Так случилось, что север и северо-запад России Сергей Михайлович Прокудин-Горский снимал дважды: в 1909 году, во время своей первой официальной экспедиции, и в самую последнюю экспедицию — в 1916-м. После знакомства с выдающимся фотографом в мае 1909 года Николай II поручил Прокудину-Горскому запечатлеть различные стороны жизни Российской империи, для чего выделил специально оборудованный железнодорожный вагон, небольшой пароход с командой и моторную лодку, способную идти по мелководью, а также пропуск, обеспечивавший мастеру доступ во все уголки империи. При этом местная администрация должна была оказывать фотографу всяческое содействие в проведении съемок. В своих экспедициях Прокудин-Горский также выполнял поручения министерства путей сообщения.
Для первой экспедиции Николай II наметил фотографу провести съемку всего Мариинского водного пути (Волго-Балт), что Прокудин-Горский и совершил летом 1909-го. Основной целью экспедиции 1916 года стала железная дорога из Петрограда в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск) и ее окрестности.
«Лента.ру» и издательство «Красивая книга» продолжают знакомить читателей с работами выдающегося русского фотографа С.М. Прокудина-Горского. В этой галерее представлены цветные фотографии, сделанные мастером во время экспедиций 1909 и 1916 годов в северные и северо-западные районы Российской империи.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В годы Первой мировой войны для доставки стратегических грузов, поступающих по морю от союзников, был заложен северный незамерзающий морской порт Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск) и проложена узкоколейная железная дорога, соединяющая Мурман с Петроградом. По ходу железной дороги на необжитом берегу Онежского озера появилась станция Медвежья Гора, а при станции — одноименной поселок. С 1938 года — город Медвежьегорск.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
По поручению правительства Прокудин-Горский сделал около 130 снимков Мурманской дороги и близлежащих населенных пунктов. Через Кемь железная дорога прошла в 1915 году, регулярное движение открыли годом позже.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
На снимке 264-я верста Мурманской железной дороги, 856-й пикет. Предположительно, объектом съемки Прокудина-Горского была неровность пути, из-за которой в этом месте в январе 1916 года три раза сошел с рельсов министерский поезд.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
На строительстве Мурманской железной дороги широко использовался труд австро-венгерских военнопленных, в основном славянских национальностей. Условия жизни и работы военнопленных были тяжелыми, многие болели и умирали, в том числе и от цинги. Часто случались побеги. Фальшивые документы на рынке и даже в самом лагере можно было купить за 150-200 рублей. Бежали пленные в сторону финляндской границы.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Суна — река в Карелии, впадает в Кондопожскую губу Онежского озера. Длина реки около 280 километров. В 27 километрах от устья находится водопад Кивач. Всего на реке более 50 порогов и водопадов, но ниже Кивача река Суна считается судоходной. Малое Вороново расположено в среднем течении реки.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Кивач — крупный и широко посещаемый водопад на реке Суна. Упоминается с 1566 года. Высота общего падения воды 10,5 метра.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Деревня Викшица находится недалеко от водопада Кивач. На фотографии часовня Алексия, человека Божия. Точное время ее постройки неизвестно, существовала до начала 1940-х годов. В настоящее время утрачена безвозвратно. На заднем плане Пертозеро.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Выг — река в Карелии протяженностью 237 километров. Впадает в Онежскую губу Белого моря у города Беломорска. Течение Нижнего Выга (102 километра) входит в систему Беломорско-Балтийского канала. На фотографии запечатлен молевой сплав на одном их многочисленных речных порогов.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Петрозаводск — столица Республики Карелия. Население 278,5 тысячи человек (по данным 2017 года). Созданию Петрозаводской слободы положил начало оружейный завод, заложенный в 1703 году по указу Петра I.
Олонецкая железная дорога — частная железная дорога Российской империи, существовавшая с 1914-го по 1917 год. Связывала Санкт-Петербург с Петрозаводском. В апреле 1917 года была объединена с Мурманской железной дорогой.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Александровский казенный завод, открывшийся 13 июля 1774 года, был одним из крупнейших и технически передовых предприятий своей эпохи. На нем отливались более качественные, чем славившиеся в то время на Западе неаполитанские и карронские пушки. Завод стал градообразующим предприятием, определившим присвоение Петровской слободе в 1777 году статуса губернского города Петрозаводска.
Почти полтора столетия Александровский завод был одним из основных поставщиков орудий осадной крепостной и корабельной артиллерии, ядер и снарядов для русской армии и флота.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Кафедральный Свято-Духовский собор в Петрозаводске задумывался как уменьшенная копия московского храма Христа Спасителя. Строительство было начато в апреле 1860 года. Храм строился всем миром как на деньги, выделенные из казны, так и на частные пожертвования горожан. Весной 1872 года был установлен иконостас.
В 1930 году решением Петрозаводского горсовета в помещении собора была открыта общественная столовая №13, а на крыше устроена парашютная вышка. 20 марта 1936 года было принято решение об окончательном сносе здания. Собор был взорван. Все работы по сносу были завершены к светлому празднику Первомая 1936 года.
Сейчас на этом месте расположено здание Петрозаводского музыкального театра.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Собор был построен в 1800 году на возвышенности близ берега Онежского озера на средства горожан. В 1924 году храм был сожжен.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Старинное поморское село располагалось на берегу Онежской губы в месте впадения реки Выг в Белое море. Известно с 1419 года.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В сентябре 1938 года село Сороки и несколько рабочих поселков Беломоро-Балтийского канала, а также поселок железнодорожников были объединены в город Беломорск. Историческая застройка села Сороки частично сохранилась в центральной части города Беломорска.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Особый интерес в серии снимков 1916 года представляют виды Соловецких островов. В то время на островах было 19 церквей и 30 часовен. Соловецкому монастырю принадлежало шесть скитов и три пустыни, в нем располагались училища для детей поморов, Братское богословское училище, электростанция, метеостанция, радиостанция, литография, ботанический сад.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В первое десятилетие XX века Соловецкая обитель принимала до 15 тысяч паломников в год. Их перевозки по морю осуществлялись монастырскими судами, с одним из которых прибыл на острова и Прокудин-Горский.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Соловецкий монастырь (основан в 1436-м) был ликвидирован в первые годы советской власти. С 1920-го на территории монастыря располагался лагерь принудительных работ. В 1923-м был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939-м.
В 1974 году на Соловках был создан Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1992-м комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995-м — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ. В 1990 году на территории Соловецкого кремля открыт Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Поселок заводских рабочих Ковжинского лесопильного завода. Предприятие находилось в Белозерском уезде Новгородской губернии. В 1946 году вся территория была затоплена водами Рыбинского водохранилища. Площадь водоема — 4580 квадратных километров.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Леушинская женская школа находилась на территории Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, вблизи от реки Шексны, между городами Череповцом и Рыбинском. В период с 1941-го по 1946 год был затоплен водами Рыбинского водохранилища.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Леушинский женский монастырь действовал до 1931-го. В период с 1941 по 1946 год был затоплен водами Рыбинского водохранилища. При затоплении большая часть икон была утрачена.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Вытегорский (Мариинский) канал выступал ключевым звеном Мариинской водной системы, соединявшим реки Ковжу и Вытегру. Строительство Вытегорского канала было задумано еще Петром I, но осуществлено уже императрицей Марией — отсюда и название канала. Впоследствии Мариинский канал стал частью Волго-Балта.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Для экспедиционных съемок Мариинской водной системы министр путей сообщения Российской империи С.В. Рухлов выделил Прокудину-Горскому пароход «Шексна», на котором он и путешествовал.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Деревянный храм с ярусным покрытием, построенный в 1770-м, состоял из четверика с прямоугольным алтарем и трапезной. Четверик завершался бочками ломаных очертаний, несшими четыре малые главки и низкий восьмерик, на котором стояла центральная главка. Закрыт в 1930-х годах, сгорел в 1984-м.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Церковь была построена в 1708 году. Сгорела в октябре 1963-го по причине преступной небрежности. В настоящее время на ее месте остаются руины.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Построена между 1788 и 1820 годами. В 1961-м затоплена и разрушена. Останки церкви можно видеть на отмели Шекснинского водохранилища в Белозерском районе Вологодской области.