколько лет назад, не было постоянного электричества — днем работал генератор, вечером деревня погружалась во тьму. Дети уезжали учиться за много километров и жили в интернатах. Не было и сотовых вышек, сейчас уже появились. Летом до деревни можно добраться баржой, затем вездеходом, а зимой только вертолетом. Продукты тоже доставляют вертолетом.
Считается, что на формирование характера поморов повлияло то, что они не знали крепостного права. Поездка по Архангельской области, в том числе и огромному Мезенскому району, показала, что характер поморского населения остался прежним — спокойные, оборотистые, говорливые, независимые люди.
Я спрашивала у местных, считают ли они себя поморами, и кто-то смеялся, а кто-то очень серьезно и гордо говорил: да, мы поморы. Мы особенные».
Фото: Юлия Лисняк
Архангельская область, село Заостровье. По характеру поморы — спокойные, оборотистые, говорливые, независимые люди.
Фото: Юлия Лисняк
Поморские женщины не любят, чтобы их называли бабами, отвечают, что у них принято говорить «жёнки».
Фото: Юлия Лисняк
Интерьер поморской тони (изба на рыболовном участке), Когда идет лов рыбы, рыбаки живут на тоне постоянно.
Фото: Юлия Лисняк
Старинная церковь Иконы Божией Матери Одигитрия в деревне Кимже (Архангельская область), как и все здания вокруг, построена без гвоздей. В 2008 году церковь полностью разобрали с целью реставрации путем полной переборки, в настоящее время ее восстанавливают.
Фото: Юлия Лисняк
Мезенские жители сетуют на то, что соседям-ненцам дают квоты на рыбу, хотя они традиционно занимаются оленеводством, а им, коренным поморам, приходится браконьерствовать. В глухих местах бочку бензина меняют на 20 килограммов семги, деньгами не берут. На запрет ловить рыбу жаловались и жители Яреньги.
Фото: Юлия Лисняк
Интерьер поморской тони. Беленая печка очень типична для этих мест.
Фото: Юлия Лисняк
Портреты предков в домах местных жителей так же обычны, как и красный угол с иконами.
Фото: Юлия Лисняк
Максим Карпов, житель Северодвинска.
Фото: Юлия Лисняк
Город Мезень, Архангельская область. Дети в художественной школе используют бюст Ленина вместо античной головы для рисунка. Купить гипсовую голову негде, да и доставить сложно.
Фото: Юлия Лисняк
Рыбаки в Белом море, деревня Яреньга, Архангельская область. Летом до Яреньги можно добраться баржой, затем вездеходом, а зимой — только вертолетом. Продукты тоже доставляют вертолетом.
Фото: Юлия Лисняк
Рыбаки смотрят на море, чтобы определить ветер по малейшим изменениям на небе и воде. По ним рыбаки понимают, можно ли выходить в море или лучше вообще не вытаскивать сети.
Фото: Юлия Лисняк
Дома в поморских деревнях Лопшеньга и Яреньга часто красят в яркие цвета — так красивее, считают местные жители.
Фото: Юлия Лисняк
Архангельская область, Унская губа. Баржа, доставляющая грузы и людей в деревни, расположенные по Летнему берегу Белого моря.
Фото: Юлия Лисняк
Белое море, Яреньга. В сеть попала несъедобная рыба, ее выпустят. Рыбаки просили не снимать их лица: несмотря на мизерный улов, их считают браконьерами. Но квоты на рыбу маленькие, а семью кормить надо.
Фото: Юлия Лисняк
Деревня Яреньга, Архангельская область. На заднем плане видна яхта научной экспедиции, изучающей культуру поморов.
Фото: Юлия Лисняк
Деревенские пацаны купаются, несмотря на холод. В деревне Яреньга пять улиц, один клуб и магазин. Учиться дети уезжают в крупные населенные пункты, в интернаты.
Фото: Юлия Лисняк
Деревня Яреньга, Архангельская область.
Фото: Юлия Лисняк
Интерьер деревянного дома в деревне в Архангельской области: статуэтки, фотографии предков и родственников.
Фото: Юлия Лисняк
День рыбака. Молодежь собирается ехать на мотоциклах в соседнюю деревню Лопшеньгу. Сейчас в деревне появилась мобильная связь, а совсем недавно единственная связь с другими населенными пунктами была с единственного в округе телефонного автомата.
Фото: Юлия Лисняк
Празднование Дня рыбака в деревне Яреньге.
Фото: Юлия Лисняк
Поморская этнографическая экспедиция на яхтах предпринята с просветительской целью: объяснить поморам, что они должны сохранять свою народную культуру.
Фото: Юлия Лисняк
Старообрядцы-беспоповцы, жители Архангельска. Андрей Георгиевич Коцов и его жена Галина Николаевна совершают молитву дома.
«Сугревушка» — клуб народной культуры при Архангельском областном краеведческом музее. Создан 14 октября 1988 года. Участники коллектива не только собирают и исполняют песни и танцы различных районов Архангельской области, но и восстанавливают традиционные обряды, занимаются ремеслами, характерными для Русского Севера.
Фото: Юлия Лисняк
Старые лодки на берегу Белого моря.
Фото: Юлия Лисняк