Фабрика и музей швейцарской мебельной компании Vitra занимают обширную территорию близ немецкого городка Вайль-ам-Райн: практичный основатель компании Вилли Фельбаум в 1950-е выяснил, что земля в Германии дешевле, чем в Швейцарии. Фельбаум работал с ведущими промышленными дизайнерами своего времени, в числе которых Чарлз и Рей Имзы, Вернер Пантон, Жан Пруве, и производил мебель в современном стиле, которая выглядела, как арт-объекты, и была при этом практична. А после того как в 1981 году цеха уничтожил пожар, 67-летний предприниматель не только не пал духом, но и превратил возрожденный завод в крупнейший общедоступный архитектурно-дизайнерский музей, заказав проекты новых сооружений самым известным на тот момент архитекторам, а также архитекторам неизвестным, но показавшимся ему, на его наметанный глаз, весьма перспективными. Начинание принесло не только практическую пользу компании Vitra — от удобных корпусов до выгоды в смысле пиара — но и стало серьезным вкладом коммерческого предприятия в историю современного искусства.
![Владельцы компании Vitra сделали большое доброе дело для всей мировой культуры: они позволили Захе Хадид, ныне одной из классиков архитектуры XX века и первой женщине-обладательнице Притцкеровской премии, впервые воплотить в жизнь свой проект. До 1993 года все идеи будущей лауреатки «архитектурного Оскара» оставались на бумаге: потенциальные заказчики не верили в ее деконструктивизм.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150218445/preview_f5fc6b0a3fe886645aaa34bffdd7204a.jpg)
Здание пожарной станции на территории Vitra Campus (1993)
Фото: Вероника Гудкова
Владельцы компании Vitra сделали большое доброе дело для всей мировой культуры: они позволили Захе Хадид, ныне одной из классиков архитектуры XX века и первой женщине-обладательнице Притцкеровской премии, впервые воплотить в жизнь свой проект. До 1993 года все идеи будущей лауреатки «архитектурного Оскара» оставались на бумаге: потенциальные заказчики не верили в ее деконструктивизм.
![И экстерьер, и интерьер Fire Station по проекту Захи Хадид отличаются мощным брутализмом: на плане приземистого здания нет ни одного прямого угла, зато множество острых; контрастирующие поверхности из стекла, металла и бетона одновременно и монументальны, и легки в своей устремленности вперед.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426155748360/preview_d9de65143206fe97666847e827da269b.jpg)
Интерьер здания пожарной части в Vitra Campus
Фото: Вероника Гудкова
И экстерьер, и интерьер Fire Station по проекту Захи Хадид отличаются мощным брутализмом: на плане приземистого здания нет ни одного прямого угла, зато множество острых; контрастирующие поверхности из стекла, металла и бетона одновременно и монументальны, и легки в своей устремленности вперед.
![Построить собственную пожарную станцию владельцев Vitra подтолкнул пожар 1981 года. Но по прямому назначению Fire Station Захи Хадид почти не использовалась, хотя в ней были предусмотрены и гараж для пожарных машин, и даже душевые для пожарных. Сейчас в здании проводят выставки и мероприятия, комнаты обставлены мебелью Vitra, в частности, стульями Panton Chair по дизайну Вернера Пантона.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/16/20180426160016109/preview_d7c50ec3d9f1a0a2e32bc8a07b6868d0.jpg)
Интерьер здания пожарной части в Vitra Campus
Фото: Вероника Гудкова
Построить собственную пожарную станцию владельцев Vitra подтолкнул пожар 1981 года. Но по прямому назначению Fire Station Захи Хадид почти не использовалась, хотя в ней были предусмотрены и гараж для пожарных машин, и даже душевые для пожарных. Сейчас в здании проводят выставки и мероприятия, комнаты обставлены мебелью Vitra, в частности, стульями Panton Chair по дизайну Вернера Пантона.
![Все приземистые здания кампуса виртуозно вписаны в ландшафт — как в природный, так и в рукотворный. Площадку у Fire Station создатели кампуса превратили в минималистский сквер с гравийной площадкой, засаженной липами.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150313983/preview_3ec2af9263ddf9649c052f7132c56005.jpg)
Минималистский сквер у пожарной части в Vitra Campus
Фото: Вероника Гудкова
Все приземистые здания кампуса виртуозно вписаны в ландшафт — как в природный, так и в рукотворный. Площадку у Fire Station создатели кампуса превратили в минималистский сквер с гравийной площадкой, засаженной липами.
![Главное здание кампуса, с которого начинаются все экскурсии, построено по проекту бюро, основанного двумя уроженцами Базеля — Жаком Херцогом и Пьером де Мёроном. Cнаружи сооружение напоминает дюжину гигантских игрушечных домиков с традиционными двускатными крышами и застекленными торцами, поставленных один на другой. Внутри пространство из 12 блоков разбито на пять уровней, где размещены флагманский магазин компании, оформленный как музей с дизайнерскими интерьерами, кафе и ресторан с террасой, сувенирный магазин и административные помещения.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150215327/preview_b07ffedcf307fe9c28e3eea2f3854f82.jpg)
Здание VitraHaus (2010), архитектурное бюро Herzog & De Meuron
Фото: Вероника Гудкова
Главное здание кампуса, с которого начинаются все экскурсии, построено по проекту бюро, основанного двумя уроженцами Базеля — Жаком Херцогом и Пьером де Мёроном. Cнаружи сооружение напоминает дюжину гигантских игрушечных домиков с традиционными двускатными крышами и застекленными торцами, поставленных один на другой. Внутри пространство из 12 блоков разбито на пять уровней, где размещены флагманский магазин компании, оформленный как музей с дизайнерскими интерьерами, кафе и ресторан с террасой, сувенирный магазин и административные помещения.
![Верхний этаж VitraHaus занимает придуманный декоратором Индиа Мадави сказочный интерьер, где мебель Vitra соседствует с гигантскими чайниками и фантастическими цветами. Обстановка навеяна атмосферой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Открывающиеся за огромными окнами холмистые пейзажи дополняют впечатление.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426151344959/preview_74bd43c1bbb12600fc65c2b61fe25386.jpg)
Интерьер VitraHaus
Фото: Вероника Гудкова
Верхний этаж VitraHaus занимает придуманный декоратором Индиа Мадави сказочный интерьер, где мебель Vitra соседствует с гигантскими чайниками и фантастическими цветами. Обстановка навеяна атмосферой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Открывающиеся за огромными окнами холмистые пейзажи дополняют впечатление.
![Пространства разных уровней VitraHaus перетекают друг в друга, соединенные то прихотливыми винтовыми, то широкими деревянными лестницами, которые можно использовать как скамьи во время лекций и мастер-классов. Каждому из выдающихся дизайнеров, работавших для Vitra — от Имзов и Пруве до Антонио Читтерио и братьев Бруллек, — выделено особое пространство с примерами работ и постерами с портретом и краткой биографией.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150211655/preview_7bc12c44e277d67c3c3b45bcbdc7881e.jpg)
Лестница в VitraHaus
Фото: Вероника Гудкова
Пространства разных уровней VitraHaus перетекают друг в друга, соединенные то прихотливыми винтовыми, то широкими деревянными лестницами, которые можно использовать как скамьи во время лекций и мастер-классов. Каждому из выдающихся дизайнеров, работавших для Vitra — от Имзов и Пруве до Антонио Читтерио и братьев Бруллек, — выделено особое пространство с примерами работ и постерами с портретом и краткой биографией.
![Жан Пруве, видный архитектор и предметный дизайнер послевоенной эпохи, прославился в числе прочего сборными домами и павильонами, которые возводил из металлических конструкций, произведенных в собственной мастерской. Заправку Пруве вместе с братом Анри разработали для компании Mobiloil Sacony-Vacuum. Несколько таких построек находились в департаменте Верхняя Луара. В 2003-м один из трех сохранившихся павильонов реставрировали и установили в Vitra Campus. Внутри — стул Standard и стол Compas по дизайну Пруве для Vitra.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426151403544/preview_69f9ec21e0bf00df8d623bac84ee8c41.jpg)
Павильон автозаправки (1953, отреставрировано в 2003), архитектор Жан Пруве
Фото: Вероника Гудкова
Жан Пруве, видный архитектор и предметный дизайнер послевоенной эпохи, прославился в числе прочего сборными домами и павильонами, которые возводил из металлических конструкций, произведенных в собственной мастерской. Заправку Пруве вместе с братом Анри разработали для компании Mobiloil Sacony-Vacuum. Несколько таких построек находились в департаменте Верхняя Луара. В 2003-м один из трех сохранившихся павильонов реставрировали и установили в Vitra Campus. Внутри — стул Standard и стол Compas по дизайну Пруве для Vitra.
![Vitra дала старт международной карьере японского архитектора Тадао Андо: свое первое здание за пределами Японии он построил в Vitra Campus. Эта буквально утопленная в землю минималистичная постройка напоминает одновременно японские дзенские сады камней, модернизм Ле Корбюзье и Луи Кана и романские монастыри. Бетонная стена павильона обсажена старыми деревьями, весной цветущими пышно, как японская сакура.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426155643667/preview_685f42e0be2329e8392cda712e270a6b.jpg)
Павильон для конференций (1993), архитектор Тадао Андо
Фото: Вероника Гудкова
Vitra дала старт международной карьере японского архитектора Тадао Андо: свое первое здание за пределами Японии он построил в Vitra Campus. Эта буквально утопленная в землю минималистичная постройка напоминает одновременно японские дзенские сады камней, модернизм Ле Корбюзье и Луи Кана и романские монастыри. Бетонная стена павильона обсажена старыми деревьями, весной цветущими пышно, как японская сакура.
![Прихотливое внутреннее устройство павильона Тадао Андо позволяет выделить несколько автономных и практически изолированных друг от друга зон для встреч и мероприятий. Бетон стен контрастирует с теплыми оттенками натурального дерева — напольными покрытиями и стеновыми панелями. Стеклянные стены обеспечивают естественное освещение. Помещения обставлены мебелью Vitra, в том числе стульями HAL Ply по дизайну Джаспера Моррисона.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150243564/preview_cd21e6d88dd72a50415edaca2c595672.jpg)
Интерьер павильона для конференций Тадао Андо
Фото: Вероника Гудкова
Прихотливое внутреннее устройство павильона Тадао Андо позволяет выделить несколько автономных и практически изолированных друг от друга зон для встреч и мероприятий. Бетон стен контрастирует с теплыми оттенками натурального дерева — напольными покрытиями и стеновыми панелями. Стеклянные стены обеспечивают естественное освещение. Помещения обставлены мебелью Vitra, в том числе стульями HAL Ply по дизайну Джаспера Моррисона.
![Про пожар 1981 года на фабрике Vitra можно сказать «не было бы счастья, да несчастье помогло»: огонь уничтожил заурядные корпуса и подал идею владельцам компании заказать проекты новых лучшим архитекторам мира. Фабричные здания строили Николас Гримшоу, Алваро Сиза, японское бюро SANAA. Изогнутый мостик между зданиями в дождливую погоду превращается в закрытый переход между корпусами: особые панели автоматически выдвигаются и превращаются в крышу.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150223156/preview_7b08b243df856cd7a0cdce19bf3c4c1e.jpg)
Заводские корпуса, архитектор Николас Гримшоу (1981-1983, слева) и Алваро Сиза (1997)
Фото: Вероника Гудкова
Про пожар 1981 года на фабрике Vitra можно сказать «не было бы счастья, да несчастье помогло»: огонь уничтожил заурядные корпуса и подал идею владельцам компании заказать проекты новых лучшим архитекторам мира. Фабричные здания строили Николас Гримшоу, Алваро Сиза, японское бюро SANAA. Изогнутый мостик между зданиями в дождливую погоду превращается в закрытый переход между корпусами: особые панели автоматически выдвигаются и превращаются в крышу.
![По словам живого классика итальянской архитектуры Ренцо Пьяно (одного из авторов Центра Помпиду), полностью автономное убежище для интеллектуала-одиночки он мечтал построить еще в студенческие годы. Реализовать концепцию «детского домика для взрослых» площадью 2,5 на 3 метра ему удалось уже в расцвете карьеры с помощью собственного бюро Renzo Piano Building Workshop. В доме есть даже кухонька, биотуалет и душ (летом вода нагревается солнцем в баке на крыше).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150258861/preview_285769606efdeaf1e51d90a074f60bbd.jpg)
Экодом Diogene (2013), архитектор Ренцо Пьяно и бюро RPBW
Фото: Вероника Гудкова
По словам живого классика итальянской архитектуры Ренцо Пьяно (одного из авторов Центра Помпиду), полностью автономное убежище для интеллектуала-одиночки он мечтал построить еще в студенческие годы. Реализовать концепцию «детского домика для взрослых» площадью 2,5 на 3 метра ему удалось уже в расцвете карьеры с помощью собственного бюро Renzo Piano Building Workshop. В доме есть даже кухонька, биотуалет и душ (летом вода нагревается солнцем в баке на крыше).
![Первое из новых производственных зданий фабрики Vitra после пожара 1981 года возведено по проекту Николаса Гримшоу, который, наряду с Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом, считается основоположником зародившегося в 1970-е годы стиля high-tech в архитектуре. Изогнутый навес соединяет корпус Гримшоу, отделанный рифленым металлом, с новым (2012 года постройки) корпусом от японского бюро SANAA, в плане напоминающим кривовато нарисованный круг.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426151904991/preview_b5fc3419312a1328842649da12fe03e0.jpg)
Производственный корпус Vitra (1981-1983), архитектор Николас Гримшоу
Фото: Вероника Гудкова
Первое из новых производственных зданий фабрики Vitra после пожара 1981 года возведено по проекту Николаса Гримшоу, который, наряду с Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом, считается основоположником зародившегося в 1970-е годы стиля high-tech в архитектуре. Изогнутый навес соединяет корпус Гримшоу, отделанный рифленым металлом, с новым (2012 года постройки) корпусом от японского бюро SANAA, в плане напоминающим кривовато нарисованный круг.
![Торчащие из земли гигантские пилы, кегли и прочие подобные предметы — визитная карточка одного из лидеров поп-арта 1960-х годов Класа Ольденбурга и его жены и соавтора, писательницы Косье Ван Брюгген. Молоток, отвертку и плоскогубцы циклопических размеров дети основателя Vitra Вилли Фельбаума подарили отцу на его семидесятилетие. Сейчас этот монумент упорному труду — любимое место для селфи у посетителей Vitra Campus.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150254177/preview_b34c046c79c9494c3d7a3ff08d4ac42c.jpg)
Скульптура Balancing Tools («Балансирующие инструменты», 1984), скульпторы Клас Ольденбург и Косье ван Брюгген
Фото: Вероника Гудкова
Торчащие из земли гигантские пилы, кегли и прочие подобные предметы — визитная карточка одного из лидеров поп-арта 1960-х годов Класа Ольденбурга и его жены и соавтора, писательницы Косье Ван Брюгген. Молоток, отвертку и плоскогубцы циклопических размеров дети основателя Vitra Вилли Фельбаума подарили отцу на его семидесятилетие. Сейчас этот монумент упорному труду — любимое место для селфи у посетителей Vitra Campus.
![Прихотливое деконструктивистское сооружение из белых блоков сложной формы, покрытых крышами из серой жести, стало предтечей хрестоматийного творения Фрэнка Гери — здания музея Гугенхайма в Бильбао, построенного семью годами позже. В 2003 году Гери построил в пару к Vitra Design Museum павильон Gate меньшего размера. В обоих зданиях регулярно проходят выставки дизайна и современного искусства.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150237520/preview_086b7b9017acd02c1ac1e2f291163f22.jpg)
Здание Vitra Design Museum (1989), архитектор Фрэнк Гери
Фото: Вероника Гудкова
Прихотливое деконструктивистское сооружение из белых блоков сложной формы, покрытых крышами из серой жести, стало предтечей хрестоматийного творения Фрэнка Гери — здания музея Гугенхайма в Бильбао, построенного семью годами позже. В 2003 году Гери построил в пару к Vitra Design Museum павильон Gate меньшего размера. В обоих зданиях регулярно проходят выставки дизайна и современного искусства.
![Ричард Бакминстер Фуллер, классик американской архитектуры XX века, а заодно — инженер, философ, писатель, ученый и дизайнер, родился в позапрошлом столетии, а учился тогда, когда строили первые небоскребы. Прославился идеей и реализацией геодезического купола, по принципу которого им был построен павильон США на выставке в Монреале (1967, ныне музей «Биосфера») и шатер Dome из непромокаемого материала на металлическом каркасе .](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426151350799/preview_dd70dcad4f0d276e3711881fa39204b7.jpg)
Шатер Dome (1975-2000), архитектор Ричард Бакминстер Фуллер, инженер Томас К. Ховард
Фото: Вероника Гудкова
Ричард Бакминстер Фуллер, классик американской архитектуры XX века, а заодно — инженер, философ, писатель, ученый и дизайнер, родился в позапрошлом столетии, а учился тогда, когда строили первые небоскребы. Прославился идеей и реализацией геодезического купола, по принципу которого им был построен павильон США на выставке в Монреале (1967, ныне музей «Биосфера») и шатер Dome из непромокаемого материала на металлическом каркасе .
![Башня Slide Tower со смотровой площадкой, часами и спиральным спуском, по которому можно скатываться, как с детской горки, на специальных войлочных ковриках, разместилась в конце живописного променада, разбитого по проекту Алваро Сизы.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150303165/preview_0648d92920c2271718fa731ab0964a5b.jpg)
Башня Vitra Slide Tower (2014), архитектор Карстен Хёллер
Фото: Вероника Гудкова
Башня Slide Tower со смотровой площадкой, часами и спиральным спуском, по которому можно скатываться, как с детской горки, на специальных войлочных ковриках, разместилась в конце живописного променада, разбитого по проекту Алваро Сизы.
![Смотровая площадка Vitra Slide Tower на 17-метровой высоте открывает полный 360-градусный обзор на весь Vitra Campus и его окрестности. Высотных зданий поблизости нет, и ничто не закрывает лесистые холмы на горизонте.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150309141/preview_5082b81f21b335deb49cb36f59515b9e.jpg)
Вид на Vitra Campus
Фото: Вероника Гудкова
Смотровая площадка Vitra Slide Tower на 17-метровой высоте открывает полный 360-градусный обзор на весь Vitra Campus и его окрестности. Высотных зданий поблизости нет, и ничто не закрывает лесистые холмы на горизонте.
![Здание Vitra Schaudepot снаружи напоминает безымянную краснокирпичную архитектуру европейских фабрик третьей четверти XIX — начала XX века, а изнутри — гигантский мебельный склад. Но на его полках — не коробки с новой мебелью, а архивные образцы бестселлеров, например, диван Marshmallow по дизайну Джорджа Нельсона, диван Lips, навеянный работами Сальвадора Дали, кресла, стулья и оттоманки по эскизам Чарлза и Рей Имзов и Вернера Пантона и множество других необычных и известных предметов.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150328618/preview_7bf0baa4759584f60f3b12cda3ad736b.jpg)
Экспозиция музея мебели в Vitra Schaudepot (2016), архитектурное бюро Herzog & De Meuron
Фото: Вероника Гудкова
Здание Vitra Schaudepot снаружи напоминает безымянную краснокирпичную архитектуру европейских фабрик третьей четверти XIX — начала XX века, а изнутри — гигантский мебельный склад. Но на его полках — не коробки с новой мебелью, а архивные образцы бестселлеров, например, диван Marshmallow по дизайну Джорджа Нельсона, диван Lips, навеянный работами Сальвадора Дали, кресла, стулья и оттоманки по эскизам Чарлза и Рей Имзов и Вернера Пантона и множество других необычных и известных предметов.
![В музее Vitra собраны экспонаты за более чем сто лет: не только стулья и комоды, произведенные по эскизам известных промышленных дизайнеров для Vitra, но и историческая мебель, бывшая для них источником вдохновения, а также современные арт-объекты — такие как заурядный пластиковый стул, обшитый канвой Monogram французского дома Louis Vuitton.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/04/26/15/20180426150318935/preview_3a89621310d12eb8fdc6994a191c87ce.jpg)
Экспозиция музея мебели в Vitra Schaudepot (2016), архитектурное бюро Herzog & De Meuron
Фото: Вероника Гудкова
В музее Vitra собраны экспонаты за более чем сто лет: не только стулья и комоды, произведенные по эскизам известных промышленных дизайнеров для Vitra, но и историческая мебель, бывшая для них источником вдохновения, а также современные арт-объекты — такие как заурядный пластиковый стул, обшитый канвой Monogram французского дома Louis Vuitton.