В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея 24 мая открывается выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения», генеральным спонсором которой стал банк ВТБ. На экспозиции будут представлены около 250 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и частных коллекций.
«Для банка очень важно и ценно сотрудничество с Русским музеем. Совместно было реализовано немало глобальных проектов, спонсором которых выступил банк ВТБ. Среди них — выставки работ Рериха, Бакста, Верещагина. В этом году мы отмечаем 140 лет со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина, и банк поддерживает выставку в Русском музее, которая приурочена к этой дате. Посетители увидят самое полное собрание работ художника — около 250 экспонатов. Мы очень рады, что выставка приходится на летний период, когда в городе много туристов, и надеемся, что ею насладятся не только жители, но и многочисленные гости Санкт-Петербурга», — отметил заместитель руководителя департамента корпоративной сети, старший вице-президент банка ВТБ Юрий Левченко.
На выставке можно увидеть ключевые шедевры художника, среди которых «Сон» (1910), «Купание красного коня» (1912), «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920), «Смерть комиссара» (1928) и многие другие. Наряду с ними покажут малоизвестные и редко экспонирующиеся произведения. Впервые рядом с картинами из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи будут представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие проследить процесс работы художника.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
В 1920-е художник начал обращаться к сюжетам советской действительности. Герои нового времени запечатлены на многих картинах мастера — в частности, на этом полотне из собрания ГЦМСИР.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Идет процесс распаковки картин, прибывших на выставку из Третьяковской галереи. Специалисты осматривают знаменитое полотно «Купание красного коня», в котором мастеру удалось органично соединить традиции, примирить классицизм с символизмом, выразить глубокий смысл в новых формах.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Впервые «Купание красного коня» экспонировалось на выставке общества «Мир искусства». Поместив полотно на центральной стене, организаторы подчеркнули его декларативный характер. Особое место займет оно и на выставке в Русском музее.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Одна из ключевых тем в творчестве художника — тема материнства, которой посвящены картины художника разных лет. Образ матери, материнской любви в житейском его отображении соединялся в представлении Петрова-Водкина с христианским символом материнства — образом Богородицы.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
В 1910-1920-е годы в творчестве Петрова-Водкина особенно отчетливо прозвучали темы юности, рождения и смерти, любви и труда. Сюжет для художника в большинстве случаев был поводом для поэтического иносказания.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Еще в юности, наблюдая за работой иконописцев в родном Хвалынске, Петров-Водкин пробовал писать иконы. С тех пор религиозная тема в различных ее преломлениях прочно вошла в его творчество. Эта картина создана в годы Первой мировой войны. На первом плане — Владимир Алексеевич Леняшин, заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
В экспозиции есть и работы Петрова-Водкина, созданные на рубеже XIX-XX веков: пейзажи родного Поволжья, ранние портреты и автопортреты. На фото — Наталья Михайловна Козырева, заведующая отделом рисунка ГРМ.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
На выставке рядом с картинами из постоянных экспозиций ГРМ и ГТГ впервые будут представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие увидеть процесс работы художника. На этой фотографии мы видим одно из ранних символистских произведений Петрова-Водкина «Сон» (1910), ставшее своеобразным откликом мастера на картину Рафаэля «Сон рыцаря».
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
На выставке можно увидеть произведения не только из музейных собраний, но и из частных коллекций. Это, например, картина «Изгнание из рая» (1911). Некоторые произведения зрители увидят впервые, как представленный на этом фото акварельный эскиз композиции для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске «Распятие» (1910, ГРМ).