На протяжении XX века НАСА (и его предшественник — НАКА) использовало аэродинамические трубы для испытаний и усовершенствования конструкций самолетов, космических аппаратов и многих других транспортных средств. В научно-исследовательском центре Лэнгли (штат Вирджиния) и исследовательском центре Эймса (штат Калифорния) были построены десятки туннелей для имитации высокой скорости ветра, турбулентности, обледенения и ионизации. Некоторые сооружения достигали гигантских размеров, однако в 1990-х годах развитие компьютерного моделирования привело к тому, что часть старых объектов снесли. Коллекция фотографий аэродинамических труб НАСА — в галерее «Ленты.ру».
![Техник открывает дверь, встроенную в направляющий аппарат 16-футовой трансзвуковой аэродинамической трубы научно-исследовательского центра Лэнгли. Этот комплекс, диаметр секции которого достигает 16 футов (около 5 метров), был построен в 1939 году и отремонтирован в 1990 году. Ветер в трубе может разгоняться до околозвуковых или сверхзвуковых скоростей (от 241 до 1600 километров в час).
В изгибах трубы находятся четыре направляющих аппарата, которые имеют форму овала и пересекают трубу под углом 45 градусов. Их лопатки равномерно перенаправляют воздушные потоки, мчащиеся по туннелю длиной 300 метров. В их отсутствие воздушные массы скапливались бы на внешней стороне изгиба, создавая турбулентность, которая сделала бы испытания невозможными. Недавно трубу использовали для разработки прямоугольных (плоских) сопел новой конструкции, способных направлять выхлопной поток в любую сторону. Такой метод векторизации тяги позволит разработать военные самолеты с очень маленьким хвостом или вовсе без хвостового оперения.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150204974/preview_601c63fa37420fb5d68440b12dc0fa73.jpg)
Направляющий аппарат аэродинамической трубы
Фото: Bill Taub / NASA
Техник открывает дверь, встроенную в направляющий аппарат 16-футовой трансзвуковой аэродинамической трубы научно-исследовательского центра Лэнгли. Этот комплекс, диаметр секции которого достигает 16 футов (около 5 метров), был построен в 1939 году и отремонтирован в 1990 году. Ветер в трубе может разгоняться до околозвуковых или сверхзвуковых скоростей (от 241 до 1600 километров в час).
В изгибах трубы находятся четыре направляющих аппарата, которые имеют форму овала и пересекают трубу под углом 45 градусов. Их лопатки равномерно перенаправляют воздушные потоки, мчащиеся по туннелю длиной 300 метров. В их отсутствие воздушные массы скапливались бы на внешней стороне изгиба, создавая турбулентность, которая сделала бы испытания невозможными. Недавно трубу использовали для разработки прямоугольных (плоских) сопел новой конструкции, способных направлять выхлопной поток в любую сторону. Такой метод векторизации тяги позволит разработать военные самолеты с очень маленьким хвостом или вовсе без хвостового оперения.
![Воздухозаборник для туннеля номер один. В 1920 году Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (НАКА) завершил строительство первого аэродинамического комплекса, являющегося аналогом туннеля в Великобритании. Сотовая структура обеспечивает устойчивый, нетурбулентный поток воздуха.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205008/preview_ac5f2957dee19f2d7eeb323d80a733ba.jpg)
Воздухозаборник
Фото: Langley Research Center / NASA
Воздухозаборник для туннеля номер один. В 1920 году Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (НАКА) завершил строительство первого аэродинамического комплекса, являющегося аналогом туннеля в Великобритании. Сотовая структура обеспечивает устойчивый, нетурбулентный поток воздуха.
![Высокоскоростная аэродинамическая труба, расположенная в строении 641 в научно-исследовательском центре Лэнгли, представляет собой железобетонную конструкцию, в которой скорость ветра достигает скорости звука.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205097/preview_5710b554737803648f2e46d72b66e887.jpg)
Высокоскоростная аэродинамическая труба
Фото: Langley Research Center / NASA
Высокоскоростная аэродинамическая труба, расположенная в строении 641 в научно-исследовательском центре Лэнгли, представляет собой железобетонную конструкцию, в которой скорость ветра достигает скорости звука.
![Полноразмерный разведывательный гидросамолет Loening SL установлен для тестирования в аэродинамической трубе научно-исследовательского центра Лэнгли.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205125/preview_4de2d1dc833dc18998344cc36cc674f9.jpg)
Гидросамолет Loening SL
Фото: Library of Congress
Полноразмерный разведывательный гидросамолет Loening SL установлен для тестирования в аэродинамической трубе научно-исследовательского центра Лэнгли.
![Инженер Чарльз Циммерман (Charles Zimmerman) разработал экспериментальный самолет Vought V-173, прозванный «летающим блином». Вертикальный взлет и посадка делали машину пригодной для размещения на палубах военных судов. Прототип, на основе которого был создан палубный истребитель Vought XF5U, испытывался в аэродинамической трубе 28 ноября 1941 года.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205152/preview_a4fd3bf3f4df573fe8e161fc30e035f9.jpg)
«Летающий блин»
Фото: Langley Research Center / NASA
Инженер Чарльз Циммерман (Charles Zimmerman) разработал экспериментальный самолет Vought V-173, прозванный «летающим блином». Вертикальный взлет и посадка делали машину пригодной для размещения на палубах военных судов. Прототип, на основе которого был создан палубный истребитель Vought XF5U, испытывался в аэродинамической трубе 28 ноября 1941 года.
![Пятиметровая лопасть вентилятора высокоскоростной аэродинамической трубы, 1943 год.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205178/preview_53a3410aef58e417761904065ab5b2be.jpg)
Вентилятор аэродинамической трубы
Фото: Langley Research Center / NASA
Пятиметровая лопасть вентилятора высокоскоростной аэродинамической трубы, 1943 год.
![Вид изнутри на строительство сужающейся части аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса, июль 1943 года.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205212/preview_8feae712168ce6028ebbb6dc6170ef3f.jpg)
Строительство аэродинамической трубы
Фото: Langley Research Center / NASA
Вид изнутри на строительство сужающейся части аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса, июль 1943 года.
![Шесть 12-метровых вентиляторов в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса. Каждый из них приводится в движение электрическим мотором мощностью 6 тысяч лошадиных сил (около 4,5 мегаватта). Скорость генерируемого воздушного потока может достигать 370 километров в час.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205248/preview_0aad155b4768765f3493f40deb62ec9b.jpg)
Вентиляторы в аэродинамической трубе
Фото: Langley Research Center / NASA
Шесть 12-метровых вентиляторов в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса. Каждый из них приводится в движение электрическим мотором мощностью 6 тысяч лошадиных сил (около 4,5 мегаватта). Скорость генерируемого воздушного потока может достигать 370 километров в час.
![Высокоскоростной аэродинамический комплекс Лаборатории аэронавтики Эймса, 1 марта 1948 года.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205301/preview_5e2cd858695616820fdf21754e485d52.jpg)
Лаборатория аэронавтики Эймса
Фото: NASA
Высокоскоростной аэродинамический комплекс Лаборатории аэронавтики Эймса, 1 марта 1948 года.
![Выходная часть аэродинамической трубы и вентиляторы диаметром около 11 метров, мощность электродвигателей которых достигает 4 тысяч лошадиных сил (около 3 мегаватт).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205334/preview_7e680a15318e59082c636e64140d6d82.jpg)
Выходная часть аэродинамической трубы
Фото: Langley Research Center / NASA
Выходная часть аэродинамической трубы и вентиляторы диаметром около 11 метров, мощность электродвигателей которых достигает 4 тысяч лошадиных сил (около 3 мегаватт).
![](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205364/preview_e48d80cae149c68ec175ebc47040b3e8.jpg)
Сверхзвуковой аэродинамический компрессор с роторными лопастями
Фото: NASA
![В левом нижнем углу фотографии виден кусок винта, который был сорван у испытательного вертолета во время тестирования в аэродинамической трубе в научно-исследовательском центре Лэнгли, 1948 год.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205394/preview_8dad83225ed73f97a0954e9c138cc671.jpg)
Неудачное испытание
Фото: Langley Research Center / NASA
В левом нижнем углу фотографии виден кусок винта, который был сорван у испытательного вертолета во время тестирования в аэродинамической трубе в научно-исследовательском центре Лэнгли, 1948 год.
![Летательный аппарат вертикального взлета AvroVZ-9V Avrocar с хвостовым оперением. Машина была установлена на стойках с регулируемой высотой в аэродинамической трубе 3 марта 1961 года. Avrocar обладал плохими аэродинамическими характеристиками, поэтому проект был закрыт.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205422/preview_20faeb21d6532e778a3d358d96a97fd1.jpg)
«Летающая тарелка» Avrocar
Фото: NASA
Летательный аппарат вертикального взлета AvroVZ-9V Avrocar с хвостовым оперением. Машина была установлена на стойках с регулируемой высотой в аэродинамической трубе 3 марта 1961 года. Avrocar обладал плохими аэродинамическими характеристиками, поэтому проект был закрыт.
![](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205453/preview_ed72e03c9547703f2b553210b79f1822.jpg)
Вид сверху на Avrocar
Фото: NASA
![](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205480/preview_d9901d928516a4cddf16a7dab9d49c0b.jpg)
Летательный аппарат для отработки лунных посадок
Фото: NASA
![](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205507/preview_f74417b571ee97045ce9b2bd1d03066e.jpg)
Вентиляторы аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса
Фото: Tom Trower / NASA
![Испытательный прототип сверхзвукового самолета на тестировании в научно-исследовательском центре Лэнгли.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205541/preview_cf8b94c9592edad5055fb50041d986ab.jpg)
Прототип сверхзвукового самолета
Фото: Langley Research Center / NASA
Испытательный прототип сверхзвукового самолета на тестировании в научно-исследовательском центре Лэнгли.
![Вид с высоты на трансзвуковую аэродинамическую трубу в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1980 году.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205569/preview_0caa7145fd1fe05f3873f0d0cfcb8646.jpg)
Трансзвуковая аэродинамическая труба Лэнгли
Фото: Langley Research Center / NASA
Вид с высоты на трансзвуковую аэродинамическую трубу в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1980 году.
![Исследователь проверяет скопление льда на гондоле турбовинтового двигателя в ледяной аэродинамической трубе в 1983 году. Гондола была установлена на боку, чтобы разместить входное отверстие по центру в облачной среде.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205600/preview_7e54a57afb3b102429bf7b61abb128ff.jpg)
Обледенение турбовинтового двигателя
Фото: NASA
Исследователь проверяет скопление льда на гондоле турбовинтового двигателя в ледяной аэродинамической трубе в 1983 году. Гондола была установлена на боку, чтобы разместить входное отверстие по центру в облачной среде.
![После своего закрытия в 1996 году трансзвуковая аэродинамическая труба была снесена в 2011-м.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205628/preview_809a40b65624a62683fc51c997570fd8.jpg)
Снос трансзвуковой аэродинамической трубы
Фото: Sean Smith / Langley Research Center / NASA
После своего закрытия в 1996 году трансзвуковая аэродинамическая труба была снесена в 2011-м.
![Снос строений 640 и 641 научно-исследовательского центра Лэнгли.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/05/31/15/20180531150205656/preview_a9a7aeeb29d6f5824000ae1c2fafa3fa.jpg)
Снос зданий научно-исследовательского центра Лэнгли
Фото: Langley Research Center / NASA
Снос строений 640 и 641 научно-исследовательского центра Лэнгли.