До начала активного рабочего и связанного с ним феминистического движения в конце XIX столетия появление женщины в брюках и вообще в мужском костюме где бы то ни было, кроме бала-маскарада или народных святочных и масленичных гуляний, считалось скандалом и неприличием, а в Средние века — и вовсе тяжким грехом. Но суфражистки, демонстративно катавшиеся на велосипеде в брюках и завтракавшие в кафе в купальных костюмах, «пробили» дорогу свободе женщин выбирать себе одежду. А государственную поддержку женские брюки впервые получили в СССР, где физкультурницы выходили на первомайские демонстрации на Красной площади в 1920-1930-е годы в спортивных шароварах и коротких беговых шортах. «Лента.ру» проследила историю женских брюк от Жанны д'Арк до времен советского застоя.
Картина «Жанна д'Арк» художника Питера Пауля Рубенса
Первой широко известной женщиной, в открытую сменившей женское платье на мужское, стала французская героиня Жанна д'Арк. Она возглавила французские войска в борьбе с английскими захватчиками во время Столетней войны и участвовала в боевых действиях в мужской одежде и доспехах. Этот факт стал одной из статей обвинения в ее адрес на суде инквизиции: переодевание в мужское платье по религиозным законам считалось тягчайшим грехом.
Картина «Екатерина II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» художника Эриксена Вигилиуса
Российская императрица Екатерина II получила единоличную власть в результате государственного переворота в 1762 году, осуществленного при содействии офицеров гвардии, среди которых были ее фавориты Орловы. Императрица не только покровительствовала гвардейским полкам и флиртовала с гвардейцами, но и сама время от времени облачалась в мундир: придворные льстецы заверяли Екатерину, что короткий мундир и облегающие лосины подчеркивают красоту ее ног.
Картина «Надежда Дурова» художницы Екатерины Зерновой
Русская дворянка Надежда Дурова с самых ранних лет стремилась к военной карьере. Несмотря на брак по настоянию семьи и рождение сына, Дурова оставила мужа, а затем, переодевшись в мужскую одежду, поступила на службу в кавалерийский полк. Участвовала в кампаниях 1805-1807 и 1812-1814 годов, в Бородинском сражении. Была награждена солдатским Георгиевским крестом за спасение раненого офицера. После выхода в отставку в 1816 году жила в родительском доме, затем в доме брата в Елабуге, продолжая одеваться по-мужски и говорить о себе в мужском роде до самой смерти.
Фото: W. G. Phillips / Topical Press Agency / Getty Images
В 1920-е годы в состоятельных американских кругах, а затем и в Европе появились так называемые flappers и tomboys — девушки-мальчики, которые, пользуясь завоеваниями суфражисток, позволяли себе носить короткие стрижки, брюки, в которых было гораздо удобнее заниматься спортом, нежели в длинных юбках, курить и посещать джаз-клубы. Tomboys стали наглядным выражением «феминизма в стиле».
Фото: Granger / Diomedia
Дизайнер Шанель стала одной из первых, кто позволил женщинам превратить мужской стиль одежды из сугубо спортивного в круизный и коктейльный. Она шила брюки из саржи не только клиенткам, но и себе, и носила их на отдыхе, комбинируя с бретонской тельняшкой и эспадрильями. Например, прогуливалась в таком неформальном виде с псом Гиго на своей вилле La Pausa в Рокбрюне.
Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
В России после Октябрьской революции, в 1920-1930-е годы, права женщин соблюдались как нигде в мире: им можно было делать аборты, рожать детей вне брака, учиться и работать наравне с мужчинами. Легализовались и брюки, и даже шорты — правда, только в спортивном варианте. Но в спортивных трусах можно было даже пройти по главной площади страны.
Фото: Евгений Халдей / РИА Новости
Великая Отечественная война превратила советских женщин в военнослужащих. Многие солдаты и офицеры-женщины предпочитали даже в армии носить форменную юбку, но летать в самолете и прыгать с парашютом в юбке было неудобно. Летчицы легендарного женского 46-го гвардейского авиационного полка носили не только пилотские комбинезоны в кабине самолета, но и брюки с сапогами и гимнастерками — на земле, во время кратких перерывов между полетами.
Фото: Central Press / Getty Images
Настоящей «проповедницей» брюк в женском гардеробе в те времена, когда это казалось скандальной экстравагантностью, была голливудская звезда немецкого происхождения Марлен Дитрих. Она носила брюки со смокингом, пиджаком и кителем и предпочитала классические фасоны, а также широкие и длинные, закрывающие обувь из тонкой струящейся ткани модели, которые в ее честь называли «а-ля Дитрих».
Фото: Photononstop / SCREEN PROD / Diomedia
Секс-символ второй половины 1950-х — начала 1960-х годов, кинозвезда Мэрилин Монро охотно и много снималась и позировала в брюках всех фасонов: облегающие подвернутые джинсы, классические брюки со стрелками и полосатые капри с высокой талией подчеркивали ее тонкую, в сравнении с пышными бедрами, талию, обтягивали упругие ягодицы и открывали узкие щиколотки.
Фото: Keystone Pictures USA / Diomedia
Жаклин (Джеки) Кеннеди еще в бытность женой президента США Джона Кеннеди стала первой супругой лидера крупной мировой державы, позволявшей себе появляться в брюках на публике. Когда Джеки овдовела и вторично вышла замуж за миллионера Аристотеля Онассиса, она не изменила своей любимой одежде, покупая брюки у ведущих французских и итальянских модельеров.
Фото: Николай Акимов / ТАСС
После войны в СССР ношение женщинами брюк вне спортивной площадки, стройки или цеха на промышленном предприятии не приветствовалось. Вообще отношение власти к правам женщин изменилось: в 1950-е было существенно ограничено право на аборт и длительность декретного отпуска. Однако в годы оттепели вместе с относительной либерализацией режима брюки вернулись в моду — сначала в Москве, Ленинграде и столицах прибалтийских республик, затем и в других крупных городах.
Фото: О. Иванов / РИА Новости
Первомайские демонстрации на заре СССР были показом завоеваний коммунизма, а на его излете — добровольно-принудительным народным гуляньем с признаками официального оптимизма. Для главной демонстрации страны на Красной площади унифицированные костюмы шили ведущие советские дома моды. Брюки в 1970-е были синонимом стиля и прогрессивности не только на Западе, но и в СССР.