Объявлена официальная программа 71-го Каннского фестиваля: свои новые фильмы на Круазетт представят Жан-Люк Годар и Спайк Ли, Асгар Фархади и Цзя Чжанкэ, а вот «Лето» Кирилла Серебренникова, включенное в основной конкурс, рискует показаться там без обвиняемого в растрате режиссера, которому продлили домашний арест до июля. Отсутствие Серебренникова в Каннах вполне может стать скандалом, каким уже обернулись переговоры фестиваля с Netflix: сервис отказался отдавать самому престижному киносмотру планеты снятые на его деньги картины. В галерее «Ленты.ру» — фильмы, которые Каннам все же удалось заполучить.
Кадр: фильм «Все знают»
Фильмом открытия Каннского фестиваля выбрана картина двукратного оскаровского лауреата из Ирана Асгара Фархади — режиссер «Развода Надера и Симин» и «Коммивояжера» свою новую работу полностью сделал в Испании, с местной съемочной группой и актерами. Среди последних — Пенелопа Крус и Хавьер Бардем, так что недостатка в звездном блеске на первой красной дорожке киносмотра не будет. Сюжет триллера Фархади повествует о возвращении в Испанию давно живущей в Буэнос-Айресе семейной пары, чье воссоединение с родственниками на семейном празднике будет омрачено неким таинственным инцидентом.
Кадр: фильм «Девушки солнца»
Каннские отборщики в этом году многим известным режиссерским именам (таким как, например, Майк Ли, Паоло Соррентино и Хармони Корин) предпочли фильмы постановщиков куда менее раскрученных: арт-директор фестиваля Тьерри Фремо перед представлением программы пообещал всех своим выбором удивить. Что ж, это получилось — например, сюрпризом стало появление в основном конкурсе всего лишь второго фильма Евы Хассон, военной драмы со злободневным и основанным на реальных событиях сюжетом «Девушки солнца». Иранская звезда Голшифте Фарахани играет здесь курдскую женщину, сбежавшую из плена ИГ и вместе с другими девушками взявшуюся за оружие, чтобы отбить родной город.
Кадр: фильм «Черный из Ку-клукс-клана»
Лучший чернокожий режиссер Америки Спайк Ли возвращается в Канны после двадцатилетнего перерыва: в основной конкурс включен его провокационный новый фильм «Черный из Ку-клукс-клана». В его основе — реальная история Рона Столлуорта, черного полицейского из Колорадо, которому несмотря на цвет кожи удалось внедриться под прикрытием... в Ку-Клукс-Клан. Главного героя сыграл сын Дензела Вашингтона Джон Дэвид, а роль его партнера исполнил Адам Драйвер.
Кадр: фильм «Пепельный — самый чистый белый»
Каждый следующий фильм живого классика китайского авторского кино Цзя Чжанкэ получается амбициознее предыдущего — похоже, не станет исключением и его новая картина. Действие ленты с поэтичным названием «Пепельный — самый чистый белый» охватывает 16 лет и разворачивается в антураже китайского преступного мира. По сюжету, девушка гангстера по его вине получает пятилетний срок в тюрьме за убийство во время бандитской разборки, а выйдя на свободу, пытается вернуть возлюбленного.
Кадр: фильм «Лето»
В этом году в Каннский конкурс могут приехать сразу два фильма без режиссеров: кроме «Трех лиц» находящегося под домашним арестом Джафара Панахи это «Лето» разделившего судьбу иранца Кирилла Серебренникова, которого обвиняют в растрате госсредств. Включение в конкурс фильма о ленинградской рок-тусовке 1980-х (среди героев — Цой, Науменко, Гребенщиков, к слову, раскритиковавший сценарий Михаила и Лили Идовых) в этом плане смотрится солидным жестом поддержки в адрес режиссера от фестиваля, который показывал его предыдущую картину «Ученик» в «Особом взгляде».
Кадр: фильм «Под Силвер-Лэйк»
Канны традиционно оставляют за собой возможность в последний момент добавить в программу два-три фильма, но по состоянию на сегодня американское кино будет представлено в главной секции фестиваля непривычно скупо: кроме «Черного из Ку-клукс-клана», в конкурс попал лишь еще один фильм из-за океана. Это «Под Силвер-Лэйк» Дэвида Кэмерона Митчелла, самый галлюциногенный пока фильм эксцентричного режиссера «Клуба "Шортбас"». По сюжету, 33-летний калифорниец в исполнении Эндрю Гарфилда отправляется на поиски новой знакомой блондинки — и они оказываются натуральным трипом по Лос-Анджелесу, скрытому от глаз обывателей.
«Образ и речь»
Даже в 87-летнем возрасте Жан-Люк Годар остается одним из самых провокационных и радикальных режиссеров планеты, каждое новое кино которого проверяет границы кинематографа на прочность, а то и вовсе их преодолевает. Похоже, таким окажется и «Образ и речь», охарактеризованный директором Канн Тьерри Фремо как фильм-эссе. Официальный синопсис ленты обещает историю в пяти — по числу пальцев на руке — главах, а также интригует следующим таинственным слоганом: «Ничего, кроме тишины. Ничего, кроме революционного марша». Что ж, маршировать на фильм Годара синефилам не привыкать: оно того стоит.
Кадр: фильм «Асако 1 и 2»
Среди рекордных восьми режиссеров, впервые участвующих в самом престижном фестивальном конкурсе мира, отдельного внимания заслуживает японец Рюсукэ Хамагути: его прошлая пятичасовая драма «Счастливые часы» — один из самых недооцененных фильмов 2010-х. Новая работа Хамагути — история о девушке из Токио, которая спустя два года после загадочного исчезновения ее возлюбленного встречает его идеального двойника, — основана на довольно пикантном первоисточнике: манге в стиле хентай «Пьяная зрелая женщина».
Кадр: фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории»
Disney поставил производство новых фильмов из вселенной «Звездных войн» на поток: не успели выйти на экраны «Последние джедаи», а в Каннах уже состоится премьера картины о приключениях молодого Хана Соло, включая и его знакомство с лучшим другом, вуки по имени Чубакка. Галактического авантюриста сыграл Олден Эренрайк (наиболее известный по ролям в «Да здравствует Цезарь!» Коэнов и «Тетро» Фрэнсиса Форда Копполы), а вот режиссера по ходу съемок продюсеры заменили: вместо создателей «Лего. Фильма» Лорда и Миллера за фильм взялся Рон Ховард («Игры разума»).
Кадр: фильм «Человек-собака»
В отсутствие Паоло Соррентино, чей двухсерийный фильм о Сильвио Берлускони «Лоро» остался вне каннской программы, самым известным итальянским постановщиком на Круазетт станет автор «Гоморры» и «Таксидермиста» Маттео Гарроне. Обладающий, в отличие от Соррентино, более пластичным и изменчивым авторским стилем режиссер в этот раз выступил в жанре своеобразного городского вестерна. «Человек-собака» вдохновлен одним из самых громких дел в истории итальянского правосудия: в конце 1980-х обкокаиненный собакозаводчик похитил человека и довел его, запертого в собачьей клетке, до почти животного состояния. По Гарроне, в основе этой неоднозначной истории лежит не только месть, но и жажда справедливости.
Кадр: фильм «Папа Франциск: Человек слова»
Во внеконкурсной программе Канн обращает на себя особое внимание новый фильм немецкого классика Вима Вендерса — документальный портрет Папы Римского Франциска. Вендерс снимал свое кино на протяжении двух лет и пользовался при этом беспрецедентным доступом к ватиканскому понтифику — в центре же фильма оказывается долгий и откровенный разговор с Франциском на темы основных глобальных проблем, стоящих перед современным миром: неравенство, миграционный кризис, ослабление институтов семьи и церкви.
Кадр: фильм «Арктика»
Актеров, способных в одиночку — в прямом смысле слова — удерживать внимание зрителей на протяжении целого фильма, очень и очень немного. Датчанин Мадс Миккельсен, конечно, входит в их число. Во включенной во внеконкурсную программу Канн «Арктике» он играет мужчину, вынужденного выживать посреди заполярных просторов после трагического происшествия и поломки самолета. Сам актер назвал съемки «Арктики» самым сложным опытом в профессиональной карьере, но при этом воспел талант бразильского режиссера-дебютанта Джо Пенны, который сделал себе имя на популярном YouTube-канале MysteryGuitarMan.
Кадр: фильм «Пылающий»
Ли Чан-дон — не самый раскрученный южнокорейский режиссер своего поколения (эта честь, пожалуй, принадлежит Паку Чан-уку и По Чжун-хо), но не будет преувеличением сказать, что именно он снимает самые ошеломительные, если не душераздирающие фильмы. Подтверждение — его прошлые работы «Поэзия» и «Тайное сияние». Первый за восемь лет фильм Ли «Пылающий» снят по рассказу японца Харуки Мураками о трех друзьях немного за двадцать, реальность которых начинает обретать сюрреальные оттенки после неожиданного признания одного из героев в причастности к поджогу.
Кадр: фильм «Холодная война»
Предыдущий фильм Павла Павликовского «Ида» заслужил почти универсальное признание, а среди множества полученных им наград был «Оскар», поэтому неудивительно стремление Каннского фестиваля получить новую ленту поляка в основной конкурс. Павликовский верен нащупанному в «Иде» стилю: «Холодная война» тоже снята в черно-белой палитре и тоже разворачивается в послевоенной Восточной Европе. Сюжет построен вокруг истории страстной любви между мужчиной и женщиной с кардинально разными бэкграундами и характерами, но насколько неподходящими друг другу выглядят герои, настолько же непреодолимо влечение между ними.
Кадр: фильм «Счастливый Лазарь»
Предыдущий фильм молодой итальянки Аличе Рорвахер «Чудеса» стал одной из главных сенсаций Канн-2014 и удостоился второго по престижности приза фестиваля — гран-при жюри. Ее новая работа уже считается одним из фаворитов будущего киносмотра — несмотря на то, что очень немногое пока известно о сюжете «Счастливого Лазаря». Это немногое, впрочем, интригует своей странностью: в центре сюжета фильма — молодой маргинал, который таинственным образом перемещается во времени на полвека. Рорвахер при этом подчеркивает, что ее фильм не имеет отношения к жанру научной фантастики в его традиционном виде.