Жители Калмыкии исповедуют тибетскую форму буддизма. Из 58 официально зарегистрированных там общин 27 — буддийские. Эта религия пользуется особым статусом в республике, мирно сосуществуя с христианством и исламом.
Впрочем, так было не всегда.
Долгие годы их преследовала советская власть, порой сажая верующих в тюрьмы. Но они сумели сохранить частичку самобытности. Калмыки всегда находили компромисс. До XVII века они были язычниками, поклонялись силам природы, почитали солнце, луну, звезды, огонь. Особое место занимал культ предков и рода. Проникновение буддизма происходило через паломников из Тибета, которые приходили на калмыцкие земли через китайскую Джунгарию. В результате произошло смешение двух течений, и получился буддизм с чертами шаманизма. Последний приобрел особые черты: классическое шаманство, считающееся «черной верой», трансформировалось в знахарство. В народе буддийских шаманов называют «знатоками». Их обряды и сейчас имеют черты ритуалов периода старинных верований.
Фотограф Тата Гориан в авторском проекте «Следы» попыталась поймать моменты, когда древние языческие культы, буддизм и кочевое прошлое калмыков сливаются воедино.

Внучка калмыцкого жреца — гелюнга — перед алтарем в заброшенном доме своего деда
Фото: Тата Гориан
Во дворе семья гелюнга возвела ему памятник, который станет молельным местом для жителей поселка Буруны в Астраханской области (до 1943 года поселок входил в состав Калмыкии).

На животноводческой точке около поселка Чилгир
Фото: Тата Гориан
Несмотря на то что буддизм запрещает убивать животных, калмыки разводят скот и едят мясо. Мясное животноводство для Калмыкии — традиционный вид хозяйства с кочевых времен. По поголовью крупного рогатого скота республика занимает первое место в России, а по количеству овец и коз — второе.

Калмык обводит пламенем спички простуду на губе
Фото: Тата Гориан
По сохранившимся представлениям калмыков, огонь имеет очищающее свойство.

Калмыки прикладывают ко лбу пайцзу
Фото: Тата Гориан
Пайцза — современная версия награды Чингисхана, дающая большие права владельцу: доступ, помощь, содействие. Калмыки верят, что пайцза обладает большой силой, поэтому стремятся к ней прикоснуться.

Обряд жертвоприношения огню
Фото: Тата Гориан
В пламя бросают масло, жир, сладости, льют молоко, чай. Почитание огня, особенно огня очага, связано с остатками родового культа. По поверьям калмыков, огонь в очаге — хранитель благополучия и богатства семьи.

Разбрасывание риса во время обряда открытия памятника гелюнгу — калмыцкому жрецу
Фото: Тата Гориан

Традиционная встреча рода у поселка Бургуста
Фото: Тата Гориан
Каждый калмык должен знать своих предков как минимум до седьмого колена. Браки между родственниками до седьмого колена запрещаются.

Калмычка разносит подношения (фрукты, сладости) предкам на кладбище
Фото: Тата Гориан

Заброшенный дом калмыцкого жреца
Фото: Тата Гориан

На точке
Фото: Тата Гориан
В республике, по данным Минсельхоза Калмыкии, более четырех тысяч отдельных животноводческих точек.

Банка с пожертвованиями на строительство ступы — буддийского культового сооружения
Фото: Тата Гориан
Алтарь с подношениями — калмыцкие борцоки (пончики из сдобного теста), сладости, фрукты, калмыцкий чай джомба, монеты, свечи.

Жители поселка Буруны на открытии памятника калмыцкому жрецу
Фото: Тата Гориан
Верующие калмыки приходят молиться не только в хурулы. Часто молельными местами становятся сооружения, посвященные гелюнгам.

Голова овцы на животноводческой точке
Фото: Тата Гориан

На животноводческой точке
Фото: Тата Гориан

На калмыцком кладбище
Фото: Тата Гориан

Футбол на традиционной встрече рода
Фото: Тата Гориан
Благодаря ежегодным встречам, на которых собирается до 100 представителей одного рода, все родственники знают друг друга в лицо.

В автобусе по пути на встречу рода
Фото: Тата Гориан
Семьи заказывают несколько микроавтобусов, чтобы добираться до места встречи рода было веселее.

На животноводческой точке
Фото: Тата Гориан

На калмыцком кладбище
Фото: Тата Гориан