Фото как способ изменить мир. Такого правила придерживаются создатели конкурса документальной журналистики Photon, отбирая лучшие работы из сотен поступивших на конкурс. В этом году побороться за главный приз сможет россиянка Анна Мирошниченко, ее фотографии уже были отмечены жюри других международных конкурсов. «Лента.ру» публикует список финалистов премии.
Фото: Pablo Garrigos Cucarella
Фотограф Пабло Гарригос провел два года в Нагорном Карабахе, собирая материал для своего проекта «Последняя граница» — попытки задокументировать битву между мечтами и реальностью, с которыми сталкиваются молодые люди в непризнанной республике. В какой-то момент война между Арменией и Азербайджаном перестала будоражить мировые СМИ, и незаметно для всего мира в этом регионе выросло целое поколение людей, для которых борьба за свои ценности — обычные будни.
Фото: Pablo Garrigos Cucarella
«Молодые люди, которых я наблюдал в течение последних 24 месяцев, оставляют родину для работы или получения образования. Однако через некоторое время они возвращаются обратно в Карабах, стремясь построить там будущее для себя и своих семей, а также поддержать борьбу своей страны за признание международным сообществом», — пишет Гарригос.
Фото: Carmen Sayago
Технологическое и промышленное развитие привело к возникновению новой болезни — множественной химической чувствительности (МХЧ). Это приобретенное экологическое заболевание, которое проявляется острой реакцией организма на химические вещества, присутствующие в воздухе, воде и пище, то есть фактически везде.
Фото: Carmen Sayago
Страдающие от МХЧ не переносят парфюмерию, моющие и чистящие средства, косметику, пищевые добавки и многие другие промышленные химикаты.
Фото: Carmen Sayago
Люди с МХЧ живут фактически в заточении. Им необходимо изолировать себя от химических раздражителей, что делает невозможным их существование за порогом собственной квартиры.
Фото: Misha Vallejo
В тропическом лесу Амазонки живет община кихва сарайяку. Ее члены свято верят в то, что каждый элемент лесной экосистемы — животные, растения, реки, природные явления — наделены живым духом. Если повредить одну из составных частей, могут пострадать все джунгли. Вот почему кихва стараются не брать от джунглей ничего лишнего, только то, что поможет им прокормиться и защититься. Фотограф Миша Вальехо влился в ряды сарайяку и показал, чем живут современные представители этого немногочисленного народа.
Фото: Misha Vallejo
Это этническое меньшинство, вопреки предрассудкам, живет отнюдь не дико. У них насыщенный быт и досуг, в общину проникает современная культура, которая причудливо переплетается с традициями. Молодежь носит одежду из масс-маркета, защищает глаза от солнца темными очками, но в то же время ритуально разрисовывает тело, играет на национальных инструментах и самостоятельно добывает себе еду охотой.
Фото: Misha Vallejo
Территории народности постоянно подвергаются угрозе со стороны нефтедобытчиков. Фотограф опасается, что освоение этих земель может поставить под угрозу и существование сарайяку.
Фото: Анна Мирошниченко
«Ана любит вас» — фотопроект российского фотографа Анны Мирошниченко. Ана — короткое название анорексии. Так по-свойски это нервное расстройство называют обитательницы форумов, стремящиеся по максимуму избавиться от веса. Они говорят об анорексии с любовным придыханием и никому не раскрывают своей привязанности к ней. «Ана — твой лучший друг, не говори никому об этом», «Ты можешь жить без пищи, она тебе не нужна», «Проснись с мыслью: сегодня я светлее, сегодня я красивая» — такими фразами переполнены посвященные анорексии сообщества.
Фото: Анна Мирошниченко
Идеал у страдающих от анорексии девушек пугающий: сбросить вес до 30 килограммов. Для этого они снижают дневную норму потребления пищи с 2000 килокалорий до 500. Многие люди с анорексией знают о своей проблеме, но страх перед дополнительными граммами делает их похожими на наркоманов.
Фото: Анна Мирошниченко
Заставить девочку перейти на овощи и воду может любая неосторожно брошенная фраза о ее внешности, предостерегает фотограф. Мирошниченко убеждена, что стремиться к экстремальной худобе их также подталкивает модная индустрия, кишащая тощими моделями.
Фото: Lola Calzada
Фотограф Лола Кальсада попыталась посмотреть на проблему ассимиляции в прогрессивное общество людей с инвалидностью. Рядовая ячейка социума на протяжении всей жизни в большей или меньшей степени усваивает все нормы поведения: каждый стремится получить образование, построить планы на будущее, соблюсти моральные устои.
Фото: Lola Calzada
В случае с инвалидами, судя по работам фотографа, эти правила до сих пор работают не в полной мере.
Фото: Marco Panzetti
Вот уже несколько лет фотограф Марко Панцетти трудится над масштабным документальным проектом «Идея Европы». Это собрание фотогалерей, которые с разных углов демонстрируют изменения в Европе под влиянием мигрантского кризиса.
За последние несколько лет миллионы людей, бегущих от войн и несправедливости в своих странах, преодолели нечеловеческие препятствия
и обратились в ЕС за убежищем. Однако далеко не все его получили. «Может ли Европа по-прежнему считать себя колыбелью прав человека?» — ставит вопрос автор проекта.
Фото: Marco Panzetti
Панцетти следит за проблемой мигрантов еще с 2015 года, когда в Европу хлынули бегущие от гражданской войны в Ливии люди. С тех пор он снял четыре фотосерии: «Мы не вернемся», «Лампедуза», «В промежутке» и «После ада».
Фото: Carlos Hernández Calvo
Пока мировые СМИ широко освещали мощнейший атлантический циклон «Ирма», прокатившийся по США, фотограф Карлос Эрнандес Кальво наблюдал за тем, как стихийное бедствие пережили на Кубе, также омываемой Атлантикой.
Фото: Carlos Hernández Calvo
В преддверии урагана, на всем его протяжении и после население чувствовало спокойствие и полную защищенность, отмечает фотограф. Власти страны оперативно мобилизовали людей из опасных регионов в более защищенные районы. Должно быть, на атмосферу в стране, которая, казалось бы, должна была быть напуганной пришествием мощной стихии, повлияло и отношение кубинцев к жизни как таковое. Фотографа удивило, что незадолго до того, как «Ирма» разыгралась, на улицах острова можно было встретить безмятежно прогуливающихся по набережной жителей.
Фото: Adam Urban
Венгр Адам Урбан работал модным фотографом, занимался портретной съемкой моделей для агентств. Однако недавно он переквалифицировался в документалиста — и не прогадал. Его работы очень быстро приобрели международное признание. В прошлый раз старшие коллеги по цеху высоко оценили его фоторепортаж из цирка Будапешта, теперь — серию из исправительного центра для несовершеннолетних Азоуд.
Фото: Adam Urban
Впервые о быте центра в 1975 году рассказал отец Адама, однако демонстрировать серию широкой публике запретили. Спустя сорок лет сын решил пройтись по следам отца и показать реальность, в которой живут обитатели исправительного заведения.
В Азоуд попадают подростки, пошедшие по кривой дорожке. Они нарушали общественный порядок, грабили, привлекались за хулиганство. Чужаков в свой мир они не пускают, поэтому Урбану понадобилось немало времени на то, чтобы завоевать их доверие, прежде чем взять в руки камеру.
Фото: Adam Urban
Фотограф наблюдал, как молодежь ходит в школу, осваивает профессии, занимается спортом, молится, бьет наколки и проводит досуг. По словам Урбана, за десятилетия в центре многое изменилось, но проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, остаются прежними.
Фото: César Pastor
«Ничья земля» — так фотограф Сесар Пастор называет Румынию. Спустя почти 30 лет после падения коммунистического режима численность населения страны упала до 19,7 миллиона человек. Трудоспособное население уезжает на заработки в другие страны, молодежь покидает деревни, в суровых сельских районах остаются выживать только старики. Выживать — потому что правительство страны в развитии деревни не заинтересовано, говорит фотограф.
Фото: César Pastor
Старшее поколение — последние хранители многовековых традиций, всю жизнь прожившие в гармонии с землей, которая их кормит. Сейчас они влачат полунищенское существование.
Фото: César Pastor
«Я приступил к этому проекту в конце 2016 года, он начинался как увлечение визуальной атмосферой страны, которая была мне чужда», — вспоминает фотограф. В дальнейшем простой интерес превратился в миссию — создать портрет забытого общества, находящегося на грани исчезновения.