На выставке Another kind of life, которая проходит в галерее Barbican в Лондоне, собраны фотографии людей из разных стран и времен, которые по той или иной причине оказались на задворках общества. Авторы фотографий проникли в незаметный другим мир бунтарей и гангстеров, нищих и секс-меньшинств, чтобы своими глазами увидеть, как они живут. «Лента.ру» узнала истории этих снимков.
Фото: Paz Errázuriz
Чилийский фотограф Паз Эрразуриз снимала происходящее на задворках Сантьяго в самый разгар военной диктатуры. В 1983 году она познакомилась с трансгендерной проституткой по имени Эвелин. При Пиночете любые отклонения от гендерных норм жестоко подавлялись, поэтому таким людям приходилось скрываться. Чтобы запечатлеть ее жизнь, фотограф на время перебралась в подпольный бордель, где Эвелин работала со своим братом.
Фото: Paz Errázuriz
Чилийские власти не приветствовали распространение подобных фотографий. Это делало работу Паз Эрразуриз не самым безопасным занятием, но риск ее не пугал: она считала, что таким образом сопротивляется диктатуре. «Есть темы, которые общество не видит, — говорила она. — Моя задача в том, чтобы убедить людей посмотреть на них».
Фото: Walter Pfeiffer
В 1973 году швейцарский фотограф и художник Вальтер Пфайффер сделал серию портретов 18-летнего транссексуала. «В Люцерне намечалась большая выставка, и куратор сказал мне: "Тебе следует пойти и снять что-нибудь для нее". Так я и сделал, — вспоминает он. — Встретил этого мальчика по имени Карло Йох, который потом навестил меня несколько раз». Карло приходил к фотографу раз в месяц, и каждый раз выглядел иначе: иногда как мужчина, иногда — в женской одежде или с макияжем. Пфайффер получил, что хотел, и лишь позднее понял, что именно он снимал.
Фото: Walter Pfeiffer
Фотограф не догадывался, что его модель умирает. «В начале он был во цвете сил, но после каждого визита худел и худел, — рассказывает Пфайффер. — И это видно на фотографиях». Вскоре после окончания съемки фотограф узнал о смерти Карло Йоха. Это лишь укрепило убеждение Пфайффера, что красота быстротечна, и нужно спешить.
Фото: Katy Grannan
В 2006 году фотограф Кэти Грэннан перебралась в Калифорнию. То, что она увидела, совсем не походило на идиллическую страну американской мечты, которая когда-то влекла первопроходцев и переселенцев. Неприглядная сторона Кремниевой долины и Голливуда редко попадает в центр внимания, и, по мнению Грэннан, напрасно. Обитатели Голливудского бульвара и беднейшего квартала Сан-Франциско — вот истинные наследники пионеров, которые осваивали американский Запад.
Фото: Katy Grannan
В 2010 году Кэти Грэннан отправилась по стопам знаменитой фотожурналистки Доротеи Ланж, которая в 1930-е годы снимала простых американцев, бедствующих из-за Великой депрессии. Она объехала полузабытые городки Калифорнийской долины, где бывала Ланж. Теперь их жители выглядят по-другому, но им живется так же несладко, как их предкам.
Фото: Philippe Chancel
В 1982 году несколько молодежных банд делили Париж на сферы влияния. В них шли простые французы из рабочего класса, которые придерживались ультраправых взглядов. Они свято верили в превосходство белой расы и недолюбливали приезжих. Исключением были только две банды: «Викинги» и «Пантеры». Туда принимали и белых, и черных, и арабов. Их члены изучали боевые искусства и одевались в духе Америки 1950-х.
«Они заинтересовали меня. Мне хотелось поснимать их изнутри какое-то время, — вспоминает фотограф Филипп Шансель. — Думаю, они приняли меня, потому что я тоже был молодым, самоуверенным и с норовом. Я искал свое место в жизни, мне хотелось адреналина, попробовать настоящей жизни, и я был готов к опасностям. Фотография была для этого хорошим поводом».
Фото: Philippe Chancel
Шансель снимал «Пантер» и «Викингов» в самый интересный момент их истории. Во Франции усиливались националистические и расистские настроения. Многие винили в своих проблемах иммигрантов. Это было на руку соперникам «Пантер» и «Викингов», поэтому им тоже пришлось задуматься о политике. Они стали давать организованный отпор скинхедам, порой с оружием в руках. К концу десятилетия из этих банд выросло французское движение антифа.
Фото: Teresa Margolles
Мексиканский фотограф Тереза Марголлес сняла серию портретов трансгендерных проституток из города Сьюдад-Хуарес, расположенного на границе Мексики и Соединенных Штатов. Они позируют на руинах ночного клуба, где работали.
Фото: Teresa Margolles
Власти Сьюдад-Хуарес сносят подобные заведения, чтобы изгнать проституток и других «нежелательных» людей из центра города. «Несмотря на это, на снимках секс-работницы гордо стоят среди развалин с невозмутимым видом, как бы отстаивая себя среди насилия и разрушения», — поясняет замысел фотографа пресс-релиз галереи, где проходила выставка ее работ.
Фото: Сэйдзи Курата
В 1975 году японский фотограф Сэйдзи Курата установил в своем автомобиле рацию, настроенную на полицейскую волну. Так он первым узнавал о происшествиях и устремлялся туда со своим Pentax 6×7. Это помогло ему увидеть изнанку токийских районов Икэбукуро и Синдзюку и лично познакомиться с якудза.
Фото: Сэйдзи Курата
Курата снимал японских гангстеров, с ног до головы покрытых татуировками, проституток и стриптизерш, игроков в подпольных казино, ультраправых активистов и гей-клубы, которые тогда только начинали появляться в Токио. Его фотографии сравнивают с работами Виджи — классика документальной фотографии, работавшего в Нью-Йорке во времена Сухого закона. Трюк с рацией Курата позаимствовал как раз у него.
Фото: Casa Susanna Collection
В 2003 году коллекционеры Роберт Своуп и Мишель Херст купили на барахолке картонную коробку, где лежали почти четыре сотни фотографий. Оказалось, что снимки сделаны в 1950-е годы в тайном доме отдыха для мужчин, которые любят переодеваться в женскую одежду. Люди приезжали туда (иногда вместе с супругами), чтобы предаться своему увлечению в кругу единомышленников. Слух о таком хобби мог испортить им жизнь, поэтому только там они чувствовали себя спокойно. Никто не помнит, кто снял эти кадры, и как звали людей, которые на них запечатлены, но это не делает их менее интересными.
Фото: Дайдо Морияма
Японский фотограф Дайдо Морияма снимал послевоенную Японию в момент, когда уклад жизни этой страны быстро менялся. В конце 1960-х он пытался показать темную сторону Токио и бедствующие места, которые прогресс оставил позади. Героями его первых работ были актеры в гримерках и на подмостках театров Кабуки, уцелевших в переулках токийского района Асакуса.
Фото: Дайдо Морияма
Асакуса, где Морияма нашел своих героев, славилась не только театрами Кабуки. Этот район считался одним из центров преступного мира Токио. Как и Курата после него, в поисках интересных персонажей фотограф блуждал по темным улицам среди баров якудза и ночных клубов с сомнительной репутацией.
Фото: Игорь Пальмин
В 1977 году фотограф Игорь Пальмин снимал советских хиппи, скрывавшихся от ненужного внимания в археологической экспедиции в Ставрополье.